Успенский собор Московского Кремля с фото и картой
История Москвы колоритна и насыщена, город переживал взлеты и падения в своей нелегкой и богатой истории. При князе Иване 1 Калите, в начале 14 века был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы, построен он был по образцу Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском. Будущий собор столицы был построен по желанию митрополита Киевского Петра.
История Москвы колоритна и насыщена, город переживал взлеты и падения в своей нелегкой и богатой истории. При князе Иване 1 Калите, в начале 14 века был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы, построен он был по образцу Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском. Будущий собор столицы был построен по желанию митрополита Киевского Петра. К тому времени Киев давно перестал быть столицей Руси, после татарского разорения центр перешел во Владимир, а со времен князя Московского Даниила (младшего сына Александра Невского) центр Руси перешел в Москву, хотя Великий князь считался Владимирским, а русские митрополиты еще долго носили титул митрополитов киевских. Митрополит Петр был первым митрополитом переехавшим в Москву, он почувствовал, что эта столица уже действительно будет центром Руси на долгое время, и одним из его основных решений было решение построить собор для новой столицы.
Но митрополиту Петру не суждено было дожить до окончательной постройки собора. Он собственноручно устроил себе гробницу в северной части собора, где и был похоронен преемником митрополитом Феогностом. От частых пожаров собор быстро обветшал и после очередного пожара, от которого стены собора чуть не рухнули, было решено построить новый собор. Этот собор заложил митрополит Филипп весной 1472 года. К тому времени на Руси осталось мало мастеров строительства, возглавили строительство собора мастера Кривцов и Мышкин. Строительство было грандиозное и быстрое, и спустя два года стены собора уже были готовы. Но неожиданно случилось несчастье: рухнула северная стена собора, доведенная до сводов здания. Версий причины обвала было много – это и возможное землетрясение, и слабая конструкция стен, псковские мастера, приглашенные для выяснения причин происшествия, говорили о том, что строители известь «жидко растворяху, ино не клеевито». Псковских мастеров Иван 3 пригласил не случайно – они имели возможность учиться у немцев, но взяться за постройку собора все же не решились.
Красивое фото Успенского собора Московского Кремля:
В 1453 году Константинополь пал, став на долгие века из христианского центра исламским. Россия же переняла, в свою очередь, византийскую систему правления и стала новой христианской державой на востоке. Иван 3 женился на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога, Павшего в 1453 году на стенах Константинополя при захвате его турками, Софье Палеолог. И выбор нового архитектора итальянца был не без ее вмешательства, так как царица долгое время прожила в Риме. Новый архитектор Альберти Фиорованти из Болоньи, на Руси получил прозвище Аристотель, в честь Знаменитого греческого философа и мыслителя. Прозвище такое он получил не зря: этот человек был всесторонне развит, и к моменту приезда в Россию он уже прославился в Италии и Венгрии, при том не только как архитектор и строитель, но и как строитель каналов, литейщик пушек и колоколов, чеканщик монет и печатей.
За работу Фиорованти взялся сразу: разобрал начатую стройку, и принялся за невиданную для русских работу « въ кружало, да въ правило» ( с помощью циркуля и линейки). Перед стройкой новый архитектор изучил русские традиции постройки храмов, съездил во Владимир, изучил и обмерил тамошний Успенский собор, восхитился этим архитектурным шедевром. Но строили новый собор для столицы не копируя собор бывшей. Сходства есть: белый камень – как главный материал, в основе плана крестово-купольный тип, те же закомарные дуги, пятиглавие присуще обоим храмам. Но и различия бросаются в глаза: собор во Владимире имеет три алтарные апсиды, а московский пять, различается и рисунок глав и барабанов. Внутри московский собор светлее, в нем нет хоров как во владимирском, он устроен «по-палатному» в виде огромной залы.
Стоился собор четыре года. Аристотель Фиорованти дал свой рецепт извести, более крепкий нежели русский. Блоки белого камня соединялись железными «скрепами», для подъема тяжестей использовали лебедки. Еще много других секретов знаменитого мастера было подмечено русскими мастерами. Четыре года стройки. И вот 1479 год, строительство завершено. 15 августа совершилось освящение нового собора. С этого дня Успенский собор стал духовным центром Руси на долгие столетия. И не только дела церковные, но и государственные, такие как венчание на престол царей или провозглашения государственных актов, вершились в этом соборе.
Величественный Успенский собор расположенный на центральной площади Московского Кремля дошел до наших дней без существенных изменений. Собор напоминает внешним видом храмы Владимиро- Суздальской земли 12 века, но итальянский архитектор смог сохранить верность русской традиции, при этом умножить и обогатить ее творческий потенциал.
Как было отмечено выше: Успенский собор – белокаменный. Высокие гладкие стены расчленены на широкие вертикальные лопатки, и украшены нарядным поясом из небольших колонок и арочек. Узкие щелевидные окна расположены в два яруса Входы в собор обрамляют живописные порталы. К восточной стене примыкают пять алтарных апсид – полукруглых выступов стен алтаря. Венчают стены полукружия закомар, над которыми возвышаются пять куполов. Внутри собора шесть колонн – четыре квадратных в храме, и две квадратных в алтаре. Выглядит храм монолитно, «яко един камень», как заметил один из современников времен постройки собора.
Храм смог стать символомстолицы, чего и хотел великий князь Иоанн 3. Восхищались новой церковью все, что и выразил летописец: «Бысть же та церковь чудна вельми величеством и высотою, светлостью и зъвонностью и пространством, такова же прежде того не бывал на Руси, опроче Владимирскыя церкви!» Сходство с Успенским собора Владимира было все же замечено.
«Москва – третий Рим», именно с времен княжения Ивана 3 это мнение стало господствовать в умах русского народа. Обусловлено это было идеей, что Рим предал православие и ушел в католицизм, Константинополь, принявший на себя роль центра христианства, захвачен турками и стал исламским городом, а Москва стала крупнейшим православным центром того времени. А Раз так «Новому Риму» необходим символ, и им стал Успенский собор в Кремле.
- Вижу небо! – воскликнул войдя в храм Великий князь. Вся столица праздновала открытие нового собора города. И собор смог пронести праздничное величие через века. Собор-красавец до наших дней радует глаз и украшает центральную площадь кремля. То что собор старый заметно, но его старость только лишний раз подчеркивает его изящность и красоту.
Автор Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru