Памятник Дюку Ришелье в Одессе с картой
В начале лета 1822 г. в Одессу пришло известие о смерти герцога Ришелье. Одесса мысленно прощалась с тем, кто за годы пребывания ее градоначальником сделал для юного города и пользовался уважением ее граждан. Ныне памятник Ришелье воспет в песнях и стихах, без него трудно представить современную Южную Пальмиру и вид на город со стороны порта и Морского вокзала, Дюк уже не только главный символ Одессы, но и своеобразный талисман ее жителей.
Герцог де Ришелье – неоднозначная личность, оставившая значительный след в истории Южной Пальмиры, а печальное известие о его смерти жители Одессы узнали летом1822 года. Одесситы мысленно прощались с человеком, который длительное время занимал почетный пост градоначальника, и за этот период успел так много сделать для зарождавшейся жемчужины у моря. При Дюке де Ришелье в Одессе активизировалась торговля морского порта, расцвело земледелие, промышленность, культура и наука. В частности, открылось несколько учебных заведений: гимназия, коммерческое училище, частные пансионы и благородный институт. Поэтому граждане Одессы глубоко уважали герцога Ришелье, вошедшего в историю Южной Пальмиры под именем Дюк.
Именно поэтому когда граф Ланжерон призвал горожан начать сбор пожертвование на сооружение памятника Дюку де Ришелье, на его отклик отозвались не только богатые купцы, аристократы и высокопоставленные особы, а также приближенные генерал-губернатора Новороссийского края, но и обычные рядовые горожане. Гражданский порыв, небывалый для того времени, охватил всю Одессу, а на памятник жертвовали даже портовые грузчики и рабочие мукомольных заводов.
Чтобы возвести памятник почившему с миром градоначальнику, жители Одессы обратились к императору Александру I и получили его именное разрешение. Затем организаторы сбора средств обратились к Ивану Петровичу Мартосу – одному из выдающихся российских скульпторов, который перед этим уже успел поработать над созданием московского памятника Минину и Пожарскому.
Академик Мартос оставил небезынтересное пояснение к эскизу памятника герцогу де Ришелье, которое в феврале 1824 году было им отправлено в обычном письме, доставленном в Одессу курьером. Среди прочего описания в документе, сохранившемся до дней наших, было указано, что герцог Ришелье должен быть изображен «шествующим». Сейчас невозможно представить что-либо более подходящее по своему содержанию и форме, чем данное решение скульптора. Казалось бы, в эскизе памятника и его описании навсегда запечатлен не только образ градоначальника Арманда-Эммануила Ришелье или «Дюка», но и сам дух свободолюбивой Южной Пальмиры.
Статуя герцога Ришелье выполнялась в Петербурге, ее отливал из бронзы выдающийся мастер литейных дел по фамилии Ефимов, а после скульптуры градоначальника были исполнены и три оригинальных барельефа. Каждый из барельефов, украшающих пьедестал, довольно символичен, они ассоциируются с Правосудием, Торговлей и Земледелием. Наконец, все компоненты грандиозного памятника были доставлены в Южную Пальмиру, собраны вместе, и 22 апреля 1828 года одесситы, наконец-то, увидели посвященный герцогу Ришелье монумент (дата указана по старому стилю).
Накануне торжественного открытия самого известного памятника Одессы лил дождь, и всю ночь с субботы на воскресение устроители праздника не сомкнули глаз, переживая, что мероприятие может сорваться из-за непогоды. Но воскресное утро порадовало одесситов ясным небом и ярким солнцем, а сотни горожан отправились в центр Южной Пальмиры, где сейчас расположен Приморский бульвар.
По обычаям того далекого времени сначала отслужили литургию в недавно построенном Преображенском соборе, и только затем процессия из горожан и высокопоставленных особ, возглавляемая генерал-губернатором Михаилом Воронцовым, медленно направилась по направлению к бульвару. Накануне торжественного мероприятия пьедестал памятника герцогу Ришелье окружили по периметру металлической решеткой, на каждом углу которой развивался стяг. Четыре флага – российский, французский, австрийский и английский символизировали международное признание былых заслуг одесского градоначальника, внесшего немалый вклад в строительство порта и развитию Южной Пальмиры в качестве портового города.
Со стороны акватории, напротив фигуры герцога, в праздничном порядке выстроили солдат из батальона Уфимского пехотного полка. А со стороны нынешней Екатерининской площади уже стояли нарядно одетые профессора и учащиеся Ришельевского лицея. К сожалению, бульвар не смог вместить всех желающих, который стремились оказаться как можно ближе к центру торжественных событий, поэтому, стоя рядом с памятником, можно было увидеть море народа во все стороны, насколько хватало взгляда. Наконец, упал скрывавший фигуру Ришелье покров, и в тот момент стоявшие в порту корабли выпустили пушечный залп. Казалось бы, даже стоявшие в гавани суда салютовали радостному событию, которое одесситы ожидали в течение нескольких долгих лет.
Памятник Ришелье воспет в песнях и стихах, без него трудно представить современную Южную Пальмиру и вид на город со стороны порта и Морского вокзала, Дюк уже не только главный символ Одессы, но и своеобразный талисман ее жителей.
Автор Ольга Салий