Богородице-Смоленский Новодевичьий монастырь с картой
Монастырь расположен на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Является одновременно действующим монастырем и филиалом Государственного исторического музея. С 2010 года передан Московской епархии РПЦ и является церковным музеем.
Город Смоленск стоит на удобной дороге ведущей из Польши в Москву, при том это очень удобный пункт в стратегическом смысле, и поэтому он часто становился камнем преткновения в борьбе за владение Русью или же в борьбе за ее свободу и независимость. Поэтому когда князю Василию третьему удалось отвоевать Смоленск у Речи Посполитой, он приказал на Девичьем поле основать монастырь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Монастырь был основан благодаря победе, и некое время ему пришлось служить не только монашеской обителью, но и важным звеном южного оборонительного пояса столицы, который образовывали несколько монастырей в число которых, кроме Новдевичьего, входили также Донской, Данилов и Симонов.
В Москве были Зачатьевский монастырь, именуемый Стародевичьим и Вознесенский в Кремле, поэтому новому монастырю было суждено получить название Новодевичий. О чем и было засвидетельствован в патриаршей грамоте где говорилось, что монастырю следует называться: «Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь».
А еще за десять лет до основания монастыря великий князь дал указ, на месте переправы через реку по льду построить церковь. Возвращался князь из взятого Смоленска, с одноименной иконой Богородицы, храм и назвали в честь этого образа. Во времена Ивана Грозного монастырь превратился в некую ссылку для неугодных жен князей и бояр, однако сам царь освободил монастырь от всяческих налогов. В соборе монастыря патриарх Иов венчал на царство Бориса Годунова. И в память об этом новый царь заменил старый деревянный забор на новый каменный, который был выстроен по примеру стен Московского Кремля. Для охраны монастыря к нему был приписан гарнизон стрельцов, но устав монастыря не разрешал стрельцам находится на территории женского монастыря, поэтому для их прохода на стены крепости использовались специальные въездные арки на круглых башнях.
Но за быстрой славой быстро пришло разорение, Смутное время коснулось монастыря разорением, по приказу пана Гонсевского монастырь выжгли, о чем свидетельствует летопись: «...прииде Понизовая сила под Москву и Новый девичий монастырь взяша и инокинь из монастыря выведоша в таборы и монастырь разориша и вызгоша весь». Но не смотря на смуту в монастыре были насельницы, и по-прежнему здесь постригали в монашество.
При воцарении Романовых монастырь был наделен вотчинами и снова расцвел. В конце 17 века монастырь сильно расстраивается, именно по этому в нем гармонично преобладает один стиль архитектуру называемый Московским барокко. По указу Петра I при монастыре был основан приют для девочек, числом более 250 человек, и больница для солдат и офицеров.
Во времена Отечественной войны 1812 года, Наполеоновские войска захватили монастырь и устроили здесь батарею. При отходе они хотели взорвать монастырь, но монахини успели потушить запалы и сохранить обитель. В память о этом событии 9 октября каждый год совершался крестный ход. На монастырском кладбище вокруг Смоленского собора и Успенской церкви погребены: поэт, герой Отечественной войны Денис Давыдов, писатели М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников, А. П. Чехов (могила перенесена на Новодевичье кладбище), М. П. Погодин, историк Сергей Михайлович Соловьев, философ Владимир Сергеевич Соловьев, генерал А. А. Брусилов, известный математик профессор Н. В. Бугаев, граф А. С. Уваров, первая игумения монастыря Елена Девочкина.
После революции 1917 года монастырь закрыли, и на его территории открыли музей, в начале «музей раскрепощения женщины», а затем Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Кроме того на монастырское кладбище и перенесены останки Н. В. Гоголя, А. С. Хомякова, Н. М. Языкова, С. Т. и К. С. Аксаковых, Ермоловой, Исаака Левитана. В 1994 году в монастырь вернулась монашеская жизнь. А Первой насельницей монастыря после его возобновления была игумения Серафима (Варвара Васильевна Чёрная-Чичагова), бывшая до монашества крупным ученым-химиком, доктором технических наук, профессором, в частности, она создавала скафандр Юрия Гагарина.
План монастыря разработан строго симметрично. Центр его это Собор Смоленской иконы Богоматери, самое старое строение в обители. Собор шестистолпный, пятиглавый на высоком подклете, окруженный крытой галереей. В соборе сохранились фрески и иконостас 16 века. Неповторимость и красоту монастыря выражает обилие в нем архитектурного стиля названного «Московским барокко». Это Успенская церковь с трапезной, Колокольня с церковью святых Варлаама и Иосафа, Лопухинские палаты, надвратная Покровская церковь.
Также обращают на себя внимание стены обители – это неправильный пятиугольник, протяженность их 870 метров, высота 11. Каждая башня имеет свое название: Царицынская башня, Никольская башня, Иоасафовская башня, Швальная башня, Чеботарная башня, Покровская (Воробьевская или Богородицская) башня, Предтеченская (Ирининская) башня, Сетунская башня, Затрапезная башня, Саввинская башня, Напрудная башня, Лопухинская башня. По основным углам обители башни круглые — Никольская, Напрудная, Сетунская, Чеботарная. Остальные восемь квадратные. Под стенами монастыря расположен Большой Новодевичий пруд, возле которого зона отдыха названная «Новодевичьи пруды» площадью 9,3 гектара.
С Большой Пироговской улицы, ведущей к монастырю, открывается прекрасный вид на монастырь. Эта обитель, одна из визитных карточек Москвы, взята под покровительство ЮНЕСКО. Поток туристов и паломников огромен и не прекращается. А Новодевичье кладбище по сей день принимает к себе деятелей политики, науки и искусства: Хрущев и Ельцин, Эйзенштейн и Шнитке, Утесов и Гурченко, — далеко не полный список похороненных здесь знаменитостей.
Сейчас монастырь многолюден, обилие туристов, паломников и просто зевак, не дают возможность уединиться. Но величие былого и красота построек не дают суете поглотить того, кто ищет не только видимую, но и вечную, добрую красоту.
Автор Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru