Богородице-Рождественский собор в Суздале с картой
Красота русской архитектуры в средние века выражалась в постройке соборов и храмов. Гражданские сооружения были, как правило, невелики, за исключением разве что княжеских палат. Основывая город люди строили храм, а от храма разрасталось и само поселение. В 13 веке Богородице-Рождественский собор Суздаля был самым красивым сооружением города, кроме того это было самое высокое здание города, которое господствовало над приземистыми домами горожан.
Этот храм был главным зданием Суздальского кремля. В старину кремль был центром города, но с веками стал окраиной. До 18 века кремль окружала рубленная стена с башнями, стоявшая на земляном валу. В 1719 году, во время страшного пожара, она сгорела и более не возобновлялась. Сейчас только по оставшимся земляным валам, поросшими травой, можно определить прежние границы Суздальского кремля.
Сейчас Богородице-Рождественский собор – это величественное здание увенчанное пятью огромными куполами с позолоченными звездами по синему фону. Но такой вид собор имел не всегда. Построен храм был при князе киевском Владимире Мономахе в конце 11 века, и первоначально назывался Успенским. Это был шестистолпный крестокупольный , первый каменный храм на северо-востоке Руси. Сложен был собор из токого кирпича-плинфы, на розоватом растворе извести – «цемянке». Храм сразу был расписан фресковой живописью.
Но храм быстро обветшал, и в1194 году собору потребовался капитальный ремонт. По повелению князя Всеволода 3 Большое Гнездо ремонт был произведен, летописец рассказывает: «В лето 6702 (1194) года, месяца сентября, обновлена бысть церквы Святая Богородица в Суждали, яже бе опадала старостью и безнарядьем… и покрыта бысть оловом от верху до камер и до притворов… а иже не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородицы и от своих, иных крыти, иных известью белити». Из этой летописной записи видно, что на Руси уже Были свои мастера, и князю уже не нужно было приглашать умельцев из-за рубежа.
В 1222 году по приказу князя Юрия Всеволодовича суздальцы разобрали старое здание и воздвигли новое из ноздреватого известкового туфа. Но при возведении новогособора использовались материалы из разобранного древнего здания, местами в нижних частях стен встречаются целые блоки из плинфы старого мономахова собора. В Лаврентьевской летописи датированной 6733 годом от сотворения мира, или 1255 годом, новая церковь названа «краснейшею первыя», то есть более красивой чем прежняя.
Новую церковь слегка сместили к северу по отношению к старому зданию и немного повернули по оси. Собор был построен на шести кресчатых столбах с тремя апсидами и тремя притворами, храм был трехглавый, но многие историки с этим не согласны так как нет древних указаний на это. Стены грубоваты, но по фасадам собор украшал аркатурно-колончатый фриз с женскими масками. Выполнено все было великолепно, и нижняя часть стены дошедшая до наших дней свидетельствует об этом.
Храм был задуман как усыпальница князей и епископов. Для погребений предназначались акросолии в притворах и под хорами. Здесь был погребен в 1279 году суздальский князь Юрий Андреевич, но основные захоронения приходятся на 16 – 17 века. В храме покоятся Шуйские, Скопины-Шуйские, Ногтевы, Бельские и представители других дворянских семей России.
В 1445 году храм сильно пострадал от пожара, особенно его верхняя часть, и в 1528 -1530 годах собор разбирают до аркатурно колончатого пояса, и надстраивают снова из кирпича. Мастера хотели сохранить внешний вид собора неизменным, но не смотря на их старания здание собора все же претерпело некие изменения.
В 17 веке собор преображается стараниями епископа Серапиона. В 1634 году храм был расписан фресками, а в следующем году к нему был пристроен придел в честь святых Федора и Иоанна. В 18 веке Рождество-Богородицкий собор снова претерпевает изменения: с северной стороны к нему пристраивают два придела в честь Вознесения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1748 году отремонтирована крыша – старая деревянная разобрана и сооружена новая металлическая, а центральный купол позолочен.
1815 год ознаменовался для церкви пристраиванием к ней придела Рождества Христова, а в 1816 году паперти. В 1895 году отремонтировано отопление собора – в полу была устроена система каналов калориферного отопления.
В 1865 году производится новая роспись шуйским живописцем Быковым, и старая роспись 1634 года записывается новыми фресками. В таком виде храм простоял до 1950 года.
В 20 веке историки стали проявлять интерес к собору, проводились исследования и реставрации. К 1954 году храм освободили от позднейших надстроек, и к 1960 году собор предстал пред людьми в законченном виде. Храм долгое время был закрыт на противоаварийные профилактические работы: в нем укрепляли стены и колонны, реставрировали фрески и камни.
Храм до сих пор принадлежит и Русской Церкви и Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Рождественский собор входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». 1991 год стал для Русской Церкви и Суздальского собора знаменательным: 10 сентября торжественное богослужение в храме возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Сам по себе собор представляет собой некий музей древнерусского искусства. Интересно центральное паникадило с литым скульптурным изображением Ивана Ивановича Шуйского жертвователя самого светильника в 1606 году, о чем свидетельствует вкладная надпись в самом паникадиле. Интересен и огромный пятиярусный иконостас с иконами школы Симона Ушакова. Интересны и врата западного и южного входа с золотыми изображениями Евангельских и житийных сцен.
Не смотря на постоянные реставрации собор находится в аварийном состоянии, службы совершаются крайне редко. Так некогда центральный храм Суздаля, одного из крупнейших и могущественнейших городов Руси, приходит в забвение, меняются приоритеты людей, рождаются новые ценности, они поглощают человека и тот полностью окунается в суету, которая забирает всё его время и душевные силы.
Автор Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru