Черновицкий университет — архитектурное сокровище Буковины
Говорят, что если вы побывали в столице Буковины, прошли по всем ее улочкам и площадям, но не посетили бывшую резиденцию Буковинских митрополитов, вы не имеете права говорить, что узнали Черновцы. Об этом вам скажет любой житель этого уютного и чистого города. А тем более в этом уверены те, кто когда-то обучался в этих старинных стенах. Да, именно так, теперь на месте бывшей резиденции размещаются корпуса Черновицкого государственного университета имени Юрия Федьковича.
Сказочная история создания университета
Во время существования Австро-Венгерской империи, Буковина, которая входила в ее состав, считалась самой отдаленной и отсталой ее провинцией. Австрийцы презрительно называли ее «медвежий угол». Поэтому история создания в этом городе одного из самых крупных и современных университетов в Европе похожа на волшебную сказку. Ведь наряду с Черновцами, за право иметь на своей территории национальный университет боролись города Прага, Зальцбург и припортовый Триест. Однако выбор пал на Черновцы. А заслуга в этом принадлежит выдающемуся церковному и общественному деятелю той поры буковинскому митрополиту Евгению Гакману.
Сам Евгений Гакман имел низкое происхождение, он был выходцем из буковинских крестьян, и получил начальное образование благодаря стараниям своего дяди, который, будучи монахом, преподавал Слово Божие в черновицких школах. Именно благодаря науке дяди и природному дару Евгения, он стал единственным на то время украинцем, который продолжил свое образование в стенах одного из самых престижных университетов – Венского. В то время на его богословском факультете обучались представители всех христианских конфессий: православные, католики и протестанты.
В те времена император Австро-Венгрии Франц I практиковал ежегодный прием самых лучших учеников Венского университета. На одной из таких аудиенций он познакомился и запомнил смышленого и одаренного паренька из отдаленной глубинки. После разговора с ним император предложил ему место придворного учителя румынского языка для молодого наследника престола эрцгерцога Фердинанда. Теперь становится понятным, что бывший ученик, когда занял монарший трон, всегда поддерживал начинания и прогрессивные задумки своего учителя, который в 1835 году был им же назначен епископом Буковины.
Однако это не совсем так. Выдающийся ум Евгения Гакмана, который несколько лет подряд возглавлял буковинский сейм, подсказал и убедил императора, что проект возведения черновицкого университета будет самым недорогим и необременительным для императорской казны. На то время в городе уже функционировал теологический факультет университета, а Буковинский епископ заверил императора, что пока будут возводиться новые корпуса, студенты-теологи любезно разместят в своих стенах слушателей остальных факультетов. А, кроме того, сам богословский факультет финансируется на средства православной общины Черновцов. И еще, если император пойдет на встречу пожеланиям буковинцев, город своими силами возведет красивый ботанический сад и безвозмездно выделит место под строительство новых университетских корпусов. После таких убедительных доводов, уже новому императору Францу-Иосифу I, оставалось только подписать 31 марта 1875 года указ об основании Черновицкого университета.
На торжественное открытие университета ожидали приезд самого Франца-Иосифа I, однако государственные дела помешали ему прибыть, и торжественное мероприятие проводил его министр К. фон Штремайер.
Архитектурный шедевр Иосифа Главки
Теперь возвратимся в наше время и взглянем на главный корпус университета, где ранее размещалась резиденция митрополита.
Дело в том, что ранее на этом самом месте располагалось здание старой епископской резиденции. Однако в 1873 году Евгению Гакману удалось добиться полной автономии буковинской православной церкви, и тогда же начались работы по возведению новой резиденции, где можно было работать и отдыхать новому Буковинскому Митрополиту. Разработку проекта и создание нового здания поручили молодому чешскому архитектору, выпускнику Венской академии искусств Иосифу Главке, которому на то время было всего 29 лет. В 1860 году проект был утвержден и даже получил второй приз на всемирной архитектурной выставке в Париже. А в 1863 году начались полномасштабные строительные работы.
Для того чтобы обеспечить стройку необходимым количеством строительного материала, в пригородах Черновцов были вырыты несколько карьеров, а в самом городе построены два кирпичных и один заводы для производства керамики. Кроме того, была организована школа для повышения квалификации строителей.
Для Австро-Венгрии это были небывалые по масштабам мероприятия. Почти 18 лет Иосиф Главка возводил свой шедевр, а помощь ему в этом оказывали самые выдающиеся мастера-архитекторы того времени. Проведение облицовочных работ было поручено венским художникам К. Йобсту, І. Кляйну, чеху К.Свободе, буковинцам Е. Бучевскому и Э.Максимовичу. Художественную резьбу по камню и лепнину создавали под руководством скульптора из Вены К. Гофмана.
Строили резиденцию основательно и аккуратно. Достаточно будет сказать, что каждый кирпич проверялся отдельно, по акустическим качествам. Малейшие изъяны приводили к отбраковке материала. Для повышения крепости раствора в него добавляли органику из трупов животных и куриные яйца. Сделанная таким образом кладка может стоять веками.
Само сооружение состояло из трех заданий. Слева находились учебные аудитории, библиотека, спальные помещения богословов, а также семинарская церковь. В центре размещалась собственно резиденция Митрополита. Справа было здание школы диаконов, монастыря, музея и свечного заводика.
К сожалению, сам архитектор не смог увидеть в законченном виде свое гениальное творение. Подорвав свои силы и здоровье на строительстве, Иосиф Главка умер в 1882 году после тяжелой болезни.
В его шедевре воплощен настоящий дух Буковины, на территории которой проживало множество народов, каждый со своими уникальными традициями и культурами. Поэтому в митрополичьей резиденции воплотился смешанный архитектурный стиль, сплав многих направлений и культур в зодчестве. В ней можно найти отголоски средневековых стилей рыцарских замков и мавританского направления в испанской архитектуре, византийские и романские ноты. А традиционные орнаменты на черепичных крышах выполнены в типичном буковинском стиле. Не вызывают сомнения гуцульские корни в деревянной резьбе потолков внутренних залов. Все вместе они создают непередаваемую гармонию и красоту.
Сокровища резиденции митрополитов
Если внимательно рассматривать архитектурные особенности зданий резиденции, то можно натолкнуться на удивительные вещи. Например, почему купол башни диаконской школы украшен типично еврейскими звездами Давида? А объясняется это достаточно просто. Православная община Черновцов не сразу смогла собрать денежную сумму (около 1 830 000 золотых флоринов), необходимую на строительство митрополичьей резиденции. И в этом ей помогли еврейские организации. Таким образом, была увековечена память о данном событии. По схожей причине на куполе здания митрополичьей церкви был построен объемный крест, который ориентирован в двух направлениях – на запад и на восток. Таким образом, еще раз подтвердилась толерантность в отношениях между последователями различных религиозных течений, проживающих на Буковине.
Кстати, когда-то часы, помещенные на башню диаконской школы, показывали не только местное время, но и лондонское или венское.
Если прогуляться коридорами университета, то можно поразиться совершенству и мастерству давних зодчих. Мраморный пол изумляет орнаментом, выполненным в греческом стиле, настенные росписи и потолочные своды возносят мысли и чувства к высокому. А что уже говорить о внутренней отделке парадных залов! Как жаль, что один из самых красивых в Европе Мраморный зал (когда-то он носил название Синодального), погиб во время страшного пожара, случившегося в 1944 году. Вместе с ним в пламени пропала синодальная библиотека с множеством уникальных архивных материалов.
Сегодняшний интерьер этого зала является только приблизительной копией Синодального, которую выполнили современные реставраторы. Однако шикарные полуторатонные хрустальные люстры, уникальные настенные фрески кисти Карла Свободы, освещающие историю буковинской церкви, а также мраморный пол восстановить уже не удастся никогда. Все, что удалось сохранить, так это небольшие фрагменты мраморного пола. А роскошные колонны из мрамора – только удачная имитация из алебастра.
Однако чудесным образом пожар не тронул Зал заседаний Священного синода (сейчас он носит название Красного зала). Войдя в это помещение, не можешь избавиться от ощущения, что находишься внутри чудесной резной шкатулки, драпированной тончайшим китайским красным шелком. Под ногами – чудесный паркет из дорогих пород дерева: красного бука, зеленой липы и дуба. А огромные венецианские зеркала на стенах расширяют пространство и заставляют душу воспарить над бренной землей.
Старая легенда гласит, что если женщина посмотрится в эти зеркала, то сможет вернуть себе молодость, а мужчина сотрет со своей души следы многих старых грехов.
Для того чтобы убедиться, что зеркала действительно венецианские, достаточно посмотреть через них на пламя свечи или зажигалки. Вы заметите сразу же пять отражений. Именно столько слоев серебра было нанесено на тыльную поверхность зеркала древними мастерами. Над головой посетителя простирается чудесный расписной потолок.
Церковь Трех Святителей
В самом центре Семинарского корпуса чудесным образом сохранилась величественное здание церкви Трех Святителей. Сейчас мало кто верит, что с середины прошлого века и до недавнего времени в ее стенах располагался электронно-вычислительный центр. Сами понимаете, что тогда ЭВМ обладали значительными габаритами. Спустя некоторое время помещение было отдано под музей университета. А с 1991 года храм снова открыл свои объятья многочисленным верующим.
Специалисты утверждают, что Храм обладает самыми лучшими акустическими данными среди помещений Украины. Студенты университета являются активными прихожанами церкви и избирают главную святыню своего университета для увековечивания самых знаменательных событий в своей жизни. Тут часто проходят обряды Венчания и Крестины. Особенно большой наплыв прихожан в периоды проведения зачетно-экзаменационных сессий.
Современный университет обладает и некоторыми древними традициями. Например, на его территории нельзя курить, а еще нельзя ходить по дорожке из гравия, ведущей к главному корпусу. Оказывается, под этой дорожкой располагается сложная дренажная система, которая поддерживает оптимальный влажностный режим в сооружении и защищает его от разрушения. А, кроме того, на этом месте когда-то стояла городская виселица для преступников. И именно тут умерщвляли несчастных животных, трупы которых добавляли в цементный раствор при строительстве университета.
Ныне в зданиях бывшей резиденции располагаются географический, филологический, философско-теологический факультеты и факультет иностранных языков.
Позади величественной резиденции расположен уютный и тихий Университетский парк, который создавался параллельно со зданиями резиденции. Хотя большинство зеленых насаждений с той поры не сохранились, но общая парковая архитектура и ландшафт дошли до нас в неизменном виде. Тот же неизменный декоративный пруд с гротом в центре парка. Перед фасадом главного корпуса стоит бронзовый бюст архитектора И.Главки в обрамлении фонтанов.
В июне тут расцветает пышным цветом тюльпановое дерево, а пирамидальные туи зелеными свечами устремляются в голубое небо. Кроме них в парке найдете и другие редкие породы деревьев, такие, как пробковое дерево, красный бук, магнолии, катальпы, ясень и другие. Одной из достопримечательностей парка является его древнейшее дерево, 130-летний бук. А когда-то митрополит утолял жажду минеральной водой из глубокого паркового колодца, который после неумело проведенных дренажных работ в 1970 году навсегда пересох.
Говорят, что когда-то парк населяли павлины, лебеди и косули, а за зелеными насаждениями следили опытные садовники, все, как один, имеющие высшее образование. Теперь тут увидишь, разве только быстрых белочек и мудрых сов. Однако до сих пор в тени уютных уголков парка любят посидеть с книжкой современные свидетели былого величия резиденции буковинских Митрополитов.
Автор Сергей Закко специально для www.goodtourist.ru
Фотографии Олега Григорьева