История строительства Исакиевского Собора
Если вы бывали в Санкт-Петербурге, то наверняка видели Исаакиевский собор. Даже в советские времена, времена явной борьбы с религией, когда «опиум для народа» всячески пытались уничтожить, мало какая экскурсия по Ленинграду обходила этот дивный собор. Северная пальмира богата дивными архитектурными сооружениями и среди них Исаакиевский собор занимает одно из ведущих мест по красоте и популярности.
Собор был задуман как храм-памятник победы в Отечественной войне 1812 года. Но строили собор в течении сорока лет, и под конец строительства стали забывать в честь чего воздвигается храм. Автором проекта, а позже и главным архитектором, был молодой француз Август Монферран – человек у которого не было никакого строительного опыта, но который умел красиво рисовать. Альбом с набросками собора попал в руки к императору Александру I и в 1818 году самодержец издал указ о назначении Монферрана главным архитектором Исаакиевского собора. Так на долю молодого француза досталась самая сложная и грандиозная постройка Петербурга.
Неопытность Монферрана как архитектора сказалась, но от провала начатое в 1819 году строительство спасло вмешательство ряда выдающихся русских зодчих – В. Стасова, Карла Росси, А. Мельникова. На основе эскиза Августа Монферрана был разработан новый технический проект, внесены поправки в архитектуру здания, благодаря чему оно стало стройнее и легче. Но неопытность молодого архитектора все же дала о себе знать: здание стало неравномерно оседать, что приходилось устранять еще и советским реставраторам.
Условия постройки собора усложнялись тем, что необходимо было при возведении нового собора сохранить алтари старого. Приходилось некоторые части старого собора разбирать, некоторые перестраивать, а некоторые оставлять без изменений.
Большую сложность вызвала закладка нового фундамента и соединение его со старым. Для этого были вырыты глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26 – 28 сантиметров, и длиной 6,5 метров. Всего было забито около 12 тысяч свай. Затем все траншеи были соединены между собой и залиты водой. Когда вода замерзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Работы по закладке фундамента велись пять лет, по сваям было уложено два ряда огромных гранитных блоков. Связывали их металлическими скобами и заливали для прочности свинцом вместо раствора. Строило собор более125 тысяч мастеров каменщиков, кузнецов, плотников и рабочих других проффесий.
Поражают своими размерами колонны Исаакия: Высота каждой 17 метров, всего их 48, и все они монолитно вырублены из гранитной скалы. Вырубка гранитных монолитов для колонн велась в каменоломне Пютерликс недалеко от Выборга в Финляндии. Удобство каменоломни заключалось в большом запасе гранита и близости Финского залива с глубоким фарватером. Перевозили их на специальных плотах-баржах. Для того чтобы стравить колонну было задействовано около ста такелажников, стоявших у ручных лебедок и направлявших тяжесть. В распоряжении строителей была первая в Европейской России узкоколейка с паровым двигателем. Для подъема колонн были построены специальные леса, колонны обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролетов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на 16 чугунных воротов-кабестанах, на каждом из которых работало по 8 человек. Установка одной 17ми метровой колонны массой 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран отмечал в своих записях: «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех 48 установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».
Первую колонну устанавливали в присутствии царской семьи 20 марта 1828 года. После установки колонн и сооружения портиков в 1830 году началась постройка опорных пилонов и стен собора. Толщина стен составляла от 2,5 до 5-ти метров, стены кирпичные скрепленные известковым раствором. Мраморная облицовка выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, толщина наружной облицовки – 50-60 сантиметров, внутренней – 15-20 сантиметров. Крепилась облицовка с помощью железных крючьев (пиронов) которые вставлялись в специальные отверстия высверленные в стене. Внутри южной и северной стен устроены вентиляционные галереи. Для освещения собора над галереями аттика сделаны световые галереи.
В 1836 году постройка стен и пилонов завершилась и началось возведение перекрытий. Кирпичные своды собора имеют толщину от 1,1 до 1,25 метра. Кроме кирпичных сводов были сделаны декоративные, представлявшие собой металлический каркас, покрытый металлической сеткой и облицованный искусственным мрамором.
В 1837 году было завершено основание купола. На основание устанавливалось 24 колонны, на которых водружался сам купол. Монферран, для легкости и одновременной прочности, предложил сделать купол не каменным а металлическим. На изготовление металлоконструкции свода ушло 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Для тепла и звукоизоляции в свободное пространство было заложено около ста тысяч гончарных горшков конической формы. В 1838 – 1841 годах купол был вызолочен.
Всего в строительстве собора принимало участие около 400 тысяч рабочих. Высота собора 101,5 метра, ширина около ста метров, наружный диаметр купола 25,8 метра, весит он 300 тысяч тонн. На каждом фронтоне помещено рельефное изображение с евангельскими или историческими сюжетами: на северном фронтоне – «Воскресение Христа», на западном — «встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», на южном — «поклонение волхвов», на восточном, в сторону Невского проспекта – «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Снаружи собор несколько тяжеловат, но это не является ущербным для его роскошного вида.
Внутри собор отделан с величайшей роскошью и великолепием. На облицовку выбиралось все самое лучшее и дорогое: белый итальянский мрамор, малахит, ляпис-лазурь, черный агат, червонное золото (почти пол тонны), скульптурные группы и барельефы – все сказочно богато. Вмещает собор до 13 тысяч человек. В соборе три алтаря, главный – центральный посвящен преподобному Исаакию Далматскому, левый — великомученице Екатерине, правый — благоверному князю Александру Невскому. Работы над интерьером собора начались в 1841 году, в них принимали участие знаменитые русские художники: Брюллов К.П., Бруни ф. А., Бурухин И. Д., Шебуев В. К.,Рисс Н.Ф., и скульпторы Витали И. П. и Клодт П. К. В центральном алтаре, с разрешения Синода, был установлен витраж с изображением Воскресения Христова – изначально католический элемент убранства церквей. Изготовлен витраж был под управлением М. Э. Айнмиллера главы «Заведения живописи на стекле» при королевской мануфактуре в Мюнхене. Автор эскиза для витража был немецкий художник Генрих Мария фон Хесс. С этого момента витражи стали устанавливаться во многих православных храмах.
Освящение собора состоялось в 1858 году 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского. Возглавил освящение митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский Финляндский Григорий (Постников), на освящении присутствовал император Александр II и другие члены царской семьи.
Исаакиевский собор представляет собой образец позднего классицизма в котором проявляются новые направления архитектуры: неоренессанс, византийский стиль, эклектика. Но пришла новая эпоха. После революции 1917 года храм был разорен. В 1922 году из собора изъяли 45 килограмм золотых изделий, и более 2х тонн серебряных. В 1928 году собор закрыли, а в 1931 в нем открыли антирелигиозный музей.
Во время войны на крыше собора были установлены зенитные орудия, а золотой купол был перекрашен в серый цвет. Не смотря на отрицательное отношение советской власти к религии собор был охраняем и почитаем. И когда в августе 1941 года, на одном из участков Ленинградского фронта, в кармане убитого фашистского ефрейтора нашли открытку с изображением Исаакиевского собора и двустишьем на немецком языке, в котором фашистское воинство призывалось к открытию в соборе публичного дома, политрукам было дано задание показать открытку бойцам и разъяснить солдатам важность охраняемых ими сооружений.
После войны собор отреставрировали от военных потрясений и от последствий ошибок Монферрана. Внутри был установлен маятник Фуко.
В 1990 году была проведена первая церковная служба, с тех пор службы проводятся регулярно по воскресным и праздничным дням. Но собор до сих пор находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Грандиозная сорокалетняя стройка собора была одновременно и архитекторской школой Августа (Огюста) Монферрана. Не смотря на допущенные ошибки и строгую критику некоторых искусствоведов, этот храм является украшением города над Невой. И задуманный как памятник победы над Наполеоном стал ветераном-участником ленинградской блокады в годы Великой отечественной войны.
Автор текста Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru