Русь православная. Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь

Пощуповский Иоанно-Богословский монастырь с картой

Россия » Европейская часть России
 17.09.2011

Время неумолимо стирает с лица земли селения, города и целые мегаполисы. Дома зарастают деревьями и травой, или же на местах где когда-то кипела жизнь сейчас властвует пустыня. Нет ни Трои ни Вавилона – величайших городов, на их месте сейчас пустыня. Но часто упорство человека побеждает время и стихии, воля и упорство в корни меняют судьбу. Древнейший монастырь на Рязанщине в честь святого апостола Иоанна Богослова неоднократно разрушался, но подобно легендарному фениксу восставал. Упорство монахов подкрепленное верой в Бога и Его постоянным промышлением о людях не дали погибнуть этой святыне.

Статья Фотографии 14 Карта Комментарии

Когда был основан монастырь неизвестно, известно лишь то, что это было еще в домонгольский период. Документальных свидетельств не осталось из-за множественных разорений, существуют лишь древние устные предания. Эти предания гласят, что основан монастырь греческими монахами-миссионерами в конце 12 начале 13 века. Те пришли в Рязанские земли для обращения в христианство местных язычников, по приглашению рязанского князя. С собой греки принесли икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, она и стала главной святыней обители на долгие века.

Судя по всему в начале монастырь был пещерный. Это традиционно для той, домонгольской, эпохи. Кроме того, рядом с монастырем существует пещерный комплекс. В советские годы существовала легенда, что это была монастырская тюрьма, и, якобы, здесь даже найден скелет в оковах, но это маловероятно, и практически недоказуемо.

В 1237 году хан Батый напал на Русь. Каким был монастырь в то время подземно-пещерным или наземным, неизвестно. Известно лишь, что устрашенный явлением Святого Апостола Батый не тронул монастырь, хотя Рязань разорил полностью. В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится: «А храмы Божиа разориша, и во святых олтарех много крови пролиаша. И не оста во граде ни един живых: вси равно умроша и едину чашу смертную пиша. Несть бо ту ни стонуща, ни плачуща – и ни отцу, ни матери о чадех, или чадом о отци и матери, ни брату о брате, ни ближнему роду, но вси вкупе лежаща». Так жестокость завоевателя не была излита на монастырь, что само по себе достойно удивления и подтверждает чудесность избавления древней обители.


Фото достопримечательностей Европейской части России: Иоанно-Богословский собор. За ним видна колокольня
Иоанно-Богословский собор. За ним видна колокольня Посмотреть другие фото к статье »

Однако, разорение все же постигло обитель, в 1534 и 1572 годах монастырь подвергался набегам крымских татар, но после каждого набега обитель вновь восстанавливалась на том же месте. Предание гласит, что однажды братия монастыря предприняла попытку перенести обитель в более безопасное место — в село Высокое Михайловского уезда, что и было сделано. Но икона Апостола Иоанна Богослова скрылась из храма и явилась на месте, где сейчас стоит собор Иоанна Богослова. Приняв это за знамение от святого, иноки не предпринимали более попытки перенести монастырь.

Даже в относительно мирные времена обители приходилось претерпевать скорби. Так, зимой 1684 года на монастырь напали разбойники, они забрали монастырскую казну, ценную церковную утварь и свели со двора обители 8 лошадей, сильно ранили настоятеля монастыря архимандрита Иоасафа, ударив его по голове бердышом, и зверски избили казначея. Злодеи скрылись, а следствие не дало никаких результатов.

Обитель обладала большими земельными участками, но множество полей не позволяли выстроить монастырь. До второй половины 17 века все здания были деревянными, а ограждал территорию монастыря простой тын. Кочевники набегали, грабили, сжигали, разрушали – монахи заново ставили деревянный храм, кельи, тын. И так повторялось неоднократно.

Только во второй половине 17 века в обители начали постройку каменного храма. Однако, ранее по указу царя Федора Алексеевича, доход, получаемый с монастырских вотчин, был отнят у обители и перечислен на содержание недавно открытого Заиконоспасского училища (Славяно-греко-латинской академии). Монастырь обеднел. Настоятель, архимандрит Аарон, в 1716 году обратился к Петру Первому с просьбой разрешить ремонт зданий, тот позволил сделать это за счет доимочных оброчных денег.


Фото достопримечательностей Европейской части России: На территории Пощуповского монастыря очень красиво
На территории Пощуповского монастыря очень красиво Посмотреть другие фото к статье »

Позже монастырю вернули право полноценно пользоваться своими земельными угодьями, и к середине 18 века обитель расцвела. К 1761 году в ней было около 25 монахов и столько же послушников. Но в 1764 году почти все земли монастыря забрали, монастырь быстро обеднел и пришел в запустение. Стены монастырских построек разрушались, крыши протекали, из братии остались одни старики, паломников не было, да и в самой Рязани мало знали о существовании обители.
С начала 19 века монастырь пытались возродить, но безуспешно. Лишь в 1859 году Д.И. Хлудов, будущий благотворитель обители, купил дачу недалеко от села Почупова и его стараниями к концу 19 века монастырь стал одним из самых благоустроенных и посещаемых в Рязанской епархии. К начало 20 века в нем было около 100 насельников.

Но 20 век внес свои коррективы в жизнь русского православия. Революция 17-го года несла свои изменения в жизнь страны и монастырь, как часть православной церкви, попытались закрыть в 1919 году. Но бывшие ученики крестьянского училища, открытого при монастыре в 1867 году, не допустили этого беззакония. Монастырь обложили «военно-революционным налогом» в пятьдесят тысяч рублей, а так как таких денег у монастыря не было, то имущество изъяли и распродали на аукционе. Серьезной прибыли аукцион не дал, цель его была унизить и оскорбить прихожан и братию Иоанно-Богословской обители.
Через двенадцать лет, ночью 31 мая 1931 года, братию арестовали и всех монахов отправили в ссылку. Их дальнейшие следы теряются. Только престарелый архимандрит Зосима избежал этой участи. Его не тронули и отправили доживать свой век в родное село Ходынино.

Малая и большая колокольни Иоанно-Богословского монастыряЗдания монастыря долго пустовали, позже здесь разместилась колония для несовершеннолетних, а затем училище механизации. В семидесятые годы комплекс построек монастыря отошел в ведение МВД. Когда в 1988 году монастырь вернули Церкви, в нем царила полная разруха. Но усилиями новой братии монастырь возродился.

Возрождать обитель после долгих лет запустения пришлось архимандриту Авелю (Македонову). Интересно то, что после Великой Отечественной войны отец Авель, будучи еще молодым иеромонахом, служил в селе Городище, что недалеко от Ходынина, места погребения последнего настоятеля монастыря отца Зосимы. Для отца Авеля было прискорбно, что он, будучи монахом, живет вне монастыря, и он молился у могилы последнего настоятеля, чтобы «Господь причислил меня к вашему братству (монастыря Иоанна Богослова), чтоб я тоже среди вас стоял». Прошли года и «Господь устроил – он (отец Зосима) был последний настоятель, а я после него стал преемником. Верю, что он умолил и Господь привел».

Архитектурный ансамбль Иоанно-Богословской обители гармонично вписан в окружающую природу. В монастыре два соборных храма: Иоанно-Богословский, построенный в конце 17 века и Успенский, построенный в конце 19 века. Оба храма пережили обветшание и возрождение. Притом, Иоанно-Богословский собор пережил это дважды. С 1826 по 1862 года в нем не служили вообще. Шатровая или «малая» колокольня построена в середине 17 века. Нижняя ее часть, а точнее, первый этаж, имеет одинаковую высоту с монастырской оградой (колокольня – это часть ограды монастыря). Отсюда началось возрождение обители. «А служить-то здесь начинали под маленькой колокольней».

Издалека силуэт монастыря определяет «новая» 76-метровая колокольня, построенная архитектором Цеханским в 1901 году в псевдорусском стиле. В монастыре еще множество других построек, как старинных, так и построенных недавно. Это братский корпус с церковью в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (1868-1878), келарский корпус 17 века, келейный корпус с церковью святых Бориса и Глеба (2006), дом наместника, святые врата (сейчас здесь устроена часовня). Ограда монастыря строилась в 17 веке, в 19 веке ее частично перестроили.

Древнейший монастырь претерпевал разруху неоднократно, но дерзновенная вера в помощь Божию и усердный труд монахов возрождали обитель. И сейчас этот монастырь исполняет свою миссию в бушующем житейском море – это тихая гавань, куда стремятся люди, устав от непрестанной суеты и житейских проблем. Богослужение в обители совершается ежедневно, каждый день можно посетить и источник в честь святого Апостола Иоанна Богослова, прославленный своими чудесными исцелениями.

Автор Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru



Статья Фотографии 14 Карта Комментарии
Рекомендуем почитать