Архитектура Царского Села
Всего в 20 минутах езды от Санкт-Петербурга находится город Пушкин, существующий на протяжении двух веков как официальная летняя резиденция российских императоров «Царское Село». История его создания связана с именами коронованных хозяек Царского Села – Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Здесь 24 июня 2010 года будет торжественное празднование 300-летнего юбилея Царского Села. Об этом роскошном дворцово-парковом комплексе архитектуры XVIII века мы и расскажем подробнее.
Царское село – еще одна блестящая резиденция русских императоров. В 1710 году Петр I подарил эти земли своей жене Екатерине Алексеевне. Вскоре здесь началось строительство и благоустройство усадьбы. Было построено каменное двухэтажное здание длиною около 50 метров, с 16 комнатами и фруктовым садом. После смерти Петра I название местности Саарская Мыза (от финского слова возвышенность) было переименовано на Царское Село.
Екатерина оставила дом своей дочери Елизавете, которая очень любила эти места. После смерти Екатерины I в «неуютные» годы правления Анны Иоанновны Елизавета только в Царском Селе чувствовала себя относительно безопасно.
Утвердившись на престоле Елизавета решила придать родовой загородной усадьбе новое обличье. Она была твердо убеждена, что строительство новых роскошных дворцов – часть государственной политики, утверждающей величие империи.
И в 1752 году по ее указанию архитектор Франческо Бартоломео Растрелли приступил к реконструкции Екатерининского дворца. На основе старого дома он спроектировал огромное трехэтажное здание протяженностью почти в 300 метров. На позолоту внешних и внутренних украшений дворца ушло более 100 кг червонного золота. Растрелли хотел довести здание дворца до совершенства, и поэтому в процессе строительства неоднократно переделывалось то, что было сооружено накануне. Пять лет длилось строительство дворца, а декоративная отделка продолжалась до самой смерти Елизаветы. Однако годы работы великого мастера стали для него звездным часом. Екатерининский дворец – шедевр русского барокко – поражает воображение и по сей день.
Среди многочисленных залов и комнат Екатерининского дворца есть особая комната, в которой находится самый роскошный подарок столетия. В 1716 году прусский король Фридрих Вильгельм подарил Петру I Янтарную комнату. Рельефные изображения древних богинь, флорентийские мозаики, сцены на библейские сюжеты, гербы, вензеля и короны были собраны из тысяч полированных пластин янтаря. «Восьмое чудо света» изготовили в 1709 году по рисункам архитектора Шлютера. Особо сильное впечатление янтарная комната производила в вечернее время при зажжённых свечах. Свет проникал в глубину прозрачного янтаря и камень казался светящимся изнутри. Видение представало не реальным, создавая впечатление ожившей сказки.
В период Второй Мировой Войны Янтарная комната была демонтирована фашистскими оккупантами и вывезена на территорию Германии. Её местонахождение до сих пор не установлено, но попытки воссоздания Янтарной комнаты предпринимаются и по сей день.
Напротив Екатерининского дворца был разбит парк, устроенный по стилю французских регулярных садов. Его достопримечательностями являются различные павильоны, созданные по проектам Растрелли.
На берегу озера находится павильон «Грот». Елизавета пожелала украсить его морскими раковинами, мифологическими персонажами и морскими чудовищами. Позднее, Екатерина II превратила его в свой кабинет.
В конце главной аллеи парка располагается павильон «Эрмитаж», предназначенный для обедов и развлечений избранного круга придворных. В здании находился механизм, приводивший в движение подъемные столы, что позволяло хозяйке и его гостям обходиться на втором этаже без прислуги.
В годы правления Екатерины II, которая была поклонницей классического стиля в архитектуре, в парке появляются новые сооружения. Архитектор В.И. Неелов строит для императрицы мыльню (павильон Верхняя ванная) и мраморный мост – копию одного из творений знаменитого итальянского зодчего Палладио.
Однако полностью воплотить идею классицизма в архитектуре для императрицы удалось английскому архитектору Чарльзу Камерону. В 1779 году он приезжает из Англии по приглашению Екатерины II. В Петергбурге он сразу завоевал симпатию и доверие императрицы. В своей личной переписке с Гриммом она писала: «Сейчас я устроилась с мистером Камероном; родом шотландец, якобинец по убеждениям, большой рисовальщик, воспитанный на классических образцах, он получил известность благодаря своей книге об античных банях… Мы с ним мастерим тут террасу с висячими садами, с купальней внизу и галереей вверху».
В этом сооружении, известном как термы Камерона, раскрылся весь талант архитектора. Этот комплекс включает холодную баню с агатовыми комнатами, прогулочную галерею с лестницей и пандусом и висячий сад. Ведущую роль в Царскосельском ансамбле Камерона играет галерея, получившей название Камероновой только через 100 лет после ее создания. С банями-термами ее объединяет общий первый этаж и галерея. В галерее императрица приказала разместить бюсты 30 любимых философов. К дверям галереи ведет массивная лестница, украшенная двумя статуями – Геракла и богини цветов Флоры.
Когда же императрица состарилась, и ей стало сложно подниматься по многочисленным ступеням лестницы, Камерон соорудил для нее пандус, который обеспечивал кратчайший выход из агатовых комнат в парк. Эта достройка гармонично вплеталась в архитектуру уже завершенного ансамбля галереи и создавала плавный и красивый переход в парк.
В 1796 г. специально для внука Екатерины Великой цесаревича Александра ко дню его бракосочетания с княжной Елизаветой Алексеевной, был выстроен отдельный дворец – Александровский, в строгом классическом стиле, с величественной колоннадой и живописным английским парком, называемый теперь Александровским. Позднее Царское Село стало излюбленным местом для будущего императора.
Внутри Александровского дворца можно посетить личный кабинет Александра I, пройти по комнатам императора Николая II и его супруги Александры Федоровны, познакомиться с художественным вкусом последних Романовых.
Тогда модные в XVIII веке пейзажные английские сады пришли на смену регулярным французским. С тех пор деревья в Александровском парке больше не подстригались, их подбирали специально по цвету листвы в разное время года. В 1817 году в там высадили тысячу клёнов, лип, вязов, декоративных кустарников из Петербургских садов, а некоторые – тис, самшит приобретались в Гамбурге.
Единственный родник в парке и в то же время наиболее изящная скульптура носит название «Молочница» или, как ее еще называют, «Девушка с кувшином».
Большой пруд у павильона «Грот» – это искусственный водоем, глубиной 2,5 метра. При Екатерине II на островке играл оркестр, а посетители парка катались на лодках и слушали музыку. Прямо из воды возвышается Чесменская колонна, сооруженная по проекту архитектора Ринальди, установленная здесь в 1774 году в честь побед в русско-турецкой войне.
В последние годы в Царском Селе активно велись реставрационные работы, результатом которых стало возрождение усадьбы и парка практически в первозданном виде. Ныне Государственный музей-заповедник «Царское Село» является памятником мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII-начала XX века, который включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а Указом Президента России – в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации.
В 2010 году исполняется 300-летие Царского Села, которое будет отмечаться 24 июня 2010 года. Это особая дата в российской истории, способная связать воедино прошлое, настоящее и будущее города Пушкин, развивавшегося на протяжении двух веков как официальная летняя резиденция российских императоров.
Основные торжества, приуроченные к царскосельскому юбилею, запланированы на 23-28 июня. 24 июня в Царском Селе пройдет маскарад, принять участие в котором смогут все желающие. На улицах г. Пушкина будут проходить театрализованные представления, а также откроется Царскосельская ярмарка.