Киевский Афон на Печерских холмах
Китаево… Это одно из самых удивительных мест Киева, в котором украинские пейзажи, навевающие романтическое настроение, тесно переплетаются со старинными легендами. Дух древности здесь может почувствовать каждый человек, ощущая его всеми клеточками своего тела и души, и не обязательно для этого быть историком, изучавшим все об этом удивительном месте, и археологом, ищущим древние артефакты по время раскопок. Достаточно просто прогуляться здесь, пройтись под вековыми деревьями, которые немало видели свою долгую жизнь, зайти в прохладную пещеру, уютно расположиться на холме, чтобы созерцать живописные окрестности, или посмотреть на ровную, как зеркало, озерную гладь. Как-то раз известный сатирик Михаил Жванецкий сказал, что в Киеве – матери городов русских жить безнаказанно просто нельзя. И это правда, на каждом шагу киевлянин или гость столицы может получить культурный шок от того, что он видит, а в других местах, напротив восторгаться открывшемуся взору зрелищу.
Это место находится в городской черте Киева, в Голосеевском районе города, это одно из сакральных мест православного города, притягивающее своей мощной энергетикой. Свято-Троицкая Китаевская пустынь, расположенная с южной стороны Киева, в районе его окраины, редко посещается приехавшими в столицу туристами. Одни просто не знают об этой необычной достопримечательности города, у других не остается времени на ее посещение, но отправившись сюда, никто не разочаруется.
Пройдя по улице Китаевской до самого ее конца, можно выйти к небольшой возвышенности, с которой открываются изумительные виды на саму святыню и окружающий ее парк. В это время у каждого застывает дух при виде на изумительную долину, так не похожую на киевский ландшафт, а посреди деревьев поблескивают на солнце зеленоватые купола, создается впечатление, что попадаешь в другой, нереальный мир, в сказку, или совершаешь путешествие во времени. Хотя справа от парка можно увидеть современные многоэтажные строения, а слева – обыденные четырех и пятиэтажные «хрущевки», окруженные огородами, общую картину они не портят, просто всю эту «архитектуру» перестаешь замечать.
Взгляд приковывает старинный православный монастырь, расположенный на возвышении, словно доминируя над старыми столетними деревьями, купола поблескивают через листву, отражаясь в зеркальной глади озера, рядом с которым расположен монастырский комплекс. Вода в озере темная и напоминает о старинных легендах, связанных с ним, это озеро придает пейзажу особое очарование, хотя и производит мистическое впечатление. Но, посещая пустынь, вы окажетесь не одинокими, ежедневно в это удивительное место тянутся группы паломников, желающих помолиться здесь. Подходя ближе к монастырю, несмотря на охватывающее ощущение святости места, можно заметить и шум, и суеты, и многолюдность. На территории монастыря работают строители, возрождая монастырское подворье, чем-то своим занимаются монахи, тут и там мирно прохаживаются священнослужители, а паломники отдыхают на территории монастыря, ожидая церковной службы.
Монахи гордо называют свою обитель «Киевский Афон» по аналогии с самым известным православным монастырем Греции. На территории монастырского комплекса находится не один, а целых три православных храма – Церковь Серафима Саровского, Церковь Двеннадцати Апостолов, и самый необычный храм, расположенный в рукотворной пещере, — это храм, названный в честь преподобной Досифеи Киевской. В настоящее время Свято-Троицкая Китаевская пустынь активно реставрируется, на ее территории возводятся дополнительные здания, способные вместить и остающихся на ночлег паломников. Но сейчас, пока идет ремонт, священнослужители вынуждены ютиться в малюсеньких домиках вместе со своим многочисленным семейством. А возле церкви находится древнее монастырское кладбище, где покоится прах монахов и отшельников, посвятивших себя и свою жизнь служению Богу. Церковь окружают величественные вековые ели, словно являющиеся мощной естественной стеной, защищающей обитель. А вход в пещерный храм и старые пещеры, где в былые времена находились кельи отшельников, находятся на соседнем холме. Их можно заметить и стоя у главной монастырской церкви, а ориентиром при этом является небольшая аккуратная часовенка.
Территория Китаева была заселена еще в древние времена, до момента формирования племен восточных славян в единое государство – Киевскую Русь. Еще племя полян основало здесь городище, площадь которого занимала 2,22 гектара, выбирая место для своего поселения не случайно. Холм расположен на высоте 40 метров над уровнем быстрого Днепра, а всю округу видно отсюда, как на ладони. В те времена городища всегда стоились на возвышенностях, чтобы их было удобнее оборонять, место было выбрано настолько удачно, что поселение здесь сохранялось и развивалось уже после формирования Киевской Руси и принятия христианства в эпоху правления князя Владимира Святославовича.
Само городище являлось мысовым, а его расположение занимало несколько ярусов. На юге естественной преградой для нашествия врагов служил глубокий овраг, а со всех других сторон к поселению было довольно трудно подняться из-за крутизны склонов. Но, помимо естественной защиты, городище было надежно защищено и мощными фортификационными сооружениями, его окружали три линии рвов и высоких земляных валов. По такому же принципу строились и другие городища восточных славян – в самом Киеве, в Вышгороде, в Триполье и Церковщине, а также во многих других местах. А расположенные недалеко друг от друга укрепленные городища на высотах в случае опасности использовались как своеобразные «маяки». Если к такому городу подступал враг, его жителями кострами предупреждали жителей соседних городищ о нависшей опасности, а огонь было хорошо видно на всех соседних холмах.
Почему же славянское поселение называется словом «Китаево»? Возможно, использовалось тюркоязычное слово «китай», которое на русский язык можно перевести как «укрепление», это название могло быть заимствовано у самих кочевников, не раз пытавшихся осадить, захватить и разграбить городище. Возможно, впоследствии и сами жители этого места стали называть так свой город. Есть и другая версия, по которой топонимика городище связывается с «китами» — так назывались острые деревянные жерди, которые устанавливались на земляные валы в качестве дополнительной защиты.
А югу от холма Китаева, где располагалось древнее городище, находится один из самых крупных могильников на территории Украины, представляющий собой курганные насыпи, которых насчитывается более четырехсот. Курганный могильник можно условно подразделить на три группы насыпей, разделенных между собой высокими земляными валами. Самые ранние захоронения в курганах археологи датируют Х столетием, но исследовано не более четверти курганов, поэтому делать однозначные выводы пока рано. Можно сказать с уверенностью, что в одних курганах покоится прах воинов – защитников города, а в других – останки местного городского мирного населения. Большинство исследователей придерживается версии, что поселение появилось значительно раньше Х столетия, но в настоящее время курганы поросли вековым лесом, а их полная раскопка не осуществляется, так как этим можно нанести непоправимый вред ландшафту местности.
Археологические раскопки свидетельствуют, что в XI столетии некогда глубокие рвы уже были засыпаны, это означает лишь одно – городище в то время уже утратило свое оборонное значение, постепенно превращаясь в посад. В XI-XIII столетиях, вор времена расцвета Киева и всей Киевской Руси, город меняет название на Пересичен, он активно застраивается, а его площадь увеличивается до 40 гектаров. Городище под названием Пересичен дважды упоминается и в самой известной русской летописи – «Повести Временных лет», в одном из отрывков летописи рассказывается о существовании в городе большого подземелья, называемого словом «погреб». Возможно, в этом месте зафиксирован факт начала развития пещерного монастыря, которому впоследствии было суждено превратиться в Свято-Троицкую Китаевскую пустынь.
Посад на холме не угас в эпоху татаро-монгольского ига, город продолжает существовать и в XIII-XV столетиях, о чем свидетельствуют найденные археологами образцы керамических изделий. А в XVI-XVII столетиях в южной части городища уже возникло монашеское поселение, сюда перебралось немало отшельников из Киево-Печерской лавры. Сюда тянулись и паломники, и философы. Обитель посещали и Тарас Шевченко, и Павел Тычина, и Григорий Сковорода. А местности вернулось древнее название Китаево… О монастыре создано немало легенд, которые монахи рассказывают паломникам и посетителям монастыря. Вот одна из них, рассказанная Мирославом Барыляком, настоятелем монашеской обители.
Девять столетий стоит древний монастырь, но он не один, а состоит из двух частей. На одном холме возвышается ввысь величественная церковь с зелеными куполами, а на соседнем холме, на склоне знаменитой Китай — горы, глубоко в землю уводит лабиринт, он ведет в другую монашескую обитель, сокрытую от глаз людских. В ней непрестанно трудится с десяток монахов, непрерывно работающих по укреплению земляных сводов пещеры. А пещеры те настолько древние, что в памяти последователей уже не сохранилось никаких сведений, кто и когда начал копать лабиринт для этой святой обители.
Самым старым из монашеской братии был монах Досифей, решивший остаток дней своих провести в полном затворничестве. Его маленькая келья с земляными стенами, украшенная древними святыми иконами и сейчас сохранилась, ее ни занимает больше никто из монахов, а все паломники могут зайти внутрь и помолиться там. Монах похоронен на территории обители, но не на монастырском кладбище, а прямо возле стены пятиглавой церкви. Его могила со скромным православным крестом является сегодня местом поклонения, сюда приходят паломники, приносят цветы, зажигают свечи и лампады.
Досифей, будучи молодым странником, ранней весной 1736 года появляется на подворье мужского монастыря, расположенного недалеко от белокаменной Москвы, — Троице-Сергиевой Лавры. Он одет в бедную, потрепанную временем и непогодой крестьянскую одежду, а плечами болтается пустая котомка, а посох уже порядком поистерся. Он умоляет настоятеля обители постричь его в монахи, объясняя свою просьбу велением Иисуса Христа, вложенным в уши молодого человека. Святые старцы, не поверив ему, отказывают в постриге, но, все же, посовещавшись, разрешили юноше, так рвущемуся посвятить всю свою жизнь без остатка служению Господу, тайное послушание в лавре. Так Досифей начал свой духовный путь, новый послушник с радостью выполнял любую, даже самую тяжелую работу, ни разу ни ослушался монастырского начальства, с рвением и трепетом помогал братьям, проводя все дни в смирении и ни разу не показав гордыни. Несмотря на свое благочестие, молодой послушник не смог стать полноценной части монашеской братии, он собрал свой нехитрый скарб в котомку и ушел, куда глаза глядят.
Вскоре он появился в златоглавом Киеве, под воротами Киево-Печерской лавры и долго умолял отца Иллариона, настоятеля монастыря, постричь его в монахи, но настоятель так и не решился на это. В то время существовал строгий царев запрет, согласно которому принять в монахи крестьянского сына без откупного письма его барина было невозможно. Отчаявшись, Досифей решил последовать примеру первых христианских отшельников, ведущих пустынную жизнь на территории Киевской Руси. Он случайно вышел к Китаеву, расположенному на некотором отдалении от Киева, посреди высокого леса, это место, окруженное неприступными склонами, к тому времени было уже безлюдно. Возможно, его привел к этому месту сам Господь. Досифей, жаждущий уединенного служения Богу, вырыл себе пещеру и поселился в ней, как святой Антоний, считающийся основателем Киево-Печерской лавры.
Много десятилетий прошло, и людская молва о старце Досифее, живущем в пещере и соблюдавшем строгую аскезу, питаясь только хлебом и водой, мхом и кореньями, и даже в лютую зимнюю стужу не разжигающем костра, разошлась по Киеву, а потом – и по всей Руси. В 1744 году, во время посещения Киева российская императрица Елизавета, дочь Петра Великого, услышала о знаменитом старце, и захотела встретиться с ним лично. Для императрицы быстро соорудили деревянную лестницу, по которой она могла удобно подняться на Китай – гору. Несмотря на уговоры царицы занять одну из самых высоких должностей в церковной иерархии, старец оставался непреклонным, а тяжелый кошель, туго набитый золотыми монетами, отдал на строительство храма в Пирогово. К старцу приходили люди, но он сам никогда не выходил к ним из своей пещеры, и не пускал их внутрь, лишь малюсенькое окошко служило ему для связи с внешним миром, через него он и наставлял паломников, среди которых был и Серафим Саровский. А в 1776 году подвижника нашли мертвым, застывшим перед иконой в той позе, в которой он молился, и увидели записку с просьбой предать его земле без прикосновения к телу и обмывания, эта просьба была исполнена, а впоследствии на могиле старце было решено установить стелу с его портретом.
А дальше происходила совсем загадочная история, окутанная мистикой. Как-то на могиле старца появилась пожилая женщина, а когда увидела портрет на стеле, обомлела, признав в нем изображение своей старшей сестры Дарьи. Рассказала она историю как том, как воспитывающаяся в монастыре боярская дочь после возращения в богатый терем не хотела разделять с семьей радости земного мира с обильными застольями и пьянящим вином. А однажды постригла волосы, оделась в старые крестьянские вещи одного из крепостных и убежала из дому, из родных ее больше никто и не видел. Об этом рассказе церковнослужители вспомнили в тот момент, когда Досифея решили причислить к лику святых. Было решено провести эксгумацию тела, чтобы определить пол старца и его опознавание, но во время раскопок, как только крышка крепкого гроба показалась на поверхности, гроб сам собой ушел в землю, прямо под алтарь построенной здесь церкви Сергия Радонежского, а потому его так и не смогли достать, а слова «сестры» Досифея не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть.
В годы советской власти Свято-Троицкая Китаевская пустынь разделила участь других православных храмов и монастырей, в 30-х годах обитель была ликвидирована, и только после распада СССР начала возрождаться к жизни, все пещеры были бережно расчищены и отреставрированы, в них сейчас находится музейный комплекс «Подземный Киев». В главной церкви монастырского комплекса вновь стали проводиться службы, сюда потянулись священники, монахи, и паломники.
Автор Ольга Салий