Пассажи Одессы

Пассажи Одессы
Пассаж по-французски значит переход. Вообще, есть пять значений этого слова, но нас будет интересовать «коридор, по обеим сторонам которого расположены магазины». В начале 20 века в Одессе насчитывалось с десяток пассажей, в настоящее же время действующих из них осталось несколько. Пройдемся по старому центру, и вспомним, какие пассажи знала и знает Одесса.
Пассаж по-французски значит переход. Вообще, есть пять значений этого слова, но нас будет интересовать «коридор, по обеим сторонам которого расположены магазины». В начале 20 века в Одессе насчитывалось с десяток пассажей, в настоящее же время действующих из них осталось несколько. Пройдемся по старому центру, и вспомним, какие пассажи знала и знает Одесса.

Первым вспомним известный и одесситам, и гостям нашего города «Фруктовый пассаж» на Привозе, построенный в 1912 году по проекту архитектора Неструха. Четыре двухэтажных корпуса. До революции на наружных витринах были «маркизы» от солнца. В погребах хранили фрукты. От всего пассажа веяло чудесным запахом! В 2009 году была проведена масштабная реставрация здания фруктового пассажа, выглядит он теперь как новенький.

Следующий пассаж, который мы рассмотрим, был построен в 1912-1914 годах архитектором Троупянским на улице Ришельевской, 16, для Гальперина. Двухэтажный фасадный флигель. На первом этаже торговые помещения. Слева вход и слева внутри вход в большой зал, относящийся к дому по ул. Полицейской (Бунина), 20. Продолжаем идти по коридору. Слева и справа витрины и небольшие лотки. Входим в большой зал. Где-то над третьим этажом — стеклянный потолок. Слева и справа и сзади — прилавки, прилавки, прилавки. Поворачиваем влево, и перед взором слева и справа от первого этажа до третьего тянутся торговые секции. В глубине — лифт и лестница для прохода на этажи. В конце правой стороны — лестница для спуска вниз. Там же выходной одноэтажный коридор.

В 1921 году в этом пассаже сделали промышленную выставку, а в конце 1930-х устроили музей Революции. В нем самым эффектным был экспонат изображавший надзирателя в тюрьме, смотрящего в глазок за арестантом в сером халате, который перестукивался с другой камерой.

Здесь активно торговал «Детский мир». На Греческой, 26, был замечательный магазин-пассаж Петрококино, построенный одним из лучших одесских архитекторов — Бернардаци в 1896 году. От дверей через тротуар шла крыша, чтобы, приехав в пролетке, не попасть под солнце, дождь или снег. Трехэтажное, с большими окнами, здание поворачивало на Ришельевскую, 10. Войдя в пассаж, посетитель был потрясен трехэтажными слева и справа поднимавшимися под стеклянным потолком торговыми секциями. Против входа — островок с секциями, тянувшийся до конца зала. По второму этажу справа секции поворачивали на Ришельевскую. А под ними, в первом этаже, был гастроном. В 1940 году там сделали небольшой стеклянный бассейн, в котором плавали рыбы. По выбору покупателей их ловили сачком и продавали по весу.

Во время войны он был разбомблен. Сейчас на его месте стоит дом судоремонтного завода. А в 1990 году был издан табель-календарь с офортами художника Гармидера. В листе «Ноябрь» иллюстрация изображает пассаж Петрококино.

ИзображениеОбратимся к Дерибасовской, 12. Красивый дом Новикова на углу Ришельевской. Его строил архитектор Ландесман в 1912 году. Мы все привыкли его рассматривать именно с Дерибасовской. Ряд отличных магазинов, один лучше другого. Но большинство уже не помнит, что там были два подъезда парадных лестниц. Заглянем со стороны Ришельевской, 4. Слева и справа большие окна, закрытые шторами. Коридор приводит нас во двор. При советской власти эти витрины магазинов закрыли, чтобы никогда не открывать. Да, здесь был пассаж и, к сожалению, сейчас в этом качестве он не используется. Это здание со времени постройки освещается электричеством.

ИзображениеНапротив — дом Сепича (дом часто менял хозяев) — Дерибасовская, 13. Его когда-то строил один из братьев Фраполли в 1828 году. Сейчас — это гостиница «Фраполли». Надстроен четвертым этажом фасадный флигель. (Дворовой давно имел четыре этажа). Фасад украшен нарядными балкончиками. Раньше снаружи располагались два больших книжных магазина: слева — «Военная книга» и справа — «Политическая книга». Между ними — проход во двор. Там во дворе находились в первом этаже слева две квартиры и справа, так же, еще две квартиры напротив ворот.

Когда этот дом строился, все было иначе. Не было глухого прохода во двор. Вместо этого слева и справа шли большие витрины, а во дворе находились, по-одесски, «эшопы» (а shop, магазин по-английски) — торговые помещения, числом шесть. То есть — пассаж! С самого начала существования его полюбили ювелиры. Большинство «эшопов» были ювелирными. Кстати, сегодня здесь размещается редакция журнала «Пассаж». (Слева во дворике, первый «эшоп»).

Пройдем вперед и влево. Екатерининская, 18. Очень милый дом с двумя куполами, построенный в 1902 году архитектором Шмидтом для купца Распопова. Слева — салон художников. В первом дворе — четыре квартиры со входом со двора. Приглядитесь. Это знакомые нам «эшопы». И во втором дворике — дворовой водопроводный кран вместо фонтанчика. И здесь был пассаж.

В соседнем 16 номере в советское время находилась гарнизонная столовая «Военторга». Как-то автору довелось в ней обедать. Ожидая очередное блюдо, автор случайно взглянул на потолок и обмер. На потолке вместо розеток были прикреплены три газовых люстры на четыре рожка!

После очередного ремонта люстр уже не было. Очевидно, кто-то их продал любителю старины или сдал в утильсырье. Жаль!

Пройдем через Дерибасовскую к дому Вагнера. Здесь раньше был маленький винный магазинчик. Два окна и дверь посредине. Интересны были окна. В них были фарфоровые плакеты со сценами в чайных домиках и между ними плакеты с хризантемами. Как-то из двух соседних магазинчиков — винного и цветочного — решили сделать кафе. Решили — сделали. Только вот куда делись плакеты?

ИзображениеТеперь поговорим о Пассаже, знакомом каждому одесситу и большинству приезжих. У него два входа. Его адрес: Дерибасовская, 33, и Преображенская, 34. Он построен в 1899 году по проекту архитектора Влодека (ассистенты Мильман и Фишель). Над каждым входом наверху две статуи: Меркурий на паровозе и Фортуна на судне (так со стороны Дерибасовской). Над углом возвышался красивейший купол (в 1901 году пожар третьего этажа уничтожил его и две фигуры со стороны Преображенской). Внутри Пассаж украшен замечательными скульптурами, которые видны и на втором, и на третьем этажах. Над проходом — стеклянная крыша. Там, где Пассаж поворачивает к Преображенской, под окнами третьего этажа вылеплены инструменты, употребляемые художниками и архитекторами. Там же маленький бюстик. Это Мильман и Фишель изобразили своего шефа — архитектора Льва Влодека. Со стороны Дерибасовской, слева от входа в Пассаж, находится большой магазин, расположенный в двух этажах. Он имеет продолжение в Пассаже.Изображение

Кроме того, в этот комплекс входит гостиница «Пассаж» с главным входом со стороны Преображенской улицы. Пять флигелей занимают весь угол здания и правую сторону от входа, там же во втором этаже — ресторан «Пассаж».

Пассаж принадлежал купцу первой гильдии Менделевичу. Во время Первой мировой войны в 1915 году Менделевич зафрахтовал пароход и послал его с товарами в Америку. На это он потратил все свои деньги. Как-то вечером в конце лета он вышел из своей гостиницы «Пассаж» и кликнул мальчишку-газетчика со свежей газетой. На первой полосе — сенсация: немецкая подлодка торпедировала пароход, зафрахтованный Менделевичем. Он прочел, упал и тут же на месте умер.

Вот что можно рассказать об одесских пассажах.

По материалам Чисто Одесского Сайта
Фото: Елена Труфанова
25
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Меню