Вена - Австрия - Карлскирхе
История, как известно, коварная сущность. В нее попадают случайно один и мечтали бы никогда в ней не оказаться другие. Кто-то прилагает неимоверные усилия и будет забыт через несколько лет, а иные прочно оседают здесь на века. Каждому воздастся по делам его…
В середине XVI-го века жил был в Италии священник Карло Борромео. Призванный в Рим папой Пием IV, становится кардиналом, а впоследствии и архиепископом Милана. Отличался неординарными взглядами на церковь и церковнослужителей того времени. Он продвигал идеи очищения церкви, повышения дисциплины и ответственности священнослужителей. Но стал известен, а впоследствии канонизирован Карло другим: во время эпидемии чумы он был одним из немногих служителей церкви такого ранга, которые вышли на улицы, помогали больным, свершали обряды над умирающими. Карло Борромео был канонизирован и стал Святым. В его честь была построена церковь Сан-Карло-аль-Корсо в Риме, он стал одним из святых, которым молились, чтобы ушла чума.
Вы спросите — к чему здесь, в Вене, итальянский священник? Все просто. 1713 год — поистине страшная чума прокатилась по Австрии. Карл IV Габбург дает обет построить храм в честь … естественно, Святого Карла, избавителя от чумы. Дело серьезное — объявлен конкурс, который выигрывает уже достаточно известный, почти «придворный» архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Самой «весомой» его работой, пожалуй, является императорский дворец Шёнбрунн. Он же строил и дворец в Праге, и мавзолей в Граце и церкви в Зальцбурге. Уровень архитектора вполне отвечал поставленной задаче. Церковь построили за рекордные 24 года. Для сравнения Нотр Дам де Пари в Париже строился около 170 лет, Собор Святого Стефана и того более — мало кто берется ограничить время начала и конца работ над этим «гигантом». Несмотря на относительную быстроту постройки, Фишер фон Эрлах не дожил до ее окончания, работы продолжал его сын — Йозеф Эмануэль. Историки не пришли к единому мнению о том, что стало причиной столь экзотического вида собора — то ли два разных архитектора, над ним работавших, то ли все же изначальный проект, одобренный и «уточненный» Карлом IV Габсбургом. Впрочем, если посмотреть на здание Парламента в Вене — то мнение остается только одно.
Так планомерно мы пришли к теме сегодняшней экскурсии — церкви Карлскирхе (нем. Wiener Karlskirche), что значит «Карлова церковь». Это католическая церковь, сейчас она превращена в музей — т.е. уже не действующая. Карлскирхе расположена на одноименной площади Карлсплац фактически на границе так называемого «внутреннего города» — исторического центра Вены, ограниченного Рингом. Здание получилось монументальным. Его венчает огромный купол цвета патины, под ним сложно описываемая смесь стилей и архитектурных изысков: Основная часть храма позаимствована у греков, боковые капеллы наводят на размышления о периоде итальянского Возрождения, а загнутые крыши и вовсе ассоциируются с китайскими пагодами. Тут же массивные колонны на входе в церковь — то ли стремление повторить мусульманский минарет, то ли все же копирование триумфальных колонн римских императоров. Если вся эта какофония стилей Вас не заворожила и не повергла хотя бы в задумчивость — можно обратить
внимание на скульптурную группу перед входом и фигуры на фронтоне здания. Перед входом стоят ангелы, символизирующие Новый и Ветхий Завет, на фронтонах аллегорическое изображение добродетели: Покаяния и Милосердия, Смирения и Веры… Ну и какая же церковь без небесного покровителя. В центре восседает тот самый Святой Карл, который и должен был защищать Вену от чумы. Тема Карла Борромея просматривается также и на рельефах двух монументальных колонн, установленных по обеим сторонам от центрального входа.
После такого внешнего великолепия начинаешь даже задумываться, стоит ли смотреть храм внутри — что еще мог «намешать» этот неординарный архитектор. На удивление, интерьер церкви достаточно «спокоен». Внимание привлекают потолочные фрески, в большинстве своем изображающие славную жизнь Карла Борромея… Большинство фресок создал Иоганн Михаэль Роттмайр из Зальцбурга, хотя в росписи интерьеров участвовали и другие художники. Яркой
барочной пышности интерьера способствует также главный алтарь, спроектированный Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом, его украшает лепной рельеф, изображающий св. Карла Барромея, вознесенного в рай на облаке в окружении ангелов и херувимов.
Высота собора — всего 72 метра. Наверх можно подняться на лифте, а последние ступеньки пройти пешком. Если Вам захочется посмотреть на панораму Вены — делать это все же лучше с Собора Святого Стефана — и расположение поинтересней, и высота повнушительней.
В середине XVI-го века жил был в Италии священник Карло Борромео. Призванный в Рим папой Пием IV, становится кардиналом, а впоследствии и архиепископом Милана. Отличался неординарными взглядами на церковь и церковнослужителей того времени. Он продвигал идеи очищения церкви, повышения дисциплины и ответственности священнослужителей. Но стал известен, а впоследствии канонизирован Карло другим: во время эпидемии чумы он был одним из немногих служителей церкви такого ранга, которые вышли на улицы, помогали больным, свершали обряды над умирающими. Карло Борромео был канонизирован и стал Святым. В его честь была построена церковь Сан-Карло-аль-Корсо в Риме, он стал одним из святых, которым молились, чтобы ушла чума.
Вы спросите — к чему здесь, в Вене, итальянский священник? Все просто. 1713 год — поистине страшная чума прокатилась по Австрии. Карл IV Габбург дает обет построить храм в честь … естественно, Святого Карла, избавителя от чумы. Дело серьезное — объявлен конкурс, который выигрывает уже достаточно известный, почти «придворный» архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Самой «весомой» его работой, пожалуй, является императорский дворец Шёнбрунн. Он же строил и дворец в Праге, и мавзолей в Граце и церкви в Зальцбурге. Уровень архитектора вполне отвечал поставленной задаче. Церковь построили за рекордные 24 года. Для сравнения Нотр Дам де Пари в Париже строился около 170 лет, Собор Святого Стефана и того более — мало кто берется ограничить время начала и конца работ над этим «гигантом». Несмотря на относительную быстроту постройки, Фишер фон Эрлах не дожил до ее окончания, работы продолжал его сын — Йозеф Эмануэль. Историки не пришли к единому мнению о том, что стало причиной столь экзотического вида собора — то ли два разных архитектора, над ним работавших, то ли все же изначальный проект, одобренный и «уточненный» Карлом IV Габсбургом. Впрочем, если посмотреть на здание Парламента в Вене — то мнение остается только одно.


После такого внешнего великолепия начинаешь даже задумываться, стоит ли смотреть храм внутри — что еще мог «намешать» этот неординарный архитектор. На удивление, интерьер церкви достаточно «спокоен». Внимание привлекают потолочные фрески, в большинстве своем изображающие славную жизнь Карла Борромея… Большинство фресок создал Иоганн Михаэль Роттмайр из Зальцбурга, хотя в росписи интерьеров участвовали и другие художники. Яркой

Высота собора — всего 72 метра. Наверх можно подняться на лифте, а последние ступеньки пройти пешком. Если Вам захочется посмотреть на панораму Вены — делать это все же лучше с Собора Святого Стефана — и расположение поинтересней, и высота повнушительней.
EVG
Фотографии: http://de.wikipedia.org