Пещерные города Крыма – форпост Византийской империи
Во времена средневековья, начиная с V-VI веков, Византийская империя оказывала значительное влияние на историю и культуру народов Крыма, а в VIII веке, в период иконоборчества значительное количество иконопочитателей из Византии переселилось на окраину империи, в Крым. Православное население Крыма в те годы проживало на ограниченной территории между Херсонесом и современным Бахчисараем. Защищаясь от набегов кочевников с севера, теснимое католиками с побережья, православное население уходило в горные районы и строило укрепленные поселения на плато. Эти города вошли в историю под общим названием«пещерные города Крыма».
Вопреки распространенному мнению обывателей, пещеры использовались в хозяйственных целях, а население городов проживало в наземных построцках, которые до сегодняшних дней не сохранились. Самыми крупными городами-крепостями являлись Мангуп, Экски-Кермен, Бакла — они располагались на основных торговых путях, которые связывали побережье юго-западного Крыма со степью. Существовали и небольшие пещерные поселения, построенные в качестве оборонительных сооружений, в которых в случае опасности могло укрыться население окрестных сел. К таким убежищам относятся Кыз-Кермен, Тепе-Кермен, Каламита.
Самым большим по площади из данных пещерных городов является Мангуп, а наземные постройки этого крупного по тем временам города сохранились лучше всего. Историками доказано, что укрепления на Мангупе начали строиться в V веке, во время правления византийского императора Юстиниана, и в течение короткого времени крепость Мангуп стал центром православия в Крыму. На ограниченной территории плато, на котором располагается древний город, находилось большое количество церквей, среди которых выделяется базилика в центре города, по всей видимости, являвшаяся главным храмом. Сохранились остатки мощной оборонительной стены, окружавшей город со всех сторон; по ее толщине и сейчас можно судить о неприступности древней крепости в течение многих столетий. Из наземных построек лучше всего сохранилась Цитадель, являющаяся дворцом княжеской династии христианского государства Феодоро. От цитадели осталась лишь фасадная стена, два больших оконных проема на первом этаже и три окна поменьше на втором этаже.
Поражают своей изысканностью резные наличники входного проема, состоящие из выбитого в камне геометрического орнамента. Большинство наземных построек, в том числе и цитадель, были разрушены в 1475 турецкими войсками, которые пришли на помощь Крымскому хану — у татар не было навыков взятия таких мощных крепостей. Некоторое время на плато располагался турецкий гарнизон, но и крепость так и не была отреставрирована. Какое-то время на плато Мангупа проживало небольшое число крымских караимов, но после практически полного разрушения в 1475 вдохнуть жизнь в древние камни уже было невозможно. Многочисленные историки, археологи и туристы, посещающие Мангуп, могут увидеть лишь остатки крепостной стены, руины цитадели, фундаменты православных храмов, высеченные в скальной породе могильники, каменные тарапаны, в которых некогда давили виноград. Зато прекрасно сохранились многочисленные пещерные комплексы — зерновые ямы, места для хранения продовольствия, загоны для скота, в которых до сих пор сохранились кольца, к которым привязывались веревки. В последние годы на территории пещерного города Мангуп появились православные монахи, которые пытаются вернуть древнему городу статус религиозного центра. Они поселились в нескольких отапливаемых буржуйками пещерах, установили примитивные окна, обзавелись хозяйством. Туристы, которые проходят по узкой тропе вдоль монастыря, могут увидеть пасущихся коз, монахов, работающих на небольшом огороде, и монастырскую пасеку.
Вторым по размеру пещерным городом является Эски-Кермен (в переводе означает «Старая крепость»), наземные постройки которого сохранились намного хуже, чем на территории Мангупа. С южной стороны склона сохранилась древняя колесная дорога, а оставшиеся в скальной породе выемки от колес проезжающих по дороге многочисленных телег свидетельствуют о значимости города и его большой роли в торговле во времена средневековья. Вход в город осуществлялся через главные ворота, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились. Ворота составляли единый архитектурный ансамбль с главной оборонительной стеной, руины которой можно увидеть и сегодня. Вход в город напоминал лабиринт, после главных ворот следовали и вторые ворота, и третьи, а пространство между ними называли коридором смерти — такие ворота было очень тяжело атаковать. Находившая над воротами мощная башня была утрачена в ходе истории, а про ее существование напоминают лишь сохранившиеся в стене выемки. В город можно было попасть и через другие ворота, проход к которым осуществлялся по горным тропам.
Около северных ворот располагался мощный оборонительный комплекс. На территории города Эски-Кермен находится более 400 пещер, большинство из которых использовалось для хозяйственных нужд — хранения зерна, сельскохозяйственного инвентаря, ямы для сбора дождевой воды, загоны для скота, тарапаны — давильни для винограда. На плато Эски-Кермен существовало большое количество пещерных православных храмов, до сих пор можно увидеть древние алтари и вырубленные прямо в скальной породе могильники, которые были разграблены еще много лет назад.
Сохранились руины храмового комплекса, являющегося местом пребывания
православного епископа. Храм занимал значительную по тем временам
площадь, в его восточной части и сегодня можно увидеть полукруглую
апсиду со ступенчатой скамьей и вырубленным в скальной породе
епископским креслом. В главной церкви города сохранились колонны из
цельного камня, купель, в которой крестили малышей. В городе сохранились
остатки и других церквей, в том числе базилики, построенной еще в VIII
веке, но особое внимание историков, археологов и туристов привлекает
небольшой храм «Тех всадников», вырубленный внутри округлой каменной
глыбы. Этот храм, несмотря на небольшие размеры, знаменит сохранившейся
фреской, на который изображен убивающий дракона Георгий Победоносец в
сопровождении двух других всадников. Время не пощадило фреску — краски
на ней уже давно потеряли цвет, а фигуры всадников различимы с трудом. К
сожалению, в ближайшие десятилетия данное произведение религиозного
искусства будет утрачено навсегда.
Главной достопримечательностью пещерного города Эски-Кермен является его осадный колодец,
который находится с восточной стороны плато. Войти в помещение колодца
можно через вырубленное в скале четырехугольное отверстие, а далее
следует длинная каменная лестница, состоящая из 95 ступенек. Спустившись
по этой лестнице, жители древнего города попадали в просторную галерею,
в которой находился источник с водой. Между лестничными пролетами
сохранились просторные площадки, на которых много столетий назад стояла
стража.
Вызывают интерес и пещерные казематы города
Эски-Кермен, расположенные в разных частях города. Лучше всего
сохранился каземат в западной части городища, составляющий единый
комплекс с мощной оборонительной стеной. На уровне пола скальной породы
проделаны шесть отверстий, через которые много веков назад мужественные
защитники города сбрасывали тяжелые камни на головы осаждающих. В состав
каземата входили пещерные кладовые, в которых до сих пор сохранились
углубления для пифосов — огромных глиняных сосудов в человеческий рост, в
которых хранилось вино, растительное масло, зерно и другие продукты. В
других пещерах каземата можно увидеть вырубленные в скальной породе
скамейки, предназначенные для отдыха воинов. Каземат соединялся
перекидным деревянным мостом с зерновой ямой, мост до наших дней не
сохранился.
На соседнем плато, которое находится напротив городища Эски-Кермен, до
сих пор можно увидеть руины башни Кыз-Куле, название которой переводится
на русский язык как «Девичья башня». Историки считают, что она входила в
оборонительный комплекс города, а построена была в качестве дозорной
башни, откуда дозорные следи за происходящим в окрестностях древнего
города. От четырехугольной в плане башни с двумя высокими арочными
входами почти ничего не осталось — время не пощадило этот памятник
средневековой фортификации.
В районе Эски-Кермена и Мангупа есть еще один небольшой пещерный город —
Тепе-Кермен (в переводе с крымско-татарского «Крепость на горе»), построенный в качестве убежища для местных жителей во
время набегов кочевников, а затем превратившийся замок-крепость местного
феодала. На территории этого древнего поселения (в силу совсем
маленьких размеров Тепе-Кермен сложно назвать настоящим городом)
археологами было обнаружено более 300 пещер. Во многих местах пещеры
расположены в несколько ярусов, друг над другом, есть пещерные
комплексы, насчитывающих до четырех высеченных в скальной породе комнат.
Во многих пещерах до сих пор можно увидеть отверстия, предназначающиеся
для стрельбы из лука. На Тепе-Кермен были и православные храмы, самый
большой из них находился в северо-восточной части древнего городища.
Архитектура данной пещерной церкви отличает ее от храмов других пещерных
городов, возможно, этот храм был построен выходцами из Византии,
бежавшими в Крым во время правления императора Юстиниана. Церковь
сохранилась плохо — время ее не пощадило. На сегодняшний день из шести
тонких колон, высеченных из цельного камня, сохранилось только две —
остальные разрушены. Между колонн располагается каменный алтарь. Рядом с
древним храмом находится высеченный в скале могильник из нескольких
могил, который был разграблен еще много столетий назад.
Еще одним пещерным городом в Бахчисарайском районе является Бакла. Наземные постройки разрушенного в 1299 году татарами из орды Ногая
древнего городища не сохранились, и посещающие пещерный город туристы
могут осматривать лишь многочисленные пещерные помещения. Археологи
смогли реконструировать облик Баклы — в настоящее время по фундаментам,
частично отреставрированным, можно сделать выводы о плане застройки
города, понять планировку и прогуляться по улицам древнего города,
неторопливо рассматривая каждый камень. Сохранились пещерные казематы и
зерновые ямы, а в некоторых местах по разбросанным камням и остаткам
фундамента можно увидеть следы жилых домов. В этом месте находился и
небольшой храм, в котором молились жители окрестных домов. На территории
Баклы туристы могут увидеть подземный тоннель, остатки древних храмов,
но главной достопримечательностью древнего городища является егонекрополь, в котором археологи насчитали более 800 склепов.
Автор Ольга Салий