Когда отмечать Рождество?

Украина » Другие
 07.01.2008

В течение многих столетий во всех христианских странах принято отмечать Рождество Иисуса Христа, которое считается одним из важнейших христианских праздников. Но когда же родился Христос – 7 января, когда этот праздник отмечают православные христиане, или все же 25 декабря, когда этот светлый праздник отмечает весь католический мир? А может быть, Иисус Христос родился летом, весной или осенью? На этот вопрос никто не может дать четкого и однозначного ответа.

Статья Видео Комментарии
Когда отмечать Рождество?

В течение многих столетий во всех христианских странах принято отмечать Рождество Иисуса Христа, которое считается одним из важнейших христианских праздников. Но когда же родился Христос – 7 января, когда этот праздник отмечают православные христиане, или все же 25 декабря, когда этот светлый праздник отмечает весь католический мир? А может быть, Иисус Христос родился летом, весной или осенью? На этот вопрос никто не может дать четкого и однозначного ответа.

В настоящее время в связи с глобализацией информационного пространства уже никто не делит Рождество на «Католическое» или «Православное», а в лентах новостей появляются фразы следующего характера: «сегодня, 25 декабря католики всего мира празднуют рождество», или «сегодня, 7 января празднуют рождество православные христиане». Речь идет об одном и том же дне, по православному календарю рождество празднуется тоже 25 декабря по старому стилю. Только православная церковь живет по григорианскому календарю, все даты которого отстают на 13 дней от юлианского календаря, по которому с давних времен живет вся Европа, а с 1917 года – и Россия, а вслед за ней – и современные государства, образовавшиеся на территории постсоветского пространства. Православная церковь, в отличие от светского государственного руководства, так и не перешла на юлианский календарь, оставаясь верна древним традициям.

Но точная дата рождения Спасителя неизвестна – в те времена не было принято записывать даты рождения, а тем более, праздновать дни рождения. И даже после распространения христианства на значительной территории Римской империи церковь праздновала только даты мученической смерти святых, первым христианским праздником стала Пасха, а воскресение стал считаться праздничным днем в честь Светлого Христова Воскресения. В III столетии христиане, тогда еще не разделившиеся на православных и католиков, стали праздновать Богоявление, чаще упоминаемое как Крещение Господне, а Рождество Христово начали праздновать, только начиная с IV столетия, да и то не всех регионах Римской империи, находившейся в стадии упадка.

Почему же Рождество Иисуса Христа стали отмечать именно 25 декабря? Об этом пишет М. Скабалланович, в течение длительного времени занимавшийся исследованием возникновения церковных праздников. Он утверждает: «Когда праздник Рождества Христова был приурочен к 25 декабря, тогда этот день стали считать днем и самого события. До этого же вопрос о дне рождения Спасителя был спорным». Святой Климент Александрийский в своих записях приводит четыре возможных даты рождения Иисуса Христа – 20 мая, 6 января, 10 января и 28 марта, а каждая дата основывалась на более древних календарях востока, старших, чем григорианский и юлианский календари.

Впервые дата «25 декабря» появляется в комментариях Святого Ипполита Римского, составляемых на книгу пророка Даниила, этот комментарий до сих пор можно увидеть на сохранившейся скульптурной композиции, изображающей святого. Церковь стала защищать дату Рождества 25 декабря только на рубеже IV-V столетий, когда в этом возникла четкая необходимость.

Современные светские исследователи утверждают, что эта дата была выбрана не случайно – в эти дни проводились многие языческие праздники, посвященные зимнему солнцестоянию у народов территории Европы, а церковь рассчитывала распространить христианское вероучение на широкие массы язычников. Согласно точке зрения Святого Иоанна Златоуста, дату рождения Иисуса Христа подтверждают архивные документы о переписи населения Римской империи, проводимой во время правления императора Августа, но эти документы, если они и существовали, до наших дней не сохранились и потому не являются документальным источником. В расчетах применялись и математические методы, а за исходную точку отчета бралось явление Архангела Гавриила святому Захарии, описанное в евангелии от Луки. Согласно этой точке зрения, раз очистительная жертва была принесена в сентябре, а зачатие последовало только через полгода после ее принесения, то есть в марте, то рождение Спасителя произошло спустя девять месяцев – в конце декабря.

Тем не менее, с датой 25 декабря были согласны далеко не все богословы того времени. Так, Святой Епифаний Кипрский считал, что правильной датой рождения Иисуса Христа является 6 января, а Армянская церковь до сих пор празднует Рождество именно в этот день, идя вразрез и с католическими, и с православными традициями. Этот факт объясняется тем, что само Рождество в древние времена выделилось из более раннего и к IV-V столетиям уже распространенного праздника Крещения Господня. В те годы все христианское население праздновало не свой реальный день рождения, а дату крещения, наречения имени в честь святого покровителя, поэтому и датой Рождества Христова для многих стал день его крещения в водах реки Иордан.

М. Скабалланович приводит доказательства, что до конца IV столетия в праздник Богоявления вкладывалось и само крещение, и рождение Иисуса, и поклонение волхвов, и многие совершенные им чудеса. Такое количество информации было решено разделить на несколько праздников, что было удобнее для восприятия верующих.

Другие исследователи видят в празднике Рождества прекращение эпохи мученичества, во времена, когда христианами стали не единицы, а большая часть населения крупных городов Римской империи, стала цениться не только мученическая смерть во имя веры, но и земная жизнь, начинающаяся с рождения ребенка. С другой стороны, священнослужителям Церкви, которые не могли вычленить из народной памяти языческие праздники, было необходимо найти им достойную замену, оставив дату самого праздника неизменной, заменить его идейное содержание. В эти дни на западе Римской империи праздновали сатурналии, и день непобедимого солнца, на востоке Римской империи – языческий праздник Кикеллий, а и иудеи в конце декабря праздновали обновление храма. Возможно, именно в «честь обновления храма» было принято считать Рождеством Христовым именно 25 декабря, так как, согласно христианской традиции, сам Иисус отменил Старый завет, заключенный и иудеями (сегодня еврейскую часть Библии принято называть «Ветхим Заветом»), а с его рождением, деятельностью и смертью людям был дан Новый Завет.

Римская церковь стала праздновать Рождество Иисуса Христа первой, в первой половине IV столетия, когда Папой Римским был Юлий. С какого года празднуется Рождество, никто не знает, однако доподлинно известно, что Рождество Христово, впервые отмечаемое как церковный праздник, праздновалось именно 25 декабря. Во второй половине IV столетия Рождество стали праздновать и в Каппадокии, и в Константинополе, и в Антиохии. А рождественский пост стали держать только с V столетия, а повсеместно прихожане христианских церквей, очищаясь перед светлым церковным праздником, стали держать только с VI-VII веков, а одними из первых его начала соблюдать коптская община.

Автор Ольга Салий



Статья Видео Комментарии
Рекомендуем почитать