Казанский собор в Петербурге с фото и картой
Собор Казанской Божией Матери — православный кафедральный храм Санкт-Петербурга. Грандиозная колоннада собора необычна для православного сооружения, само здание с разных сторон смотрится совершенно по-иному. А после Отечественной войны 1812 года собор приобрел значение памятника русской воинской славы. Все это делает Казанский собор уникальным сооружением Северной столицы.
Воинская слава русской армии всегда была воспеваема деятелями русской культуры – поэты и прозаики воспевали в своих произведениях силу русского оружия, живописцы посвящали огромные и удивительные полотна картин изображающих баталии и полководцев, и архитекторы нередко посвящали свои сооружения славным победам своих соотечественников. Один из крупнейших храмов Санкт Петербурга – собор Казанской иконы Божией Матери приобрел значение памятника русской воинской славы после отечественной войны 1812 года.
Храм был построен в 1801 – 1811 годах архитектором А. И. Воронихиным по указу императора Александра 1 для перенесения в него чтимого списка Казанской иконы Божией Матери. В 1813 здесь был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов, кроме того, помещены ключи от взятых русской армией городов, а также военные знамена и штандарты. Так храм стал памятником победы русских в Отечественной войне 1812 года.
Андрей Никифорович Воронихин родился в семье деревенского крепостного в селе Новое Усолье в Приуралье. Мальчик был очень талантлив, и в семнадцатилетнем возрасте его отправляют в Москву учиться живописи. Его учителями становятся русские архитекторы Боженов и Казаков, они и прививают ему любовь к архитектуре. С 1786 по 1790 годы Андрей Воронихин изучает архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. Обогащенный новыми знаниями он возвращается домой и работает на графа А. С. Строганова. Граф поручает ему отделку парадных залов своего дворца на Мойке и постройку дачи на Большой Невке. Свои работы Воронихин изобразил на картинах: «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт Петербург) за что получил звание академика «перспективной живописи». А в 1800 году за проект колоннад в Петергофе ему присваивают звание академика архитектуры. С 1802 года он был профессором Академии художеств.
1799 году по указу императора Павла I проводится конкурс на проект нового собора на Невском проспекте, на месте храма Рождества Богородицы. Император хотел чтобы собор был похож на собор святого Петра в Риме. Результатов конкурс так и не дал и строительство собора было поручено сорокалетнему Воронихину. По сути организатором и администратором строительства был граф А. С. Строганов, а Воронихин архитектором и инженером в одном лице.
Перед архитектором стоял сложный вопрос: нужно было, чтобы согласно церковным канонам алтарь был направлен на восток, так получается, что вход с главным фасадом обращены на запад, при таких условиях получалось, что собор располагался бы боком к Невскому проспекту. Воронихин справился с этой задачей – он украсил северный фасад собора колоннадой повернутой к Невскому проспекту. По замыслу Воронихина такая же колоннада должна была украсить и южный фасад собора, но этот план не был воплощен в жизнь. Вторжение Наполеона, а затем смерти Воронихина и Строганова не позволили осуществиться этому замыслу.
Закладка нового собора произошла 27 августа 1801 года в присутствии императора Александра 1. Строительство собора длилось почти 10 лет. Примечательно то, что построен он исключительно из отечественных материалов, и преимущественно русскими мастерами. Высота собора 71,5 метра внутри и снаружи собор украшают уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов массой до 30 тонн каждая. Колоннада состоит из четырех рядов колонн, всего их 144. Колонны стройны, украшены желобками-каннелюрами, увенчаны коринфскими капителями. Над колоннами сделана конструкция перекрытия из плоских балок. Воронихину пришлось долго отстаивать этот проект, так как ранее такие перекрытия доверялись лишь арочным сводам, а плоские балки требовали очень точного расчета.
На левом крыле колоннады находится фриз-барельеф в классическом стиле на библейский эпизод «Истечение воды из камня», изображающий Чудесное событие истечения из скалы питьевой воды для евреев странствующих по Синайской пустыне. Автором этой композиции был скульптор Мартос.
Стройный и легкий купол на высоком барабане гармонично возвышается над полукружием колоннады. В барабане под куполом прорезаны высокие узкие окна, а над ними кольцо слуховых окон. Внутри собор трехнефный. Колонны внутри собора, в отличие от наружных, гладкие без желобков. 50 колонн сделаны из розового финского гранита с золоченными коринфскими капителями и базами. Лепное убранство храма выполнили Ф. Торричелли и Б. Медичи, иконостасы вырезали А. Леблон и Ф. Кретьен, алебастровые скульптуры в них сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Иконы для иконостасов писали видные академики В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Пекин, О. А. Кипренский и другие. Большинство из этих икон хранятся теперь в Русском музее. Ж. Герен изготовил огромное, на 180 свечей, паникадило. Ко дню освящения собора чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен ризой из золота с драгоценными камнями и жемчугом.
После победы над Наполеоном казачий атаман Платов пожертвовал собору 40 пудов трофейного серебра отнятого у французов. Этим серебром в 1834 году архитектор К. А. Тон облицевал Центральный иконостас собора. В 1884 году по эскизу Н. В. Набокова ювелир О. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал великолепную гробницу для хранения соборной плащаницы, а шесть лет спустя чеканные серебряные хоругви.
В 1903 году были попытки воздвигнуть колокольню, но Академия художеств возразила, и этой задумке не дали осуществиться.
Кроме Казанской иконы Божией Матери в соборе хранилась и Ченстоховская икона Богородицы подаренная Кутузовым. Храм был богат изумительно красивой и дорогой утварью.
В 1837 году перед собором были установлены памятники Фельдмаршалам победы над Наполеоном Кутузову и Барклаю де Толли. Эти памятники выполненные по моделям скульптора Орловского, настолько гармонично вошли в архитектурный ансамбль Казанского собора, что кажется будто они изначально включены Воронихиным в проект этой грандиозной стройки.
В 1893 году в переполненном соборе отпевали великого русского композитора П. И. Чайковского.
1917 год коснулся собора, как и каждого собора или маленькой сельской церквушки. В 1922 году при изъятии ценностей сильно пострадал интерьер собора. А в 1928 храм отдали «обновленцам», а те, в свою очередь, сделали его кафедральным собором обновленческой Ленинградской епархии». 5 января 1932 года собор вовсе закрыли, и 15 ноября того же года в здании собора открыли Музей религии и атеизма.
В 1950-1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963-1968 – фасадов.
25 мая 1991 года – день воскресения собора. В левом приделе была отслужена первая служба. А через год освящен главный придел. 30 апреля 1994 года на купол собора был поднят крест.
С 2000 года собор носит статус кафедрального.
После назначения командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов, перед вызовом в армию, прибыл в собор и припадал к Казанскому образу Богородицы. Здесь же он нашел и свой последний приют. Сюда же были привезены 107 трофейных знамен и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от взятых русской армией городов и крепостей. Так фельдмаршалом Кутузовым, и затем его последователями, Казанский собор приобрел себе статус символа победы русского воинства над наполеоновскими захватчиками.
Автор Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru