Достопримечательности Золочева: прошлое и настоящее древнего города
Неподалеку, всего в 70 километрах от города Львова, раскинулся небольшой, но очень уютный городок Золочев. «Мал, да удал», — говорит народная мудрость. Эти же слова можно со всей уверенностью отнести и к этому замечательному городу. Несмотря на свой небольшой размер, Золочев имеет давнюю и красочную историю. Его возраст – более 600 лет, первое письменное упоминание о Золочеве датировано 1423 годом.
Статья
Фотографии 13
Карта
Справка
Комментарии
До этого времени, здесь тоже было образовано древнерусское поселение под названием Радече, уходящее своим существованием в далекий 1180 год. Но после сметающего все на своем пути нашествии татаро-монгол в ХІІІ веке город Радече был разрушен до основания. Через некоторое время на этом месте в XIV-XV веках была воздвигнута крепость, сожженная впоследствии крымскими татарами, а потом уже на этой удачно расположенной для контроля за дорогами на подходе ко Львову местности и возник Золочев, сохранивши при этом значение форпоста с отстроенной мощной деревянной крепостью.
«Хозяевами» города поначалу были выходцы известного рода Кердеев, затем он перешел во владение к Яну Менжику – чашнику польского короля, а в 1427 году город стал владением боярского рода Щеченов. В память о тех временах до сих пор напоминает боярский или Золочевский двор – каменное здание со стенами толщиной в 2 метра , служившее в XV веке основной резиденцией управителей города. В Золочевском дворе жили как сами хозяева города, так и содержался городской арсенал. Так продолжалось до того времени, пока не построили Золочевский замок, ставший новым пристанищем золочевских вельмож. Боярский двор начал постепенно приходить в упадок, а в XVІІ веке был передан во владение приходскому костелу, став приютом для убогих и обездоленных, получив таким образом свое второе название – Дом убогих.
Бояре в Золочеве всегда были богатыми, и играли в его развитии немаловажную роль. Есть такое историческое свидетельство о том, что нескольким боярам Золочева значительную сумму по тем временам в 300 гривен задолжал польский король Владислав ІІІ Варненчик, владевший значительной частью земель, расположенных вокруг города. Ими польский правитель и стал рассчитываться за свои долги, чем и спровоцировал долгие споры и даже междоусобицы между боярами о главенстве в управлении Золочевым. В результате со второй половины XV века право быть полновластными владельцами города завоевали польские магнаты Сининские. Именно под их руководством Золочев был усилен оборонным валом и деревянно-земляными укреплениями, установленными на месте современного Золочевского замка.
Значительный след в истории города в начале XVІ века оставил Станислав Сининский – один из наследников знатного польского рода, прославившийся своими любовными похождениями и отлученный за свои прегрешения от церкви. Несмотря на свое легкомысленное поведение, Станислав Сининский добыл для Золочева в 1523 году Магдебургское право, что давало городу освобождение от большинства феодальных повинностей, право земельной собственности и права на самоуправление и собственный суд.
Однако, в 1532 году Сининскому по ряду причин пришлось продать город познаньскому кастеляну, генералу великопольскому Андрию Гурке. Однако через девять лет данный управитель решил в 1541 году продать почти полностью разрушенный татарами Золочев одной из влиятельных польских семей – Зборовским. После этого город еще не раз часто менял своих владельцев, пока в 1599 году владельцами Золочева на полторы сотни лет не стали выходцы из польской дворянской семьи Собеских.
Свое правление городом Марэк Собеский начал с разрушения старой деревянной крепости и началом строительства нового каменного замка-крепости, сохранившегося до наших дней и являющимся настоящей жемчужиной Золочева. Особенность замка состояла в хорошо продуманной конструкции в виде прямоугольной цитадели, окруженной покрытыми каменными плитами земляными валами, по углам которых возвышались сторожевые башни. К сожалению, Марэк Собеский умер, не закончив начатое строительство, его продолжил и завершил в 1634 году сын Марэка – Якуб, о чем свидетельствует надпись и герб на одной из стен замка.
Замок-крепость считался по тем временам неприступным. Однако не смог удержать нашествие татар в 1649 году, в результате чего были сожжены и замок, и город. Такой ход событий надолго выбил Золочев из колеи, город почти на 20 лет погрузился в упадок. Кардинально поменять положение в 1671 году решил Ян Собеский – будущий польский король. Перед грядущей войной с Турцией, такой важный форпост нуждался в особенном укреплении. Тем не менее, в результате шестидневной осады в 1672 году турецкие войска во главе с пашой Капуданом крепость была взята и основательно разрушена. Однако, ставший уже королем Ян Собеский (Ян ІІІ), взяв реванш над турками под Веной, уже в 1675 году полностью восстановил замок с крепостью, основательно увеличив ее укрепления и мощь, что ярко было доказано при отражении татаров под предводительством Аджи-Гирея.
Талантливый польский правитель Ян ІІІ не ограничился военно-укрепительными работами над замком, ставшим его дополнительной королевской резиденцией. На его территории он построил Большой дворец в стиле величественного Ренессанса, а для своей любимой жены Марии Казимиры де Лагранж д'Аркьен возвел дворец в китайском стиле, называемый еще и Розовым дворцом. Позаботился и о достойном обрамлении дворцов в виде изумительного сада в том же стиле эпохи позднего Ренессанса, поражающего своей симметрией и необычайной гармонией.
Династия Собеских оставалась управителями Золочева вплоть до 1737 года. После чего город опять подвергся сплошной череде смены владельцев. Были управителями и польский воевода Тарла Сандомирский, и богатейший литовский род Радзивил. А после того, как произошел в 1772 году первый раздел Польши между Пруссией, Австрией и Россией, вся Галиция, в том числе и Золочев, перешел под австрийское владение. Такая кардинальная смена городских властей не могла не наложить свой отпечаток. В то время в Золочеве австрийцы разбили постоянный военный гарнизон, замок определили под тюрьму, закрывали католические костелы, монастыри, производили даже обмен зданиями церквей между разными конфессиями. Так к польской общине отошло новое, построенное в 1726 году, красивое здание собора с примыкающим к нему корпусом монахов-доминиканцев, известный в наши дни как костел Успения Пресвятой Богородицы, а украинским подданным досталось небольшое старое здание 1604 года, в котором и поныне располагается церковь Воскресения Господнего.
С самого начала ХІХ века и до 1834 года Золочев опять меняет своих «хозяев», постоянно переходя из рук в руки, то попадая во владение польского графа Лукаша Комарницкого, то опять попадая под власть Австро-Венгерской империи. Когда же в 1918 году Австро-Венгрия распалась, Золочев снова перешел под влияние Польши. Правда, ненадолго. Спустя 21 год все земли Галичины стали территорией Советского Союза. Но и такая кардинальная смена не принесла Золочеву счастья. В 1939 году Золочевский замок стал резиденцией НКВД, которое всего за 2 года правления успело замучить до смерти около 700 «врагов народа». Затем пришло время Второй Мировой войны и Золочев до 1944 года был занят немецко-фашистскими оккупантами. Об этих временах остались, по словам очевидцев, странные воспоминания. Поговаривают, что с тех пор в Золочевском замке время от времени появляется привидение в виде коренастого мужчины в шляпе, настораживающее посетителей замка то шагами, то негромкими постукиваниями. В народе таинственного гостя прозвали Черным Рыцарем.
Есть еще одна магическая достопримечательность в Золочевском замке — загадочные камни. Привезли их в замок из села Новоселки, что вблизи Золочева. На одном из них, называемом "камнем желаний", изображены два венка цветочный и терновый, как вечные символы жизни и смерти. На этом же камне между венками есть аккуратное отверстие, говорят, что, загадав желание, нужно вставить в это отверстие палец и быстро провернуть вокруг своей оси. Причем, если желание материальное – палец нужно поворачивать в сторону тернового венка, если желание касается духовных или романтических отношений – в сторону цветочного. На втором камне, напоминающем чем-то огромную плоскую шляпу, высечен готическим шрифтом загадочный текст, содержание которого еще никем не разгадано.
Сам Золочев и сейчас бережно хранит свидетелей своей многострадальной истории. Даже разрушительная Вторая Мировая война, не смогла стереть прошлое у этого удивительного, дышащего воспоминаниями, города. Каждый уголок, каждое строение, могут поведать о том или ином событии. Причем большинство из них обязательно является либо архитектурным, либо культурным памятником. Немало и памятников религиозного характера: переплетение православного и католического вероисповеданий встречаешь буквально на каждом шагу.
Есть, например, на Валовой улице, получившей свое название от расположения в прошлом на этом месте оборонных валов, церковь Святого Николая. Она была построена в в XVІ веке. Здание данного храма было построено с тем расчетом, чтобы помимо духовной миссии, оно могло сыграть и оборонительную роль в случае натиска вражеских войск. И хотя за свою многовековую жизнь церковь Святого Николая претерпела множество изменений, свои оборонительные черты все же сохранила. Как и большинство религиозных сооружений, во времена господства Советской власти церковь была подвержена надруганию и разорению: полностью сожжен старинный иконостас, уничтожены настенные росписи храма, выполненные в начале ХХ века известным львовским мастером Модестом Сосенко, а само помещение храма было отдано под размещение атеистического музея. Положение изменилось только после распада Советского Союза. Возобновились службы, восстановили настенные росписи, воспроизвели, по чудом сохранившимся фрагментам, первоначальный иконостас.
На Львовской улице, расположенной на окраине города, возвышается Василианский монастырь греко-католического обряда, который был основан в XVІ веке, примерно в 1567 году. После сокрушающего нападения татар в середине XVІІ века монастырь серьезно пострадал и был существенно разрушен. По инициативе Яна Собеского в 1665 году монастырь был полностью восстановлен, только в деревянном исполнении. Только лишь в 1840-1860 годы на средства жены городского владыки на то время – графини Комарницкой Василианский монастырь начали перестраивать в камне. Тогда же на территории монастыря появилась изящная церковь Вознесения Господнего, радующая взор и поныне.
В центре Золочева на ул. Григория Сковороды расположены старинная православная церковь Вознесения Господня, датируемая 1604 г. и костел Успения Пресвятой Богородицы 1726 г. Костел является настоящей жемчужиной старого центра Золочева. Барочная архитектура с многочисленными скульптурами святых, с барельефами, с курантами на башне и боем колокола создают особую величественную ауру, словно разгоняя провинциальных дух города.
К костелу примыкает корпус монастыря доминиканцев, расположенный позади костела. Монастырь закрыли еще в советский период. Но сохранились некоторые заводские помещения, расположенные в корпусе келий.
Это далеко не весь список достопримечательностей Золочева. Ибо описать их попросту не хватает слов, их нужно увидеть своими глазами. Почувствовать дыхание того времени, ощутить их долгую и непростую историю, проникнуться творениями человеческими, которые не смотря на непредсказуемые и коварные повороты истории, все же остаются нетленными. А помножив данные впечатления на живописнейшую природу с прекрасной гладью двух озер, уютными парками и скверами, неповторимыми лесами, можно с уверенностью сказать, что такую поездку вы еще долго не забудете.
Автор: Михаил Ровда
Статья
Фотографии 13
Карта
Справка
Комментарии