Архангельский собор Московского Кремля — история, фото, интересные факты
Покровителем воинства на Руси считали Архангела Михаила. Именно в его честь и построил в Московском Кремле храм брат Александра Невского Михаил Хоробрит, а Великий Князь Иван Калита перестроил его в каменный. Со временем, при Иване 3, храм вновь перестроили. Ныне Архангельский собор является подлинным украшением Московского кремля, одним из основных храмов на его территории.
Для Руси средние века, как и для всей Европы, были ознаменованы постоянной борьбой – войны шли и с внешним и с внутренним врагом. При том внутренний враг обуславливался не наличием разбойника или гражданской войны, а простой междоусобицей среди князей. Удельные князья воевали, воевали за земли, воевали за деньги, Воевали за Великокняжеский престол. Попадались среди них и мудрые политики, которые пытались собрать воедино страну русскую, таков был, например, Александр Невский.
В любом случае шла война, и любой мужчина считал себя воином, а покровителем воинства на Руси считали Архангела Михаила. Именно в его честь и построил в Московском Кремле храм брат Александра Невского Михаил Хоробрит, а Великий Князь Иван Калита перестроил его в каменный. Со временем, при Иване 3, храм вновь перестроили. Архитектором нового здания храма был итальянец Алевиз Новый или Фрязин, прибывший из Миоана. Такие прозвища он получил из-за своего труднопроизносимого для русских имени Алоиз Ламберти да Монтаньян. Прибывший в Россию по приглашению Ивана 3, этот человек изучая русскую культуру проникся любовью ко всему русскому, даже стиль одежды сменил с изысканного итальянского на добротный русский.
Храм предназначался как усыпальница рода великих князей. Алевиз Новый, как и его предшественник, строитель Успенского собора, который располагается здесь же в кремле, Аристотель Фиорованти, тщательно изучил традиции русского храмостроительства, и в конструкции нового храма решил следовать им. Но итальянский мастер все же внес во внешний вид здания нотки итальянской архитектуры. Фасады храма он разделил карнизом на две горизонтальные части, а лопатки, присущие русской архитектурной традиции, заменил двумя рядами пилястр, которые увенчивались коринфскими капителями. Может показаться, что пилястры держат на себе стены, но это лишь декоративный прием. Закомары Алевиз также отделил карнизом, и во внутреннее пространство поместил резные раковины.
Как только началась стройка нового собора, Иван 3 скончался, был погребен в еще не достроенном соборе, а попечение о стройке взял на себя князь Василий 3. И до самого Петра Первого здесь хоронили умерших Великих князей а затем царей.
Во второй половине 16 века собор обнесли галереями. Расписали храм сразу, но до наших дней дошла роспись выполненная в 1652—1666 годах под руководством С. Ушакова, точно повторяющая предыдущую. Старая роспись осталась только в диаконнике, где был похоронен Иван Грозный.
Храм пятиглавый, крестово-купольного типа. Купола собора непропорционально смещены к востоку, что не очень привычно для русской архитектуры. Столпы, или колонны, кресчатые, в отличии от круглых в Успенском соборе постройки Аристотеля Фиорованти. В западной части храма была поставлена двухъярусная паперть для княжеской семьи, с приделом святого Акиллы.
В середине 16 века к собору пристраивают два придела: к северной апсиде в честь мученика Уара, а к южной в честь Иоанна Предтечи. Оба придела одноглавые с отдельными входами со стороны площади.
Особо замечателен собор тем, что он является усыпальницей царей, как Рюриковичей так и Романовых. 46 гробниц представителей царских династий начиная от Ивана Калиты и заканчивая братом Петра Первого Иваном Алексеевичем. Был здесь похоронен и Борис Годунов, тело основателя несостоявшейся династии выбросил из собора и перенес в Троице-Сергиеву Лавру Лжедмитрий. Есть здесь и мощи святых: царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского. Иконостас Архангельского собора также представляет не малый интерес — установлен он в 1681 году, и иконы к нему писаны, в большинстве, в то же время. И главной святыней собора является одна из первых и древнейших житийных икон Архангела Михаила по легенде ее создание связано с супругой князя Дмитрия Донского Евдокией.
История собора не всегда была величественна и красива, невзгоды коснулись стен этого собора. Первое испытание пришлось на время отечественной войны 1812 года. Во время захвата французскими войсками Москвы в алтаре собора располагалась походная кухня Наполеона и склад провианта. А во время революции 1917 года при обстреле Кремля собор сильно пострадал, и в следующем году был закрыт. А в 1929 году, после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, сюда были перенесены останки цариц и великих княжон. В1955 году здесь открыт музей, а в 1991 Патриарх Алексий 2 отслужил службу над мощами канонизированного в 1988 году Дмитрия Донского.
Сейчас в храме три престола: центральный в честь Архангела Михаила, южный придел — Зачатия Иоанна Предтечи, Северный придел — мученика Уара, и над западным входом придел Покрова Пресвятой Богородицы. Особо интересно в жизни храма то, что время не прилагало столько усилий для разрушения, сколько приложил для этого человек. Храм обстреливали, закрывали, а потом ремонтировали. В 70-е годы 20 века была произведена реставрация, а к концу века закрытый собор вновь открыли. И такие взлеты и падения в истории постигали почти все храмы России.
Храм очень красив, в этом бесспорно заслуга архитектора итальянца Алевиза Фрязина. Судьба великого итальянца, ставшего по духу русским, трагична: он погиб от случайного порохового взрыва, но успел возвести 11 церквей по указу Василия 3. Действительно великий вклад в развитие русской архитектуры смог внести иностранец, и только чувство искренней любви к этой стране могло вдохновить его на эту деятельность
Автор Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru