Прогулки на лошадях в Киеве с картой
Маршрутов в Киеве много. Знающий экскурсовод может показать Вам такие места на Подоле или Печерске, которые Вы сами и с картой не всегда сможете найти. Мы же пойдем путем проверенным, прохоженым и протоптанным.
Итак. Маршрут 1. Золотые Ворота – София Киевская – Софиевская площадь – Михайловская площадь и Михайловский монастырь – Андреевский спуск – дом Булгакова – Контрактовая площадь.
В концепции “Три часа в Киеве» мы как то все время освещали посещение какого-то определенного места: зоопарка, ботанического сада, театра и т.п. Но ведь бывают ситуации, когда в Киев приезжают люди на три часа, которые города фактически вообще не видели. Или иначе. Приезжают в гости друзья, которые как раз эти зоопарки уже три раза видели и хотят просто прогуляться по городу… Этот рассказ для них.
Маршрутов в Киеве много. Знающий экскурсовод может показать Вам такие места на Подоле или Печерске, которые Вы сами и с картой не всегда сможете найти. Мы же пойдем путем проверенным, прохоженым и протоптанным.
Итак. Маршрут 1. Золотые Ворота – София Киевская – Софиевская площадь – Михайловская площадь и Михайловский монастырь – Андреевский спуск – дом Булгакова – Контрактовая площадь.
Лично мне данный маршрут нравится тем, что он не очень «загруженный», позволяет осмотреть исторический (еще и наиболее точно сохраненный) центр города. Сочетает в себе и культурную составляющую (церкви), и непреодолимо туристическую (сувениры на Андреевском) и практическую (возможность интересно и недорого поесть).
Нашу встречу мы начинаем возле Памятника «Золотые ворота» (ул. Владимирская, 40а). По классической формулировке «Золотые ворота – памятник оборонного зодчества времен правления Ярослава Мудрого». При Ярославе город Киев активно расширялся и значительно превысил размерами прошлую оборонную сеть. Нужно было строить новую: возводить земляные валы, копать рвы, и, естественно, готовить въезды в город. Одним из них и были «Золотые ворота». Недалеко от них располагались Львовские, а на территории современной Площади Независимости – Лядские. Идею ворот взяли еще с Золотых ворот Константинополя – получилась крепостная башня высотой около 10 метров, сделанная из камня и кирпича. Кирпич же использовался и для декорирования – с помощью него делали орнаменты на стенах и украшали надвратную церковь. Церковь была построена для того, чтобы каждый путник, подъезжающий к стольному граду, видел силу веры. По мнению историков церковь была украшена фресками и мозаикой, но, к несчастью, эта часть Золотых Ворот до наших дней не досуществовала….
Строились ворота еще в 1040 году. Считались главными для въезда в город Киев. Но такую функцию провыполняли недолго. Во время осад города Батыем в 1240 году были повреждены и начали разрушаться. Историки и летописцы последующих периодов упоминают, что из года в год ворота приходили во все больший упадок. Восстановлением их занялись лишь в 19 веке. Привели в порядок уже в 20. Но, что прогнозируемо, теперь они существенно отличаются от тех, что были при Ярославе. Чертежей того времени фактически не сохранилось. Здание было сильно разрушено. Поэтому сейчас это символ. Символ въезда в город. Открытия города. Пусть и не совсем исторически верный.
Следующим пунктом нашего путешествия станет одна из самых красивых площадей Киева – Софиевская. По пути обязательно нужно упомянуть одно из самых красивых (как по мне) и отреставрированных здание в Киеве. Расположено оно тут же. Возле Золотых ворот – на пересечении улиц Владимирской и Прорезной. Называется это чудо – доходный дом Сироткина. Строился он с 1900 по 1902 год по проекту архитектора Карла Шимана. Заказ был от одного купца, но после его разорения владельцем здания стал совсем другой человек, поставивший ему и имя. Звали купца Александр Сироткин. Сироткин сделал из особняка гостиный двор – сдавал здесь номера постояльцам, а на первом этаже организовал небольшой кондитерский цех. На момент постройки это было самое высокое здание в Киеве. В середине 20-го века в здании находился ресторан Лейпциг. Потом оно пришло в упадок и лишь в 90-х годах взялись за его реконструкцию. Достоверных сведений нет, но говорят, что отреставрировали его лишь снаружи. Работы внутри ведется и по сей день…
Двигаясь по улице Владимирской мы пройдем мимо здания Службы Безопасности Украины (СБУ). По понятным причинам фотографировать здание не будем, а вот на первом же перекрестке повернем налево на улицу Рейтарскую. В целом нужно сказать что весь этот район (Владимирская, Рейтарская, Михайловская) – одно большое представительство иностранцев на Украине. Здесь расположено 90% посольств, консульств и иных институтов с ними связанных. Но мы остановились на Рейтарской. Пройдя буквально 50 метров мы попадем на небольшую площадь с памятником «Защитникам границ всех поколений». Рядом расположена Государственная пограничная служба Украины – поэтому аналогия вполне ясна. Тем не менее памятник весьма оригинален. Казалось бы, казак на лошади – классическая картина. Только вот то ли казак – Илья Муромец, то ли лошади у них пони были – на лицо явный дисбаланс в размерах. Опять таки хвост и положение всадника. Скорее всего, предполагалась аллегория на тему «Всадник на полном скаку на коне». Но. Стремян нет, т.е. встать на коне он ну никак не может. Хотя стоит. Хвост поднятый. У коня. Спросите у любого знатока лошадей, что обозначает поднятый хвост… В общем, памятник получился добрым и позитивным. Это, кстати, один из 7 конных памятников Киева.
Мы же с Вами возвращаемся на улицу Владимирскую и уже практически перед выходом на Софиевскую площадь оставляем по правую сторону здание, которое занимает Европейский Банк Реконструкции и Развития. Упомянуть, несомненно, следует, ибо половина достопримечательностей поддерживается в том числе и на деньги данной структуры.
Теперь мы выходим на одну из самых популярных площадей Киева. Софиевская площадь существовала здесь еще до Ярослава Мудрого (называлась она, конечно же, не Софиевской в то время). Именно здесь по преданию на подходах к городу разгромил Ярослав своих злейших врагов – Печенегов. Впоследствии площадь благодаря своему удачному положению стала местом вече – народных собраний. Здесь обсуждали городские дела, устраивались ярмарки. Какиех только официальных лиц и делегаций не встречало это место: от Богдана Хмельницкого и Петра Могилы до Ангелы Меркель и Билла Клинтона. В наше время площадь часто используется для каких-либо организованных мероприятий. Это может быть спектакль-представление, проводимое, например, французским посольством в дни Франции на Украине. Это может быть митинг недовольных против .. да против чего угодно. Место есть. История есть. Чего ж не помитинговать… Зимой здесь заливают каток под открытым небом. Был бесплатным – как будет в этом году посмотрим. Очереди, правда, собирались огромнейшие. Ну и самое, пожалуй, главное – это отличнейшие виды, которые открываются с этой точки на Софию Киевскую, Статую Богдана Хмельницкого, Михайловский монастырь. Угадайте ответ на загадку «кого можно сегодня увидеть на Софиевской площади?» Правильный ответ – толпу туристов с фотоаппаратами. Они там всегда. В любое время года и при любой погоде…
Итак, София...
Открыв большинство путеводителей по Киеву на разделе Софиевская площадь Вы сразу попадете на описание собора. Площадь стала негласной террасой пред Софией Киевской. Впрочем, до появления собора и площади здесь не существовало — было обычное поле. Но в 1036-1037 годах Ярослав Мудрый разбивает здесь на полях армию печенегов и строит (естественно, не сам, но по его желанию и велению мастерами) здесь Собор Святой Софии, на долгие годы ставший резиденцией Киевских митрополитов и одним из главных оплотов веры на Руси. Кстати, останки Ярослава Мудрого и по сей день хранятся в крипте этого собора. Но к собору мы еще вернемся. Строительство собора начато в 11 веке, тогда же на ближайшей территории разбивают большую площадь (включала она в себя даже территорию до Михайловского Златоверхнего собора, но потом была несколько уменьшена до текущих размеров). Площадь трижды меняла свое название. Причем все три раза уже в 20м веке. Была она и Площадью героев Перекопа — в честь побед Красной Армии. На протяжении 40 лет называлась площадью Богдана Хмельницкого — название использовали памятника, на площади установленного. Но на волне национального возрождения площади вернули исконное историческое название.
Памятник Богдану Хмельницкому стал, кстати, одним из самых интересных объектов на этой площади. Бесспорно, стены собора видывали много разного, но как то с верой особо никто шутить не хочет. А "дядька на коне" фигура историческая, хорошо известная, даже легендарная — памятник тоже стал обрастать легендами. Началось все еще с этапа строительства. Памятник создавался в 60-х годах 19 столетия по инициативе киевского историка, профессора университета Николая Костомарова. Первый проект был весьма "острым", даже "жестким": конь Богдана Хмельницкого сталкивал польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем, Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким (источник — Wikipedia). Правда, когда начали сбор средств на памятник — сборы оказались настолько скудными, что от первоначальной идеи пришлось отказаться, оставив лишь центральную фигуру композиции — гетьмана на коне. Его же и отлили на заводе в Санкт-Петербурге, привезли в Киев и ... Теперь не хватило денег на постамент. Через 6 лет Владимир Николаев (один из самых извесных Киевских зодчих, городской Киевский архитектор) создает более дешевый проект постамента под статуей Богдана Хмельницкого. Камни для постамента были взяты при демонтаже стен Киевской крепости. Сам же Николаев на сэкономленные средства создал еще и ограду с, пожалуй, самыми красивыми фонарями в Киеве. Были же честные и бескорыстные люди... И все бы ничего — можно было бы оставить в покое многострадального Богдана, но нет — оказывается, что фигура была так изначально повернута, что процессия верующих, идущая от Михайловского Собора к Софии четко смотрела в гм.. в общем в хвост коню Хмельницкого. Пришлось поворачивать. подвигать скульптуру. Сразу возник иной исторический казус: по предварительному проекту булава смотрела в сторону Польши, предупреждая вероятного врага о последствиях возможного нападения. После поворота "крайней" стала Швеция. Но менять уже ничего не стали...
Площадь стала наряду с Хрещатиком и Майданом центром общественной жизни. Причем если Майдан больше политизирован по причине своего близкого к органам власти расположения, то Софийская площадь как раз наоборот — духовный, культурный центр Киева.
В 2010 году Французский культурный центр презентовал здесь свою программу, а в 2009 на площади прошла Нью-Йорская неделя моды. В 2007 на площади залили самый большой киевский каток под открытым небом — 40х20 м. В 1991 году здесь Всеукраинским народным Вече был поддержан акт о Независимости Украины. И уже непонятно сколько десятилетий и столетий на Рождество здесь проводятся самые большие киевские гулянья и ярмарки :-)
Перед нами же следующий объект нашей обзорной экскурсии — София. Он же Софиевскй собор. Тема не часовой и даже не трехчасовой экскурсии. Это совершенно отдельная страница киевской и украинской истории — страница, которую нужно читать отдельно и вдумчиво. Поэтому сейчас мы весьма обзорно пробежим ее по диагонали и Вы вернетесь сюда, когда будет в следующий раз свободное время.
Собор начали создавать при Ярославе Мудром еще в 1036-1037. Достроили или не достроили сейчас сказать уже сложно, история сохранила другой, более трагичный, момент истории — в 1240 монгольская армия во главе с Батыем захватывает Киев и разрушает Софию. В конце 14-го века его воссоздали из руин, но полноценно привести в порядок так и не смогли. почти 3 века собор работает, принимает верующих, но фактически не реставрируется. В 1596 году собор отходит к Украинской Грекокатолической церкви, а всего через 35 лет его берет под свою опеку Киевский Митрополит Петро Могила. 110 лет работ по обновлению облика храма сделали его настоящей жемчужиной архитектуры. Кстати, именно по приказу Мазепы была возведена колокольня Софии, на которой висит самый большой из сохранившихся литых колоколов Украины — колокол Мазепа. 1705 год. 13 тонн
В дальнейшем судьба была более мила к собору — без особых потрясений он достоял до наших дней. В середине 20-го века собор, колокольня и все постройки, относящиеся к этому комплексу выделили в отдельное образование - Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей».
Между прочим, именно Софийский музей стал первой достопримечательностью Украины, внесенной в список всемирного наследия Юнеско. По правилам данной организации объекты религиозного культа не могут быть внесены в список наследия — поэтому сейчас София — это музей-заповедник. Службы в ней не ведутся.
Немного об архитекторе собора: за строительство отвечали мастера из Византии в команде с киевскими мастерами. Интересно то, что большинство соборов, строящихся в Европе в то время имели аналоги или параллели с уже существующими римскими или византийскими архитектурными сооружениями. Найти аналогию для Киевского собора достаточно сложно. Если учесть, что первоначальный облик храма был в византийском стиле, то настоящий (получившийся в результате реставраций времен Могилы) уже относится к так называемому украинскому барокко: 13 первоначальных куполов заменены уже 19-ю. Классический сферический облик храма претерпел изменения — теперь он грушевидный — вытянутый вверх. Изменилась и отделка — собор теперь побелен. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.
Сохранилась большая часть интерьера собора — в том числе фрески и мозаики еще 11 века. Историками сейчас насчитывается порядка 3000 квадратных метров фресок, хотя в первоначальном варианте их было около 5000. Основная часть мозаики находится в центральном куполе — полотно около 250 м. Однако, не вся мозаика сохранилась — часть это замечательно выполненная маслом работа Врубеля, сделанная уже в 19 веке, имитирующая изначальную задумку зодчих.
В крипте под собором находятся останки около 100 человек. Здесь же могила Ярослава Мудрого и его жены. Это одно из немногих явно найденных захоронений — могила вскрывалась минимум три раза в 20 веке для перенесения праха. Здесь же похоронен и Владимир Мономах — но никто не знает где именно. Есть легенды об обширных помещениях под собором, но исследования в данном направлении проводились лишь несколько раз и не увенчались особым успехом по причине скудного финансирования. Да и сами служители церкви, наверное, не особо благожелательно к таким попыткам относятся. Одной из самых интересных легенд можно считать идею о спрятанной под собором величайшей библиотеке Руси — библиотеке Ярослава Мудрого. Чем не вызов историкам и первооткрывателям будущих поколений?
Далее мы переходим к следующему весьма обзорному объекту как для нашего ОЧЕНЬ обзорного путешествия... А Михайловский Златоверхий Собор, право же, стоит значительно большего. Как то всегда на слуху София, и мало кто говорит про Михайловский и для меня, прожившего этак лет 5 в Киеве стало полным открытием что вот тот восхитительный воздушный собор небесного голубого цвета это совсем не воспетая всем и вся София, а вовсе даже Михайловский собор. Я всегда путал их местами :-) Но это отступление.
Михайловский собор и одноименная площадь незначительно "моложе" Софии — возводились в самом начале 12 века. Покровитель Архангел Михаил тоже был выбран неслучайно — это небесный покровитель Киева. Надо упомянуть, что по некоторым источникам и до Михайловского собора здесь была церковь — находилась она на Михайловской горе, склон которой спускался к самому Днепру. Закладывая новый храм гору немножко уменьшили, практически сравняв с близлежащей территорией — тогда же и засыпали многочисленный овраги вокруг горы. Собор построили на удивление быстро — буквально за несколько лет. По аналогии со старшим братом (или сестрой — Софией) — использовался труд Византийским мастеров но с оглядкой на уже формирующийся украинский стиль. Храм позже с 1746 года был отстроен практически заново в выраженном стиле украинского барокко.
Еще с тех времен Собор получил название Златоверхого — есть предание, что это был первый на Руси собор с золотыми куполами. Но предание-преданием, однако сохранился другой исторический факт — в 1108 году сюда перевозят из Константинополя мощи Святой Великомученицы Варвары. Естественно, собор становится местом поклонения не только киевлян. Вместе с тем именно Михайловский Златоверхий можно считать главным местом захоронения большей части Киевских князей. Сначала кладбище, а потом и крипта под собором.
Судьба его и дальше во многом повторяет Софию. Монгольское нашествие Батыя собор пережил, а уже последующая волна монголов во главе с Менгли первым Гиреем Основательно разрушила весь комплекс. И казалось бы, что за расстояние между двумя святынями? километр? Но София полуразрушенная стоит без малого триста лет, а у Михайловского начинается расцвет. Его отстраивают, поляки даруют ему земельные имения и независимость от князей и митрополитов. Потом монастырь передают униатам, но всего несколько лет и козаки отстаивают православную святыню, более того митрополитом становится Иов Борецкий, он же переносит в Златоверхий митрополитскую резиденцию.
После присоединения Киева к Московскому государству церковь теряет свои владения в Польше и Западной Украине, но существенно прибавляет во владениях на Левобережной. Это одна из самых богатых церквей Украины и часть владений было не подарено, а куплено за собственные деньги.
Рядом с Михайловским монастырем начинается короткая Десятинная улица, состоящая всего из одного квартала, пройдя по которой можно выйти прямо к Андреевской церкви – одному из самых известных православных храмов Киева. Церковь, возвышающаяся на холме над Подолом, была построена в середине XVIII столетия по приказу российской императрицы Елизаветы Петровны и названа в честь апостола Андрея Первозванного.
Согласно древней легенде, изложенной в «Повести временных лет», апостол Андрей, проплывающий по Днепру во время путешествия в страну скифов, сошел в этом месте на берег, поднялся на гору и освятил холм, установив крест. Однокупольный пятиглавый храм крестообразной формы построен в стиле барокко, по проекту известного итальянского зодчего Бартоломео Растрелли. Бока церкви украшают оригинальные декоративные башни, являющиеся продолжением колоннады. Они увенчаны зелеными маковками, колокольни у церкви нет. Чтобы войти в храм, нужно подняться вверх по чугунной лестнице. Главным украшением интерьера Андреевской церкви является необычный иконостас ярко-красного цвета, он изготовлен из липы и покрыт сверху сусальным золотом, а над созданием икон для него работали художники А. Антропов, И. Вишняков, И. Чайковский, И. Роменский. Хотя церковь в настоящее время имеет статус музея, богослужения в ней проводятся ежедневно.
От храма начинается Андреевский спуск, одна из самых посещаемых туристами улиц Киева, он был заложен еще во времена Киевской Руси, чтобы связать Верхний город и Подол. Тогда спуск, носящий название Боричев взвоз, был настолько узким, что по нему могли пройти лишь пешеходы и одинокие всадники. И только к началу XVIII столетия спуск расширили, по нему уже могли свободно проехать груженые телеги и кареты. После возведения Андреевской церкви и сам спуск стали называть Андреевским. Почти каждый расположенный на нем дом является памятником архитектуры, многие здания построены в XIX столетии. Здесь жили скульпторы и художники, композиторы и писатели, а архитектурный ансамбль построек еще сохранил богемную обстановку того времени.
Всю свободную площадь тротуара занимают торговцы, продающие оригинальные сувениры, картины, пуховые платки, украшения, «вышиванки», а также художники, рисующие портреты и шаржи. Уютные кафе с богемными названиями «Арткафе», «Панорама», «Замковое» приглашают посетителей отведать блюда украинской и европейской кухни. Спускаясь по Андреевскому спуску, можно увидеть необычную скульптурную композицию, изображающую Свирида Голохвастова и Проню Прокоповну — персонажей известной комедии «За двумя зайцами». Один из самых необычных памятников архитектуры — Замок Ричарда Львиное Сердце (Дом №15), построенный в стиле неоготики с остроконечным шпилем сверху, овеян легендами, связанными с мистикой и привидениями. Такое название дом получил благодаря поэту Виктору Некрасову, который ассоциировал его архитектурный стиль с готическим замком, описанным Вальтером Скоттом в романе «Айвенго». В квартирах этого здания в разное время жили украинские художники И. Макушенко, Г.П Дядченко, Ф. Красицкий, Ф. Балавенский.
На Андреевском спуске находится и Дом Булгакова (дом №13), где жил и работал писатель до переезда в Москву, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде. Это старинное двухэтажное здание, появившееся на карте Киева в 1889 году, проект которого разрабатывал архитектор Н. Н. Горденин. Рядом установлен бронзовый памятник Булгакову. Михаил Афанасьевич изображен сидящим на скамейке, сохраняя серьезный вид, словно обдумывая очередной роман или пьесу. В 1989 году в здании был открыт музей М.А. Булгакова. Поднявшись на второй этаж, можно увидеть личные вещи писателя и другие экспонаты, а при заказе экскурсии – услышать увлекательный рассказ о жизни писателя в Киеве – городе, где он родился. На первом этаже дома №11 находится кафе «Кот Бегемот», в котором воссоздана загадочная обстановка начала ХХ века, интерьер украшает пианино Булгакова, а в камине всегда горит огонь. Фасад здания украшает оригинальная скульптура Кота Бегемота – одного из персонажей романа «Мастер и Маргарита».
На четной стороне спуска находится Музей одной улицы, экспозиция которого знакомит посетителей с историей самого Андреевского спуска, его известными жителями, торговлей и ремеслами, контрактами на Подоле. Достаточно просто зайти в музей, чтобы переместиться в прошлое сразу на сто лет назад, здесь воссоздана необычная атмосфера, экспонируется старинная мебель и предметы быта, старые открытки и уже пожелтевшие фотографии, рукописи и автографы. Сотрудники музея расскажут немало баек о местных домовладельцах. Истории Андреевской церкви, и неоготического Замка Ричарда Львиное Сердце посвящены отдельные витрины.
Андреевский спуск заканчивается у Контрактовой площади на Подоле – главной площади дореволюционного Киева, являвшейся центром экономической жизни после разрушения монголо-татарами Верхнего города и вплоть до прокладки железной дороги. Контрактовая площадь расположена недалеко от речного вокзала, а до середины XIX столетия большинство товаров в город поступало водным путем. Торговля на этом месте велась еще со времен средневековья, а первый Контрактовый дом, в котором осуществлялись сделки и подписывались контракты, появился еще в XVII столетии. Он был построен из дерева и сгорел во время пожара, после чего в 1815-1817 годах было построено каменное здание, над проектом которого работал зодчий В.И. Гест. Проект не был осуществлен полностью, а вместо архитектурного ансамбля, включающего и торговые ряды, и галереи, был возведен только двухэтажный дом в классическом стиле, фасад которого оформлен портиком, расположенным на четырех мощных колоннах дорического типа. Помимо сделок в дневное время, в здании Контрактового дома по вечерам проводились балы, звучала музыка. Здесь бывали русский поэт А. С. Пушкин, польский поэт Адам Мицкевич, украинский мыслитель Т. Г. Шевченко, французский писатель Оноре де Бальзак, в здании тайно собирались декабристы Южного общества. После прокладки железной дороги сделки в Контрактовом доме осуществляли уже только киевские купцы, приезжие уже не нуждались в координации подвоза товаров в ярмарочные дни.
На Контрактовой площади находится и Гостиный двор, построенный по проекту итальянского зодчего Алоизия Руски. Строительство здания, в котором могли расположиться приезжие купцы и их товары, велось долго. Оно началось в 1809 году, но второй этаж выгорел дотла во время пожара 1811 году, уничтожившего большинство зданий Подола. После чего было решено перекрыть крышей сохранившийся первый этаж, вход украсили аркадами, и здание оставалось одноэтажным вплоть до последней реконструкции в 1980 – 1982 годах, когда и был достроен второй этаж в соответствии с первоначальным замыслом зодчего. Вплоть до начала ХХ века на территории Гостиного двора находились склады и магазины, ремесленные мастерские и цеха. Можно сделать остановку около Церкви Успения Пресвятой Богородицы, заложенной еще в 1132 сыном Владимира Мономаха, киевским князем Мстиславом. Древняя церковь не сохранилась, она не раз перестраивалась, а 1935 году была снесена по приказу советских властей. Храм восстановили уже в 1998 году в первоначальном виде, он является образцом сакральной архитектуры в древнерусском стиле.
Одним из самых интересных объектов Контрактовой площади является фонтан «Самсон», он появился в 1749 году, сразу же после прокладки водопровода, а проект разрабатывал инженер и архитектор И. Григорович-Барский. Старый фонтан был разобран в 1932 году, а в настоящее время на его месте находится точная копия, которую возвели в 1982 году по старинным фотографиям. Скульптурная композиция изображает могучего библейского богатыря Самсона, раскрывающего пасть льва, из львиной пасти выливается тонкая струйка воды, устремляющаяся в каменный резервуар. Фонтан находится посреди беседки. На Контактовой площади есть и другие скульптуры — памятник Григорию Сковороде, установленный в 1976 году, и памятник гетману Сагайдачному, возведенный в 2001 году. Глава Запорожского войска изображен восседающим на коне, в руках он держит булаву – символ гетманства.
На углу улицы Григория Сковороды расположено самое старое здание, возведенное на Контрактовой площади – это Киево-Могилянская академия, самое старое высшее учебное заведение Украины. Она появилась на карте Киева еще в 1615 году как братская школа, а в 1632 году получила статус Киево-Братской коллегии, здесь обучались дети зажиточных мещан и казаков.
Если останется время, можно осмотреть и другие памятники архитектуры, расположенные вблизи Контрактовой площади — Флоровский монастырь и Церковь Николы Притиска.
Авторы Евгений Кочетов и Ольга Салий