Париж - Гранд Опера с фото и картой
Оперное искусство во Франции зародилось в самом начале XVII века. Некоторые исследователи даже определились с более точной датой — 1600 год. Именно в этом году итальянский композитор Якопо Пери написал «Эвридику» — оперу, которая должна была звучать во время торжеств, посвященных бракосочетанию Марии Медичи и короля Франции Генриха IV. Пиком развития оперы считается эпоха правления Людовика XIV.
В истории оперного Парижа произошло немало событий, прежде чем Гранд Опера увидела свет. Король безумно любил музыку, хорошо танцевал и даже принимал участие в театральных постановках. В Версале музыка практически никогда не стихала. Без музыкального сопровождения не проходило ни одно королевское застолье, и даже опочивать монарх отправлялся под звуки своих любимых мелодий. Концерты также были частым явлением при дворе: в месяц их проводилось не менее двух десятков. Король покровительствовал музыкантам и был известным меценатом. С основанием в 1669 году королевской академии музыки толчок к развитию получили опера и балет. В Версале был создан первый театр, в котором проходили только балетные и оперные представления. Власть и опера были одним целым, музыканты не только принимали участие в королевских спектаклях, но и становились свидетелями и участниками придворных интриг. Важные политические вопросы решались в театральных ложах.
Опера Гарнье. Вид ночью
Первые оперные постановки в Париже проходили в разнообразных помещениях, в основном это были залы, использовавшиеся раньше для игры в мяч. Благодаря ходатайствам придворного композитора Люлли место труппы Мольера, который только отошел на тот свет, в театре Королевского дворца заняла Опера. Случившийся в 1763 году пожар вынудил музыкантов сменить зал. Позже залы менялись еще несколько раз, и каждый переезд был спровоцирован опять же пожаром.
В 1793 году Опера переехала в свой первый настоящий театр — зал Лувуа. В полнее возможно, что и сегодня это здание оставалось домом парижской Оперы, если бы не ужасное происшествие, случившееся тут в феврале 1820 года. В тот злосчастный день здесь ждали высокого гостя — брата Людовика XVIII герцога Беррийского. Но посмотреть представление тому не удалось, на ступенях театра на герцога напал некий Лувель, одержимый навязчивой идеей — убить всех Бурбонов. Преступник, вооруженный шилом, нанес брату короля несколько ранений, которые оказались смертельными. Монарх был так взбешен, что приказал снести здание, и на его месте поставить памятник. В наши дни там, где раньше стоял зал Лувуа, плещется фонтан.
Пришлось труппе в очередной раз переезжать. Новым оплотом Оперы стал зал Пелетье, который построили из камней разобранного Лувуа. И вновь возле театра разыгралась трагедия. Теперь здесь была взорвана бомба, не обошлось без жертв — 8 человек погибли. Как оказалось, этот теракт был совершен итальянскими карбонариями, планировавшими убить Наполеона III. Однако покушение провалилось — император в тот день на спектакль почему-то не поехал. Правда, театр на этот раз сносить не стали, но был объявлен конкурс на проект нового здания для Гранд Оперы в Париже.
Просуществовав около двухсот лет, Парижская Опера меняла залы двенадцать раз. Но ни один из них не отражал тот высокий статус, который имела Опера в общественной, культурной и политической жизни Франции. В 1852 г. новый император Наполеон третий решил кардинальным образом изменить облик столицы. Курировать этот проект стал барон Османн, человек, который был абсолютно равнодушен к историческому и культурному наследию Парижа и заботился лишь об экономической стороне вопроса.
Наполеон III выбрал барона только потому, что тот стал первым, кто вознес ему хвалу, воскликнув: «Слава императору!» Османн был сторонником радикальных мер: чтобы проложить новые бульвары, он уничтожил немало архитектурных памятников и даже целых кварталов, хранивших вековую историю французской столицы. Он даже планировал построить метро, правда, в силу определенных причин от этой задумки пришлось отказаться. Было много недовольных. Однако, годы, прошедшие со времен Османна, показали, что столь глобальные перемены не были такими уж плохими. Ведь в наши дни красота Парижа, его неповторимый стиль привлекают миллионы туристов. А их восторженные возгласы — заслуга барона, под началом которого работали самые талантливые архитекторы, художники и скульпторы.
На конкурс по созданию нового оперного театра был прислан 171 проект. Среди них были работы многих знаменитых архитеторов, но комиссия выбрала малоизвестного молодого человека Шарля Гарнье. Его победа хоть и была неожиданна, но зато легко объяснима. Дело в том, что Гранье в своем проекте отразил главные предпочтения той эпохи, ведь тогда французы считали: чем роскошнее, тем лучше.
Салоны той поры были увешаны различными зеркалами и золотыми рамами, и все это на фоне разноцветных бархатных обивок. В зажиточных домах наблюдалась настоящая мешанина стилей. Гостиная могла быть отделана в стиле Людовика XV, спальня — в духе Людовика XVI, а столовая могла отражать все каноны эпохи Ренессанса. В общем, единство и чистота линий были явлениями крайне редкими. Позже у этого эстетического хаоса даже появилось название — стиль Второй Империи. Здание, предложенное Шарлем Гранье, полностью соответствовало этому стилю.
Торжественное открытие самого большого театра в Европе состоялось5 января 1875 года, спустя 15 лет после начала строительства. Ни барон Османн, ни император Наполеон III до этой даты не дожили, зато на открытии присутствовал Шарль Гранье и французский президент МакМаон. С тех пор это здание называется Парижской Оперой.
Театр потрясает своей претенциозностью и помпезностью. Складывается впечатление, что при его строительстве были
использованы все известные на тот момент архитектурные приемы. Среди элементов отделки можно заметить мотивы, позаимствованные из старого Лувра и древнегреческих храмов. Аттик, венчающий здание, украшен двумя массивными скульптурными композициями, которые символизируют Гармонию и Поэзию.
Но архитектурная мысль Гранье идет и дальше: на куполе театра он устанавливает скульптуры Пегаса и Аполлона. Эта задумка архитектора впоследствии высмеивалась недоброжелателями, будто он «перепутал театр с ипподромом». Внутри практически невозможно найти свободное пространство — повсюду развешены разнообразные барельефы, в стенных нишах установлены бюсты знаменитых композиторов.
Внутренне убранство также чересчур вычурно, тут доминируют красные и золотые тона. Основное внимание во внутренней архитектуре сконцентрировано не на сцене, а на огромном фойе и парадной лестнице. В убранстве интерьеров широко использован стиль рококо. Несмотря на то, что отдельные элементы и приемы далеко не всегда сочетаются друг с другом, в целом здание выглядит вполне гармонично и монументально.
Автор Андрей Гецевич