Главные соборы Санкт-Петербурга
Церквей и соборов в Санкт-Петербурге очень много, но есть те немногие, без которых нельзя представить Северную Пальмиру Российской империи, которые несут в себе историческое прошлое Петербурга, увековечивают в своих стенах имена правителей России, при которых были сооружены, и которые могут сравниться с мировыми архитектурными шедеврами.
Главный собор Санкт-Петербурга
Статья
Фотографии 19
Справка
Комментарии
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Самой величественной и роскошной постройкой эпохи Николая I остался Исаакиевский собор. Храм сооружен по проекту архитектора Монферрано. Существует легенда, что Монферрано было предсказано: он умрет, как только собор будет достроен. Возможно поэтому он не торопился завершить работу — 30 лет длилось строительство. Но предсказание исполнилось, он умер через месяц после открытия собора, но в весьма преклонном возрасте 72 лет. После завершения строительства еще 10 лет продолжались наружные и внутренние отделочные работы. Израсходовали 400 кг. золота, 1000 тонн бронзы, 16 тонн малахита, 500 кг. афганского лазурита. Скульпторы Иван Витали и Иосиф Герман отлили бронзовые скульптуры. Всего для собора отлили более 350 статуй и горельефов, а мозаики заняли площадь 65 тыс. кв. метров.
Лучшие художники России расписали собор фресками и украсили мозаиками. Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин и их ученики расписывали потолки и стены. Исаакиевский собор украшают 112 колонн, а огромный золотой купол сияет над городом своим первоначальным огнем.
С 1922 г. собор, как и другие духовные сооружения, был разграблен, а в 1931 г. в его стенах был открыт антирелигиозный музей, спустя шесть лет поменявший свой профиль на историко-художественный.
Но все течет, все меняется, и 17 июня 1990 года, в воскресенье, в Исаакиевском соборе, некогда первом по своей значимости храме Русской Православной Церкви, вновь состоялось торжественное богослужение. Божественную литургию св. Иоанна Златоуста здесь совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Отныне богослужения в Исаакиевском соборе совершаются регулярно, по всем Великим праздникам и воскресным дням.
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ (СПАС НА КРОВИ)
С воцарением императора Александра II наступило время великих преобразований, изменивших весь строй русской государственной жизни. Петербург занимал передовое положение среди русских городов, продолжая быть не только центром правительственной деятельности, но и аристократическим и культурным.
1 марта 1881 года, когда государь Александр II ехал по набережной Екатерининского канала в карету была брошена бомба. От взрыва пострадали двое казаков и мальчик из ближайшей булочной. Когда царь нагнулся к умирающему ребенку, чтобы перекрестить его, ему под ноги бросили вторую, роковую бомбу.
На этом трагическом месте был заложен храм во имя Воскресения Господня или, как его еще называют, Спас на Крови. Основную роль в его убранстве играет мозаика, выполненная по эскизам русских художников, среди которых были Нестеров и Васнецов.
Храм-памятник строился в 1883-1907 годах по проекту архитектора А.А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Пожелание об использовании при проектировании традиций древнерусского (московского, ярославского) зодчества было высказано императором Александром III.
Собор привлекает пышностью и количеством декора: фигурными наличниками, кокошниками, поясками, цветной глазурованной черепицей. Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1 000 кв. м. Его колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи.
По количеству мозаичных площадей и использованию самоцветов в убранстве, храм не имеет аналогов в мире. В настоящее время храм Воскресения Христова — это музей, являющийся филиалом Музея-памятника "Исаакиевский собор".
СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ
В середине XVIII в. после смерти Петра I начался новый этап в архитектурном строительстве Санкт-Петербурга. Во времена правления Елизаветы Петровны строительство роскошных дворцов и соборов стало частью государственной политики.
В 1756 году непревзойденный мастер барокко Бартоломео Растрелли построил по указанию императрицы Смольный монастырь, который стал жемчужиной мировой архитектуры.
Название Смольный произошло от основанного на этом месте Петром I Смоляного (Смольного) двора, где варили смолу для судостроительных верфей. Это название не церковное, монастырь же был заложен как Воскресенский Новодевичий.
Смольный монастырь имеет симметричную, строго уравновешенную композицию. При высоте в 85 метров, Воскресенский собор монастыря поражает грациозностью и легкостью.
Даже яркий противник барокко, выдающийся архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо бело-голубого собора, всегда снимал шляпу.
Смольный собор был освящен 22 июля 1835 года митрополитом Серафимом, с главным престолом Воскресения Христова и приделами Св. Марии Магдалины и Праведной Елизаветы. Храм вмещал 6 000 человек. Ныне в соборе проводятся выставки и концерты.
КАЗАНСКИЙ СОБОР
Еще один собор, без которого невозможно представить Санкт-Петербург, был возведен во времена правления императора Павла I - самого ненавистного правителя в истории царской России. В последние годы жизни Павел мечтал объединить восточное и западное христианство в единую церковь и стать ее главой. Для этого в Санкт-Петербурге нужно было построить храм. Проект был создан русским архитектором Андреем Воронихиным. Согласно желанию императора Павла, архитектор придал собору внешнее сходство с собором Святого Петра в Риме. Закладка собора была произведена императором Александром I в 1801 году. Спустя 10 лет собор был освящен. Его назвали Казанским в честь Казанской иконы Божьей Матери.
В соборе проходило торжественное богослужение перед уходом столичных полков на войну с Наполеоном. Сам царь Александр преклонял колени перед алтарем, молясь за победу.
Над живописью собора трудились лучшие русские художники того времени: Егоров, Шибуев, Боровиковский. Собор стал памятником войны 1812 года — смой кровопролитной в XIX веке. Здесь находится гробница фельдмаршала Кутузова — главного героя войны 1812 года.
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Над равнинными берегами Невы высоко вознесся золоченый шпиль колокольни Петропавловского собора, завершающийся фигурой ангела с крестом.
Петропавловский собор занимает особое место в ансамбле Петропавловской крепости и является его главной достопримечательностью.
Собор строился c 1712 по 1733 годах по проекту Доминика Трезини. Архитектор создал оригинальный синтез раннего итальянского и северного барокко. Собор с золоченым шпилем напоминает по форме корабль, идущий на запад и олицетворяет стремление Петра I вырвать страну из изоляции, повернуть ее лицом к Европе.
Долгое время собор являлся кафедральным храмом, позднее — усыпальницей российских царей и памятником славы русского оружия. В этом соборе похоронены русские императоры, начиная с Петра I. В 1998 году здесь были погребены останки последнего российского императора Николая II, членов его семьи и близких им людей, перевезенные из Екатеринбурга.
В конце XIX века к собору была пристроена Великокняжеская усыпальница, соединенная с ним галереей. Усыпальница построена в 1896-1906 годах по проекту архитекторов Д.И. Гримма, А.И. Томишко и Л.Н. Бенуа и выдержана в стиле Петровского барокко.
Интерьер Петропавловского собора также необычен для традиционного русского зодчества, как и его внешний облик. Главным его украшением является резной золоченый иконостас, решенный в виде триумфальной арки. Арка поднимается в подкупольное пространство на высоту почти 20 метров. В киотах размещены 43 иконы, написанные русскими художниками иконописцами Поспеловым и Протокоповым. Иконостас был создан по рисунку Д. Трезини. Его композиция напоминает западно-европейские образцы.
Перед алтарем, у одного из пилонов находится царское место — невысокий помост, обитый малиновым бархатом, где во время богослужения стоял император.
Долгое время Петропавловский собор являлся своеобразным памятником славы русского оружия. Здесь хранились трофейные знамена, ключи от взятых русскими войсками городов и крепостей.
В 1720 году на колокольне собора, служившей городской часовой башней впервые были установлены прехитрые куранты, приобретенные Петром I в Амстердаме за огромную по тем временам сумму 45 тысяч рублей. Часы отбивали каждые полчаса, а по утрам специальный колокольный игратель исполнял на корильоне различные мелодии. Петровские куранты погибли во время пожара в 1756 году и только спустя 20 лет вновь зазвучал бой соборных часов, изготовленных известным голландским мастером О. Крассом.
Колокольня собора взметнулась на высоту 122,5 метра и до сих пор остается самым высоким архитектурным сооружение города. Шпиль увенчан флюгером в виде летящего ангела с крестом. Ангел как-бы спасает от бед и невзгод город, который родился здесь на берегах Невы и к которому перешло название крепости Святого Петра.
За некоторые фотографии к статье благодарим Артёма Мочалова
Статья
Фотографии 19
Справка
Комментарии