На Майские праздники по Западной Украине. Автоотчет
Хочу поделится мини-отчётом о своем путешествии по Западной Украине на прошедших майских праздниках. Особенностью турне стало то, что с нами в путешествии был очень маленький ребенок (6 мес.) и забегая вперед хочу сказать что особенных сложностей в связи с этим не возникло, а даже наоборот было весело, интересно и просто, только нужно было минимальное планирование каждого дня.
Вступление:
Машина – Шкода Октавия 1.6
Экипаж минимален – я, жена и маленькая Катя.
С собой взяли полный багажник вещей от летних до зимних, специфично для ребенка брали складную летнюю коляску, много разной одежды, памперсов и прочих пеленок, чайник + обязательно 2 термоса горячей воды на случай необходимости пит-стопа «в чистом поле» где потребуется приготовление молочной смеси для ребенка. Ребенок ехал все время в детском кресле.
День первый: Киев-Житомир-Любар-Кременец-Почаев-Тернополь (по ссылке переход на Google-карту маршрута)
Так как первой главной достопримечательностью была выбрана Почаевская лавра, соответственно и маршрут такой как вы видите. До Любара делаем вид, что едем на Хмельницкий, в Любаре сворачиваем и едем на Кременец, а там и до Почаева рукой подать. От Любара до Кременца идет сносная 2х полоска, на которой очень мало машин, поэтому крейсерская скорость была порядка 130 все время. Под Кременцом дорога чуть похуже ну и скорость соответственно поменьше.
Важная деталь в связи с маленьким ребенком: к сожалению, в машине ребенку абсолютно не интересно ехать, и никакие игрушки не спасают, поэтому ехали мы только тогда когда ребенок спал. Это компенсируется тем, что в машине ребенок спит достаточно хорошо и долго, особенно если выезжать рано, часов в 6 утра, когда еще идет «ночной сон». Все перерывы на обед – минимум минут 40, чтобы ребенок успел хоть чуть чуть поиграть и размятся, а в машине уже спать.
В первый день выехали в 6 утра и в Почаеве были в 11-15, учитывая 2 продолжительные остановки по ходу дела.
Сам Почаев описывать не буду – вот отдельная статья. Нам понравилось, всё очень красиво и чисто. Обязательно женщинам быть в юбках – если нет своей, на стоянке дают на прокат за несколько гривен, сама парковка бесплатная. Куча туристов и паломников, которые могут жить в самой лавре или в монастырском отеле за какую то смешную цену – около 5-10 гривен в сутки.
На секунду заехали в Вишневец посмотреть на дворец князей Вишневецких. Дворец реставрируется и пока что особой красоты из себя не представляет, так что если вы не фанат — можно смело проезжать дальше.
В Кременец не заезжали, хоть по описаниям там есть на что посмотреть, в первую очередь на руины замка. Ну да уже была середина дня и наш маленький пассажир ни в какую не хотел спать в машине и мы быстренько доехали до Тернополя и там и остановились в гостинице «Тернополь» – прямо в центре города над озером, адрес: Замковая 14 (подробнее здесь: http://www.hotelternopil.com). Там же есть платная стоянка. Сторож на стоянке активно предлагал частные апартаменты рядом – но мы не согласились.
Номера свободные были в достатке и проблем с заселением не возникло. Номер стоил 450 гривен – называется 2х-местный высшей категории. Всё достаточно чисто, но обстановка больше похожа на советскую, в связи с чем считаю что для такого номера это дорого.
В Тернополе для себя отметил красивую церковь прямо напротив вышеназванной гостиницы. Это оказался Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Видели и интересный памятник какой то элегантно одетой женщине, сидящей прямо на скамейке на бульваре Тараса Шевченка. Как оказалось, этот необычный памятник называется "Chance meeting" был подарен городу послом Нидерландов в Украине в Тернополе. Скорее всего памятник служит хорошим ориентиром для встреч молодых пар и не только.
Кушали в пиццерии «Челентано» — очень плохо, значительно хуже чем «Челентано» в Киеве. Еще видали интересное кафе по ул. Грушевского тоже в центре, но кушать как то уже не хотелось. Недалеко от «Челентано», по моему на ул. Валовая есть очень достойная кофейня – с хорошим выбором и атмосферой. Побродили по центральным паркам, покушали и спать.
День второй: Тернополь – Бережаны – Роганин – Стрий – Свалява – Мукачево (по ссылке переход на Google-карту маршрута)
Вышеописанный маршрут достаточно простой и красивый, пересекая поперек все Карпаты. Ближе к Мукачево уже идет полноценный автобан, с достаточно хорошим покрытием, жаль только извилистый. Дороги везде относительно хорошие. КРОМЕ ВЪЕЗДА в СВАЛЯВУ!! На Сваляву мы повернули из чистого интереса – по Интернету выходило, что там интересный туристический город. Как я потом понял я повернул туда немного рано, и километра 3 трусился по полному бездорожью, таких дорог как там не было потом во всем нашем путешествии. Советую тем, кто хочет в свернуть в Сваляву сворачивать туда именно по указателю, который будет стоять по правой стороне дороги если ехать со стороны Львова, а более ранний указатель с левой стороны – игнорировать, ну разве что вы на танке.
По дороге заехали на очень живописный водопад, очень недалеко от села Верхне Синьовидне, но точно сказать не могу – карты под рукой нет.
Почему то думал что Мукачевский замок «Паланок» находится в центре этого города и таким образом поехал туда сразу, немного минуя центр, но в принципе городок маленький и это не проблема. Собственно в замке были в 12-30. Очень красиво и интересно. Уникальность замка с точки зрения простого туриста состоит в том что он один из очень немногих которые сохранились в отличном состоянии. Очень много венгерских туристов – для них это особенное место в историческом плане, тут и спасалась Венгерская корона от наступления Наполеона, тут и много различных венгерских исторических деятелей бывали. Мне показалось что частично реконструкция замка велась/ведется на венгерские деньги.
После осмотра замка поехали в город селится в какой нибудь отель. Вариантов увидели прямо скажем не много, и не долго думая остановились в гостинице «Зірка», более известной под названием “Star”. Очень достойный отель. Номер был на мансарде (4ый этаж), стоил 430 гривны. В отеле есть бесплатная парковка. При том, что это все равно не дешево, уровень и самого отеля, и номера и обслуживания на порядок лучшем, чем в был в Тернополе, так что – зачёт!
Сразу после заселения пошли на прогулку. Мукачево оказался очень живописным и тихим городком. Впервые увидал знаменитые Закарпатские сакуры — действительно очень красиво. На берегу Латорицы красивый, хоть и старый парк и набережная. Мы прошлись до конца и, перейдя мост, пошли в местный женский монастырь. Лично меня, монастырь и его цветущий сад поразили наверное даже больше чем более известный замок и даже, возможно, Почаевская лавра. Очень умиротворяющее и красивое место.
В самом Мукачево тоже есть что посмотреть – ратуша и несколько костелов и церквей очень интересны. Что было удивительно – так это то что в городе (по крайней мере нам так показалось), очень небольшой выбор в плане приличных кафе/ ресторанов. Поспрашивав местных — нашли неплохое кафе на другой стороне Латорицы, по ул. Ужгородской. Очень не дорого и достаточно вкусно.
Вечером посидели в центре на лавочках, понаблюдали за ночной жизнью – и спать.
День третий: Мукачево – Чинадиево – Ужгород (по ссылке переход на Google-карту маршрута)
Из Мукачево решили заехать назад в Чинадиево посмотреть на знаменитый санаторий «Карпаты», он же более известный как охотничий замок графа Шенборна. Подъезд к санаторию, на территории которого находится замок идет с территории поселка Чинадиево, при этом сам поселок находится по другую сторону железной дороги (если ехать из Мукачево, санаторий с замком будут слева от трассы, и соответственно слева от железки). Зайти можно как со стороны железнодорожной станции с одноименным названием «сан. Карпаты» (станцию пропустить сложно, она маленькая но при этом архитектурно повторяет сам дворец с красной черепицей), так и проехав метров 300 в сторону Мукачево между частными домами прямо к воротам санатория. При нас многие «крутые» машины заезжали прямо на территорию, а нас почему то не пропустили даже за 10 гривен, пришлось бросить машину прямо там и идти в гору пешком, хотя там не так уже и долго и высоко.
Собственно дворец сейчас является одним из жилых корпусов санатория, на территории которого также расположено много других корпусов, кафе, и красивейший парк с озером. Все очень ухожено и красиво, толпы туристов, но не сверх меры. В санатории по моему лечат расстройства нервной системы, и место в точности подходит своему назначению – очень красивая природа и красивая архитектура замка, чистый карпатский воздух…красота.
Погуляв по территории и неплохо перекусив в местном кафе, поехали назад в сторону Ужгорода. Дорога по трассе была быстрая, и не смотря на то что мы выехали в этот день очень поздно и немного поблуждали по Ужгороду, где то около 15-00 были уже в городе. Сразу увидели отель «Континент» недалеко от моста на Театральную площадь, но цены там были от 400 с лишним гривен. Мы решили, что это уж слишком и пошли искать дальше в центр города. По ходу осмотра города жена устроила легкий шоппинг в местных магазинах, так как цены и ассортимент нас приятно удивил. В конце концов поспрашивав у местных, нашли на площади Корятовича отличный отель «Атлант», где и остановились.
Отель Атлант на площади Корятовича (www.atlant-hotel.com.ua). Номер стоил 300 гривен и забегая вперед можно сказать что это было самое лучшее место где мы останавливались на протяжении нашего путешествия. Большой светлый 2х комнатный номер с отличной ванной и очень хорошо оборудованный.
В Ужгороде планировали посмотреть замок и музей архитектуры Закарпатья, но в этот день уже устали и просто покушали в центре и немного походили по городу.
День четвертый: Ужгород – Мукачево — долина Нарциссов (Хуст) – Межгорье – Синевирская поляна
День начали с осмотра Ужгородского замка, всех замковых музеев и музея архитектуры и быта Закарпатья который находится в 10 метрах от входа в замок. Замок не впечатлил сильно по сравнению с другими укр. аналогами (Хотин, Каменец) но в целом очень не плохо + очень интересные экспозиции внутри в музее. Музей архитектуры и быта – прямой аналог Киевского Пирогово, только посвящен Закарпатью. Очень красиво, ухожено и познавательно. Всем кто думает, что раньше люди жили лучше – смотреть обязательно.
На этом собственно достопримечательности, которые мы планировали смотреть в Ужгороде, закончились, и в 12-00 было принято решение не оставаться еще на день, а ехать в Хуст смотреть на долину нарциссов рядом с этим городом.
До Хуста доехали относительно быстро, относительно быстро нашлась и поляна. Но тут нас поджидал первый облом – нарциссы еще не цвели (2-ое мая на календаре). На входе предприимчивая бабушка продает самодельные фотографии того, как это красиво. Проезжая мимо Хуста краем глаза увидели то что смотреть там толком нечего, да и сам городок несколько унылый нам показался. В виду того, что ребенок спал, было принято решение ехать дальше – на Межгорье.
НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ ПРАВДИВОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ
В основном наша поездка была спланирована на основе информации, которую мы накачали с разных информационных порталов в Интернете. Как показала практика, информация на очень многих сайтах не соответствует действительности. И если специализированные сайты по достопримечательностям и разным туристическим точкам еще более менее адекватны. То многие сайты посвященные просто туризму и отелям, мягко говоря, не совсем адекватны. Поэтому рекомендую спрашивать реальных людей насчет уровня и доступности той или иной услуги в различных маленьких городках — проблем будет меньше, и разочарований тоже.
Приехали около 3х часов в Межгорье, надеясь там увидеть «красивейший Карпатский курорт». Гм…Может быть плохо искали или чего-то не поняли, но городок оказался по впечатлению еще более грустный и унылый, чем Хуст. Толковых отелей нет, жизни вообще нет. Не в обиду будет сказано для местных жителей, но нам показалось что описание в Интернете и суровая реальность этого городка сильно отличаются. Делать нечего, решено ехать на Синевир, хотя ребенок от дневной езды уже начинает вести себя буйно.
Да. Нужно сказать что дорога от Хуста до Синевира – это не совсем дорога, или, как говорил Вини-Пух, совсем не дорога, а какой то кошмар. Извилистая, узкая, вся в огромных колдобинах и ямах, местами переходящая в грунтовку. Машину очень жалко, резко хочется что то из раздела «джип» или «трактор».
При этом виды конечно потрясающие – природа богатейшая и красивейшая. Перед Синевиром остановились на небольшом перевале – там останавливаются все туристы так как открывается очень красивый вид на горы.
В Синевир ехали с твердой уверенностью, что это ведь крупная туристическая точка, известная на всю Украину, и уж тут мы найдем и гостиницу и где погулять. В этом нас также заверил охранник на въезде в заповедник «Синевирская поляна». Очень культурно взял гривен 5 и рассказал про большой выбор где можно будет остановится. Еще сказал что на моей Шкоде до уникального музея лесосплава который тут же неподалеку находится смысла ехать нет никакого – не пройдет. Еще одно небольшое расстройство.
Итак – мы на месте. Что же мы видим? Пансионат «Синевирское озеро», не то ремонтируется, не то разрушается, но суть от этого не меняется – он закрыт и выглядит плачевно. База озера «Морское око» на проверку оказалась большим деревянным домом в котором хоть номера и есть но нет тепла, а удобства на этаже. Третий и последний вариант – частный мини пансионат (укр. слово «притулок» больше подходит), с непомерными ценами (150 за убогий номер, 300 за кривой отдельный домик). Учитывая отсутствие выбора как такового, а также общую усталость команды и надвигающуюся ночь, выбрали домик за 300. Буквально по пятам за нами тоже приехали киевские ребята, которые тоже обчитались Интернета и рассчитывали на культурное место, а пришлось смирится с жестокой реальностью и оставаться в номере этого притулка. Люди которые это все строили похоже не учили геометрию как таковую и прямых углов в доме, равно как и работающей сантехники, открывающихся окон, и много чего другого что можно было бы ожидать в номере за 300 гривен — не нашлось. Приглашали в сауну – такую же кривую, где в купели плавают гнилые листья и еще какой то мусор…
Зато вокруг конечно девственно красивая природа, чистейший воздух, прекрасное и уникальное озеро. Все это было осмотрено за остатки вечера, и было принято решение долго тут не задерживаться и в 5 утра подъем и ехать на в Солотвино или Рахов (кодовые названия в Интернете: «украинское мертвое море» и «гуцульский париж»)
День пятый и шестой: Синевирская поляна – Хуст – Солотвино — Рахов – Яблуница – Буковель
Из Синевирской поляны выехали достаточно рано, и я уже в уме держал что на крайний случай если повторится предыдущий день с его обломами то к концу дня мы точно доедем до Яремче, а уж там мы были неоднократно и проблемы с поселением не будет. Почти так и вышло…
Первым пунктом нашего пути было Солотвино – крупный центр грязелечения на Закарпатье. Пансионатов и миниотелей и баз отдыха действительно много и выбор есть. Но есть одно большое но, и это «но» связано собственно с соляными озёрами. Уж не знаю о их целебных свойствах, но они же все в каком то мусоре. Купаться в этом??? Боже упаси. Кроме как оздоровления и созерцания этих грязевых ям, делать в городе нечего. Умудренные наукой прошлого дня, мы особенно не удивились и покинули «украинское мертвое море», впереди нас ждал «гуцульский париж».
До Рахова доехали относительно нормально. Дорога живописная, но покрытие плохое, а извилистость сильно усложняет обгоны. Монумент центру Европы как-то пропустили, мы почему то думали что он в самом Рахове, а тот оказался за 10 километров до него, ну да ладно.
В Рахове от «Парижа» есть только торговый комплекс с одноименным названием. И еще куча машин и телег которые едут все через маленький мостик в центре, превращая движение в хаос. Мы зашли в ближайшее кафе, перекусили, походили немного по центру и решили, что цель уже близка и стоит ехать в Яремче.
Совсем немного не дотянув до Яремче, увидели указатель на Буковель решили заехать туда и посмотреть что же там есть. Дорога от поворота – километров 10, при этом раздолбанная опять таки во многих местах до такой степени, что я даже днищем чиркнул пару раз, чего не было даже рядом с Синевиром с его колдобинами. Такое впечатление что сделано это специально, чтобы посетители Буковеля питались в местных-же дорогущих ресторанах и особенно не ездили в Яблуныцю или Яремчу. Это шутка конечно но с дорогой для такого курорта конечно надо что то решать..
Буковель (http://www.bukovel.info) конечно приятно радует, прямо островок цивилизованной Европы в центре Карпат какой-то. Большая территория, все ухожено, чисто и красиво. Очень приятные домики с номерами для проживания. Отличный завтрак входящий в стоимость.
Самым интересным было то, что работают до сих пор подъемники на склоны, и мы 2 раза поднимались на гору. На лыжах, со слов местных, перестали кататься совсем незадолго до нашего приезда – но достаточно большая часть одного из спусков была в снегу и мы там катались просто на попе.
В низкий сезон стоимость на будние дни вполне нормальная -310 гривен за ночь, около 1200 за пакет (с пятницы по понедельник или с понедельника по пятницу). В высокий сезон и праздники цены становятся абсолютно сумасшедшими до 1000 гривен за номер в день, да еще и бронировать надо за несколько месяцев – всё это плата за то что аналогов такому комплексу на Украине я не знаю.
Единственный объективный минус – очень дорогие рестораны. Когда были мы работал только один «Казачек» из сети «Козырная Карта». Ну да не беда – до Яремче или Яблуницы 15 минут на машине и огромный выбор достойных ресторанов и колыб.
В Буковеле мы провели 2 чудесных дня и на 3-ий решили поехать в Яремче.
День седьмой: Буковель – Яремча
В Яремче мы ездим уже 3ий год и всегда там останавливаемся в одноименном санатории (www.san-yaremche.nezabarom.com.ua/), хотя никаких лечебных процедур там уже давно не проводят, так что на название «Санаторий» это место не тянет. К сожалению, при лучшем расположении и лучшей территории во всем курорте, сам санаторий находится не в лучшем косметическом состоянии и обстановка в номерах не соответствует ценам. При том что в Яремче строится или построилось уже очень много новых современных частных пансионатов, смысла жить в санатории «Яремче» особенного уже нет. Цены – как договоритесь и как повезет. Мы взяли люкс за 160 гривен за весь номер (хотя стоит 160 за человека), ребята приехавшие на пару дней раньше взяли полулюкс за 125 с каждого = 250. Насколько я понял цены зависят от загруженности пансионата в конкретное время. В том году там любили проводить корпоративные тусовки разные компании и таким образом выкупали сразу пол санатория. В этом году не знаю, раз на раз не приходится.
Еще одним плюсом этого пансионата является то, что от туда регулярно стартуют разнообразные экскурсии в сопровождении с очень хорошим экскурсоводом – Иваном. Они ходят и ездят по всем окрестностям, тем самым делая отдых действительно активным, а цены за экскурсии – минимальные.
Мы попали на стандартный, но очень интересный поход по «тропе Довбуша». Так что рекомендую в санатории не жить, но на 10-00 приходить к головному корпусу, что бы сходить куда-то в интересное место.
День восьмой, девятый, десятый: Яремча – Коломия – Черновцы – Каменец Подольский
День одиннадцатый: Каменец-Подольский – Хмельницкий – Староконстантинов – Житомир – Киев
На обратной дороге мы останавливались у родственников в Каменце, так что с точки зрения именно путешествия, думаю это уже не интересно, а достопримечательности Коломии, Черновцов или Каменец-Подольского все и так отлично знают. Из Яремчи до Черновцов доехал за 2 часа с копейками (это для справки вдруг кто на самолете до Черновцов собирался), от Каменца до Киева – 4 часа чистого полетного времени.
РЕЗЮМЕ
Первое и главное. В дороге мы были с маленьким ребенком, но это практически не вызывало трудностей. Я думаю было бы сложнее сидеть в 4-х стенах дома и пытаться её развлечь старыми игрушками, чем ехать в новые места и дать ей познавать мир вместе с нами. Так что призываю всех не переживать и, если есть возможность, выбираться с детьми на природу или в какое то путешествие.
Второе. Общая протяженность дороги – 2100 километров. Дороги везде кроме Закарпатья (от Хуста до Синевира, и от Хуста до Яремче) сносные или хорошие. В отмеченных районах – надо быть предельно внимательными и осторожными из-за очень плохого качества дорог.
Третье – старайтесь не сильно полагаться на Интернет, и перепроверять информацию.