Благовещенский собор Московского Кремля с фото и картой
В 1397 году был построен первый, тогда еще деревянный храм, основал его князь Василий Первый, сын Дмитрия Донского. А расписывали первый деревянный собор великие мастера иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек. Простояв сто лет собор был перестроен в каменный, каким и дошел до наших дней. Стройку собора поручили мастерам из Пскова Кривцову и Мышкину, не смотря на неудачу в начале стройки Успенского собора. Они должны были построить храм который вписался бы в архитектурный ансамбль созданный итальянскими мастерами, что им удалось. В храме псковские мастера смогли объединить стили разных школ русского храмового зодчества, в частности древней владимирской и своей родной псковско-новгородской. Не смотря на то, что Псков имел свои архитектурную школу и стиль, мастера решили строить собор в смешанном общерусском стиле, не преследуя цели построить храм в своем родном стиле.
После постройки и освящения собора митрополитом Геронтием, в храм перенесли иконы писание Андреем Рублевым, а роспись храма была поручена лучшему на то время русскому иконописцу Федору Едикееву. А в притворе храма были написаны изображения древнегреческих философов-мудрецов Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, на которых были написаны их изречения близкие к учению христианства. Ведь во время первых веков христианство жило в античной среде, и многие святые Церкви взяли основу мышления именно в античной греческой философии.
Для строительства нового храма был использован высокий подклет (нижний этаж) старого храма стоявшего на этом месте. Основной объем собора имел форму куба, с востока примыкали три алтарные апсиды, как и положено по традиции православного храмостроительства – строить алтарь с восточной стороны. Килевидные закомары венчали стены собора, и такие же, в форме кокошников, окружали центральный купол. Вначале собор был трехглавый, а после пожара 1547 года, и последующей реставрации стал девятиглавым. Небольшой храм, рассчитанный для семейства великого князя, был очень богат своим убранством. За золотые купола Благовещенский собор стал называться Златоверхим. В 16 веке к храму пристроили боковые пределы.
Стены собора выкладывались из кирпича размером 27x13x7 см., а при перестройке собора Иваном Грозным использовался маломерный (грозненский) кирпич, южный фасад собора, после реставрации в 19 веке был выложен кирпичом марки «ИФ», и в таком виде дошел до наших дней. Стены собора украшены богатым и красивейшим аркатурным поясом, в который вписаны узкие окна, подобно владимирским храмам, и которые гармонировали с таким же поясом на соседнем Успенским собором.
Внутри храм насыщен неким вертикализмом: коробовые своды рукавов креста, ступенчатые подпружные арки, высокий барабан центральной главы. Кроме того верхняя часть храма была освещена лучше чем нижняя, что тоже подчеркивало это вертикальное движение внутри собора.
В этом храме любил молиться Иван IV Грозный, в Боковой галерее, пристроенной им, он был обвенчан незаконным, четвертым, браком. И с крыльца этого собора он увидел комету в виде креста в явлении которой усмотрел предзнаменование своей смерти, которая и наступила в скором времени.
С историей этого собора связано множество легенд. Например царю Федору Иоанновичу Константинопольский и Антиохийский патриархи напророчили победу над Османской империей захватившей Константинополь. И царь в память об этом повелел приделать под кресты на куполах полумесяцы, как символ победы христианского русского оружия над исламскими завоевателями Византии. И после этого, якобы, на всех храмах Москвы, а затем и всей России, появились полумесяцы под крестами куполов. Но это лишь легенда. Полумесяцы на куполах появились задолго до монгольского ига на Руси, и захвата Османской империей Византийской. А истолкований этого символа множество, и самое ошибочное из них это именно толкование, что полумесяц под крестом это символ победы христианства над исламом. Цата, то есть полукружие это символ и якоря спасения человечества в христианстве, и та таинственная чаша «Грааля» куда собирается Христова Кровь, и царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.
Но не только легенды сопровождают историю этого дивного храма. Первые куранты Московского Кремля появляются именно здесь. В 1404 году афонский монах Лазарь Сербин установил за старым деревянным собором на башне княжеского дворца часовой механизм с фигурой человека, который ударял молотом в колокол, тем самым сообщая москвичам о времени. И только в 17 веке англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили куранты на Спасской башне кремля. И именно для этих часов был построен архитектором Баженом Огурцовым первый шатер на башне, а затем и все башни были увенчаны подобными шатрами.
После революции 1917 года собор был закрыт, переоборудован в музей, и пребывал таковым долгое время. Настоятель собора был духовником царских семей, носил сан протопресвитера. А после перенесения Петром Первым столицы в Петербург, и вместе с тем переходом духовников императорских семей туда же, за настоятелями осталось право носить этот высокий сан.
Красивейший Благовещенский собор, поражает своей красотой и изысканностью. В нем есть то величие которое может заключить в себе простота в союзе с благородством. Благоговейная смелость псковских мастеров смогла выразить русскую идею кремлевских построек, храм вписался в архитектурный ансамбль, при этом сохранив свою самобытную красоту и узнаваемую неповторимость.
Автор Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru