Усадьба Царицыно — возрождённый рай Екатерины II
Наверное ни одно место в Москве не окутано таким туманом тайн, мистики и легенд как усадьба "Царицыно", в которой Великой Екатерине II так и не суждено было жить. Не одно десятилетие ушло на возведение дворцов и красивейшего парка, который императрица называла раем, но которым так и не успела насладиться из-за своей кончины. Потом усадьба около 200 лет пустовала и разрушалась. И вот, после долгих лет реставрационных работ, в 2007 году на день города москвичи получили в подарок восстановленный дворцово-парковый комплекс "Царицыно", который стал еще краше, чем в лучшие годы своего существования.
и, по общему мнению,
это сущий рай!"
... так говорила о своем имении в селе Царицыно императрица России Екатерина II. Природа там была и правда прекрасной и чарующей. Но для всех, кто когда-либо жил или намеревался жить там, это место приносило несчастье. Может быть судьбой предначертано быть этой красоте открытой для всех, а не принадлежать одному хозяину. Но начнем по порядку...
До XI века в этих окрестностях жило племя славян-вятичей. После них остались курганы — огромные могильники. Со временем на этом месте возникло село Черная Грязь, которое купила в XVI веке Ирина Годунова, жена Федора Иоанновича, и построила здесь усадьбу. Во время польско-литовской интервенции усадьба сгорела дотла. Потом эти земли кочевали от бояр Стрешиевых к князьям Голицыным, здесь строились великолепные дома, разводились сады. И все бы ничего, но опять незадача: род Стрешиевых затух, а Голицыных Петр I сослал в Сибирь, передав Черную Грязь молдавскому князю Сергею Дмитриевичу Кантемиру. У Кантемира здесь тоже не заладилось — сошел на нет весь его род, последний законный наследник Антиох умер бездетным. Непонятно почему, но это место и впрямь оказывалось несчастливым для тех, кто здесь жил.
Следующей хозяйкой имения, тогда еще Черной Грязи, стала Екатерина Великая. В пеших прогулках по окрестностям столицы императрица набрела на это райское местечко. Красота окрестностей восхитила императрицу. Вот как она сама в письме живописует эту местность: «Представьте берег, покрытый большим лесом, и ее величество, с лакеем переезжающую ручей на пароме. Перед нею низменность, покрытая кустарником, прудок, оканчивающийся плотиной, осененный высокими ивами, и между ними открывается еще более значительный пруд, которого один берег крутой занят разбросанными по нему маленькими деревеньками, а другой с незаметным склоном, представляет вашему взору поля, луга, букеты лесов и отдельные деревья; налево от плотика тенистый ручеек зарос лесом, который постепенно возвышается амфитеатром. Ну, представьте же себе все это, и вы будете в Царицыне».
В результате несложных дворцовых интриг князя Кантемира убедили продать императрице этот рай за 25 тысяч рублей. Так имение из «Черной грязи» попало даже не в князи – а сразу в цари: указом Сената от 14 августа 1775 года оно было переименовано в Царицыно Село и стало подмосковной резиденцией императрицы.
С этого времени на усадьбе началось грандиозное строительство, которое Екатерина поручила своему любимцу архитектору Василию Баженову. Он возвел уникальный дворец и примыкающие постройки — театр, трапезную, палаты, потаенные беседки, каскады воздушных мостов, расширил пруды, соорудил таинственные гроты, пещеры и "греческие" руины, — словом, делал все по последнему слову тогдашней "готической" моды. Все чертежи императрица просматривала лично, всячески их одобряя. Но, когда дело было сделано, "матушка", приехавшая принимать работу, вдруг приказала дворец... снести. Устроенный в честь ее приезда грандиозный фейерверк уже никого не радовал; на следующий день сюда стянулись мрачные рабочие, по высочайшему капризу должные разрушить шедевр великого зодчего.
Многие полагают, что царица усмотрела здесь ненавистные ей масонские знаки — орлов, лисиц и прочую "живность". Знаков и символов в архитектурном убранстве Царицыно и вправду немало, но они не масонские и не мальтийские. Хотя отдаленно напоминают и языческих идолов, и египетских богов, и сфинксов, и других мифологических животных. Но что на самом деле имел в виду Баженов, ваяя эти фигуры, доподлинно неизвестно. Вероятно также, что царица просто охладела к строительству. Изменилась мода, стиль ей больше не нравился. Хотя, считают сотрудники музея, она, обладая бесспорной интуицией, могла предчувствовать недоброе.
Позже строительство большого дворца было начато другим славным архитектором того времени — Матвеем Казаковым, что и объясняет отличие архитектурного стиля большого дворца от остальных построек. Дворец строился в псевдоготическом стиле, с большим привнесением элементов мавританского. Практически вывели его под крышу, да опять незадача: хозяйка умерла. Наследник Екатерины Павел Первый в пику нелюбимой бабке прекратил строительство. Недостроенный комплекс долгие годы пребывал в забвении, сюда так и не ступила нога никого из представителей царственной фамилии.
200 лет дворец пустовал, приходя в ветхость и запустение, обрастая недоброй славой и жуткими слухами про привидений. Здесь был трактир, ночлежка, а после революции — клуб, сельсовет, кочегарка... Долгое время в руинах дворца собирались толкиенисты, устраивали грандиозные мистерии и рыцарские поединки. Потом была секция скалолазанья.
С 80-х годов XX века началась поэтапная реставрация объектов Царицыно. В восстановленных зданиях открывались музеи, проводились выставки. Также был полностью отреставрирован и освящен Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», входящий в состав дворцового ансамбля. В 1993 году усадьба получила статус музея-заповедника и своё нынешнее название.
С 2005 по 2007 год восстановительные работы велись особенно активно, и 2 сентября 2007 года на день Москвы состоялось торжественное открытие Государственного музея-заповедника "Царицыно". Дворцовый ансамбль прирос новыми благоустроенными территориями. В состав его парковой части вошла зеленая зона, расположенная по другую сторону Верхнего царицынского пруда, которая до этого была самостоятельным лесопарковым участком. Облагорожена и вошла в состав парка территория вдоль Нижнего пруда, а также новая восточная часть парковой зоны. Таким образом, размеры парка удалось увеличить более чем вдвое.
Через Средний царицынский пруд перекинут великолепный новый двухсекционный ажурный мост, внутренние опоры секций которого — на вновь намытом искусственном острове. Здесь же на острове сооружен танцующий светомузыкальный фонтан — один из крупнейших в мире по технической сложности, дизайну, высоте струй и сложности водяного орнамента. В репертуаре фонтана композиции "Вальс цветов", "Марш" Чайковского, и около 30 композиций на мелодии французского композитора Поля Мориа. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 30 м и будет точно соответствовать светомузыкальному решению. Площадь чаши фонтана составляет 2400 м2, а глубина воды 1,2–1,5 м. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника.
Восстановлены практически все дворцовые строения и парковые сооружения, в том числе и Большой дворец. Достроить и реставрировать его не удавалось долгие годы. Восстановлены или проложены заново все парковые аллеи и малые парковые архитектурные формы.
Теперь у каждого посетителя парка есть возможность окунуться в этот загадочный и удивительный мир "Царицыно". В любое время года здесь хорошо: красиво и спокойно. Не зря парк всегда заполнен людьми. Аура этого места особенная: в Царицыне не бывает криков, беготни, кругом ощущается спокойствие и умиротворение. Через многие столетия парк, наконец, расцвел в своей полной красоте, доступной каждому гостю этого необыкновенного места.