Умань, Умань, Рош -Га-Шана!

Украина » Умань
 24.02.2007
Умань, Умань, Рош-Га-Шана – именно такими словами в Умани начинается гимн празднования еврейского Нового Года, которым стала песня барда Марата Школьника. Каждый год тысячи ортодоксальных евреев, приезжающих в Умань из 60 стран мира, исполняют эту песню.
По какой причине хасиды преодолевают тысячи километров, чтобы попасть в это время Умань и как происходит их празднество, мы и узнаем.
Статья Фотографии 11 Комментарии
Умань, Умань, Рош -Га-Шана! Умань, Умань, Рош а-Шана – именно такими словами в Умани начинается гимн празднования еврейского Нового Года, которым стала песня барда Марата Школьника. Каждый год несколько тысяч евреев, приезжающих в Умань из 60 стран мира, исполняют эту песню.

Город Умань находится в Черкасской области. Население города насчитывает сто тысяч человек. Несмотря на постоянные выезды евреев из города, в Умани есть еврейская община, насчитывающая несколько сотен человек. Община активно участвует в деятельности Еврейской Конфедерации Украины. Совместно с общиной функционирует культурное общество «Джерело».

Еврейское поселение Умань возникло в XVI веке. До Великой Отечественной войны больше половины городского населения состояло из евреев, которые большей частью проживали в центре города. Крестьяне, которые переселялись в Умань из близлежащих сел, селились на окраинах города. Сейчас их называют предместьями – Мещанка, Звенигородское, Ивангородское, Лысая Гора и др.

Во время Великой Отечественной войны в Умани фашистами было уничтожено 28 тысяч евреев. Эта цифра была названа Куртом Бангелем, германским офицером, участвовавшим в Уманской акции. Он ссылался на своих солдат, подсчитавших количество убитых.

Каждый год накануне Дня Победы и 8 октября, в тот день, когда произошла акция по уничтожению, еврейская община посещает место, называемое Сухим Яром, чтобы отдать почести погибшим.

Ежегодно, начиная с 1988 года, в Умань приезжают хасиды-паломники, чтобы отметить праздник Рош-Га-Шана (еврейский Новый год) и почтить память праведного цадика (мудреца) Нахмана Брацлавского. В 1988 году в Умань приехало около четырехсот человек, а в 1999 году уже более 7,5 тысяч. А в 2010 году, в 200-у годовщину смерти Рабби Нахмана, ожидается рекордное число хасидов — более 30 тыс. Жители города давно привыкли к тому, что эти люди необычно выглядят, к их черной одежде, пейсам, длинным женским платьям и интересным обычаям.

Множество паломников нужно разместить в квартирах, к тому же выполняя их так называемые «капризы». В квартире не должно быть радио, телевизора, портретов и других картин. В дни праздника свет должен быть включен круглые сутки, а электрическая лампочка в холодильнике не должна выключаться и включаться. Но аренда жилья оплачивается достаточно щедро. Хасиды обычно селятся в частных домах, и некоторые хозяева умудряются поселить до полусотни человек. Работа коммунальных служб, милиции, водоканала и энергоснабжения в праздничные дни полностью оплачивается.

По указу Президента Украины, Всемирной организации брацлавских хасидов была сдана в аренду площадь в несколько гектаров для создания мемориального центра. Теперь этот ранее находившийся в запустении район постепенно благоустраивается. В частности, построена гостиница из девяти этажей, и строится крупнейшая в мире синагога.

Рабби Нахман, почитаемый евреями со всего мира, был известным мудрецом родом из местечка Меджибож, которое находится в Западной Украине. Однажды, будучи проездом в Умани, он посетил кладбище, где похоронены жертвы погромов, и выразил желание, чтобы его похоронили вместе со своими единоверцами, которые были убиты только за то, что были евреями. Последние несколько лет жизни он провел в Умани. После него не осталось научных трудов, но он завещал своим ученикам и последователям посещать его могилу каждый год, в день Рош-Га-Шана, и читать помимо обычно принятых молитв Мусаф, Маарив и Минха десять псалмов Тикун-Аклали, которые помогают исправить в жизни все. Кроме того, обязательно пожертвование для бедняков – цдока.

Хасиды со всего мира посещали могилу рабби Нахмана до 1917 года. А в 1920 году правительство постановило снести кладбище и на этой земле построить жилые дома. Но один богатый киевский еврей приобрел участок, где находилась могила Нахмана, и построил там домик. К тридцатым годам массовые паломничества к могиле цадика Нахмана прекратились. Немногие могли позволить себе поездку в Киев, чтобы ночью без разрешения проехать двести километров на машине, прямо на улице помолиться возле домика, где находилась могила Нахмана, и вернуться в Киев, под надзор НКВД, к утру.

В наши дни празднование Рош-Га-Шана, в переводе буквально означает как «глава года», представляет собой удивительно зрелищное событие. Гости обычно приезжают на неделю или чуть меньше, и на автобусах приезжают на улицу Белинского, где и расположена могила цадика Нахмана. Предварительно на грузовиках доставляют пищевые продукты. Несмотря на беспокойство властей, за 15 лет здесь не было ни инфекционных болезней, ни пищевых отравлений. Хасиды привозят собственные лаборатории для проверки качества продуктов, оборудование для приготовления еды, и даже специально предназначенную для себя воду. В 1998 году местная вода им не понравилась, и незамедлительно были организованы поставки полтавской воды.

Большинство паломников питается в общей столовой, со своими поварами и официантами, в графике работы которых специально выделено время для молитвы. За столы одновременно садятся тысячи человек – зрелище удивительное. Столы тщательно сервируют с использованием лучших скатертей и посуды. Трапеза длится около часа, и гостям предлагается несколько блюд, разнообразные закуски и соусы. По окончании трапезы скатерти и посуду выносят и снова накрывают столы.

Накануне праздника Рош-Га-Шана, около шести – семи часов вечера, все меняют традиционные черные лапсердаки на белые халаты, и поток людей направляется к синагоге. Они обмениваются поздравлениями, обнимаются и целуются. В огромной синагоге, которая еще находится в процессе строительства, но уже великолепно украшена, мест пока хватает не для всех. Пока что готов только первый этаж трехэтажного здания.

Те, кому не хватило места, остаются на улице, но великолепный сильный голос хазана хорошо слышен и здесь. Это время для молитвы «Встреча субботы». А после молитвы «Маарив» люди отправляются на торжественную вечернюю трапезу. После ужина молитвы продолжаются в частном порядке.

У большинства приехавших сюда есть записки с просьбами к Нахману от друзей, родственников и соседей. Эти записки складывают в специальные ящики, а просьбы о помощи в лечении, в решении бытовых сложностей, о прочтении особых молитв решаются индивидуально.

Утром следующего дня все надевают талиты (талесы). Читается молитва «Шахарит», после чего проводят чтение Торы. Торжественность этого момента и почтение верующих к данному евреям Всевышним свитку не может не вызвать восхищение. Затем наступает особенные момент – виртуозы играют на бараньем роге, или шофаре. Хотя игра продолжается всего лишь несколько минут, она надолго оставляет яркие впечатления.

Одним из наиболее памятных моментов праздника является следование многолюдной, но при этом организованной массы одухотворенных, нарядно одетых людей к расположенному приблизительно в пятистах метрах от синагоги водному источнику. Здесь люди молятся, вытряхивают из карманов крошки и пыль, что символизирует выбрасывание всего прошлогоднего, старого. Затем люди танцуют у воды ритуальный танец и поют праздничные песни. За этим торжественным обрядом наблюдает множество местных жителей.

Большинство паломников находят время для посещения великолепного парка – Софиевки. Несмотря на то, что покупать ничего нельзя, так как в праздничные дни евреи не могут брать в руки деньги, все увозят домой различные сувениры – картины и разнообразные изделия, которых не найти в других странах.

Праздники рано или поздно заканчиваются, но воспоминания о них живут еще долго. Раньше у местных жителей было несколько неприязненное отношение к хасидам, но оно уже в прошлом. Таких случаев, что требуется вмешательство милиции или специального полицейского поста из Иерусалима, уже практически не случается. Раньше периодически имели место жалобы на своих квартирантов от местных жителей, которые сдавали квартиры хасидам. Как правило, всем, кто жаловался на сломанный хасидами холодильник, возмещалась полная стоимость ущерба. А теперь появилось множество желающих сдать хасидам жилье. При этом каких-либо проблем и жалоб на сломанные холодильники практически не бывает.

Члены Уманской общины и городской раввин Альберт Шварц-Фиш посещают праздничные молитвы и участвуют в остальных мероприятиях. Во время Рош-Га-Шана весь город живет только праздником. Повсюду – на улицах, в транспорте, в магазинах и на рынках ведут разговоры только на тему хасидов. Таким образом, праздник Рош-Га-Шана стал праздником и всего города Умань.

Автор Михаил Ровда


Статья Фотографии 11 Комментарии
Рекомендуем почитать