«Яндекс Путешествия» увеличил комиссию: подорожает ли отдых в России

«Яндекс Путешествия» увеличил комиссию: подорожает ли отдых в России
После того как агрегатор «Яндекс Путешествия» уведомил партнеров об увеличении с 1 февраля базовой комиссии за успешные бронирования с 15 до 17% (объяснив это ростом ставки НДС), на рынке возникли опасения. Во-первых, так же могут поступить и другие онлайн-платформы, во-вторых, вслед за комиссий потянется вверх и стоимость отдыха в отелях России, в-третьих, политика Яндекса не случайна — пользуясь своим весом, он может позволить себе многое, и конечная цель, мол, монополизация рынка. «Подомнут как в случае с такси», — отмечает один из комментаторов.

«За Яндексом почти неизбежно потянутся и другие онлайн-агрегаторы. Повышение комиссии одним крупным игроком обычно запускает цепную реакцию, и рынок довольно быстро подтягивается к новым условиям. В итоге мы будем наблюдать более активный рост цен на гостиничном рынке в целом», — спрогнозировал в своем телеграм-канале владелец и управляющий питерского отеля «Гельвеция» 5* Юнис Теймурханлы.

Пока, впрочем, поводов для паники нет — ни для отелей, ни для туроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме, ни для собственно туристов. Примеру Яндекса его конкуренты следовать не спешат. Например, сервис онлайн-бронирования «Островок» заявил, что он свою базовую комиссию оставляет неизменной — 15%. И это помимо прочего можно воспринимать как способ, используя резонансную тему повышения комиссии, привлечь к себе новых клиентов-отельеров.

Хотя отсутствие цепной реакции, о которой писал владелец «Гельвеции», возможно, временно и дальше ситуация изменится. «Другие игроки подождут результаты. Если отели согласятся с предложением, остальные тоже повысят. В случае же “миграции” гостиниц в более дешевые каналы Яндекс потеряет часть отелей», — прокомментировал руководитель туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Комиссия агрегаторов растет и, скорее всего, продолжит расти, это данность, уверен председатель Экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов. Он считает, что онлайн-платформы дают хороший результат отелям с именем. А вот тем гостиницам, у которых нет мощного бренда, следует независимо от роста комиссии, не разрывая контрактов с агрегаторами, быстрее начинать развивать направление прямых продаж, активизировать работу с туроператорами и турагентами (особенно в межсезонье) и сотрудничество с организаторами событий.

Впрочем, глобальных изменений после инициативы Яндекса, как считают эксперты, не будет. «Есть площадки, которые уже давно на рынке, система комиссий за годы стабилизировалась и не меняется. Новые площадки на входе давали дисконты, чтобы привлечь отели, а сейчас они приходят к нормализации размера комиссии. К тому же у отелей есть и другие каналы продаж», — сказали в компании «Алеан». Добавив при этом, что текущая ситуация на цены существенного влияния не окажет. Согласен с этим и Сергей Ромашкин: «На стоимость номеров влияет много факторов, комиссия канала — не самый значимый». Гораздо более существенные издержки отелям, например, сулит инфляция — подорожание продуктов и услуг, а также необходимость повышать зарплаты сотрудникам. Все эти факторы в совокупности способны привести к удорожанию гостиничных услуг в 2026 году на 8-10%. Возможно, и выше: по текущей динамике и факторам спроса/предложения разумно ожидать рост средней цены номера (ADR) в 2026 году на 7-12% год к году по России в целом, при этом фактическая динамика сильно разойдется по сегментам, регионам и месяцам. Например, в высокий сезон на курортах Черного моря, Кавказских Минеральных Вод, Калининградской области можно ожидать рост до 15%. «Плюс 20%, как в 2024 году, думаю, не будет. Но в любом случае с точки зрения текущей ситуации повышение комиссии — это плохая история. Экономика отелей и так вызывает вопросы, их будет еще больше», — отметил вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.

Что касается возможной монополизации рынка — а такие мысли возникли после приобретения Яндексом крупной платформы «Академсервис», специализирующейся на B2B-продажах, — то и здесь, по мнению опрошенных экспертов, опасения пока преждевременны. На рынке несколько сильных игроков, поэтому, как в случае с такси, подмять его под себя не получится.


Источник: www.tourdom.ru
19:30
10
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Меню