Казанский собор в Петербурге с фото и картой
Воинская слава русской армии всегда была воспеваема деятелями русской культуры — поэты и прозаики воспевали в своих произведениях силу русского оружия, живописцы посвящали огромные и удивительные полотна картин изображающих баталии и полководцев, и архитекторы нередко посвящали свои сооружения славным победам своих соотечественников. Один из крупнейших храмов Санкт Петербурга — собор Казанской иконы Божией Матери приобрел значение памятника русской воинской славы после отечественной войны 1812 года.
Храм был построен в 1801 — 1811 годах архитектором А. И. Воронихиным по указу императора Александра 1 для перенесения в него чтимого списка Казанской иконы Божией Матери. В 1813 здесь был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов, кроме того, помещены ключи от взятых русской армией городов, а также военные знамена и штандарты. Так храм стал памятником победы русских в Отечественной войне 1812 года.
Андрей Никифорович Воронихин родился в семье деревенского крепостного в селе Новое Усолье в Приуралье. Мальчик был очень талантлив, и в семнадцатилетнем возрасте его отправляют в Москву учиться живописи. Его учителями становятся русские архитекторы Боженов и Казаков, они и прививают ему любовь к архитектуре. С 1786 по 1790 годы Андрей Воронихин изучает архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. Обогащенный новыми знаниями он возвращается домой и работает на графа А. С. Строганова. Граф поручает ему отделку парадных залов своего дворца на Мойке и постройку дачи на Большой Невке. Свои работы Воронихин изобразил на картинах: «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт Петербург) за что получил звание академика «перспективной живописи». А в 1800 году за проект колоннад в Петергофе ему присваивают звание академика архитектуры. С 1802 года он был профессором Академии художеств.
1799 году по указу императора Павла I проводится конкурс на проект нового собора на Невском проспекте, на месте храма Рождества Богородицы. Император хотел чтобы собор был похож на собор святого Петра в Риме. Результатов конкурс так и не дал и строительство собора было поручено сорокалетнему Воронихину. По сути организатором и администратором строительства был граф А. С. Строганов, а Воронихин архитектором и инженером в одном лице.
Перед архитектором стоял сложный вопрос: нужно было, чтобы согласно церковным канонам алтарь был направлен на восток, так получается, что вход с главным фасадом обращены на запад, при таких условиях получалось, что собор располагался бы боком к Невскому проспекту. Воронихин справился с этой задачей — он украсил северный фасад собора колоннадой повернутой к Невскому проспекту. По замыслу Воронихина такая же колоннада должна была украсить и южный фасад собора, но этот план не был воплощен в жизнь. Вторжение Наполеона, а затем смерти Воронихина и Строганова не позволили осуществиться этому замыслу.
Закладка нового собора произошла 27 августа 1801 года в присутствии императора Александра 1. Строительство собора длилось почти 10 лет. Примечательно то, что построен он исключительно из отечественных материалов, и преимущественно русскими мастерами. Высота собора 71,5 метра внутри и снаружи собор украшают уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов массой до 30 тонн каждая. Колоннада состоит из четырех рядов колонн, всего их 144. Колонны стройны, украшены желобками-каннелюрами, увенчаны коринфскими капителями. Над колоннами сделана конструкция перекрытия из плоских балок. Воронихину пришлось долго отстаивать этот проект, так как ранее такие перекрытия доверялись лишь арочным сводам, а плоские балки требовали очень точного расчета.
На левом крыле колоннады находится фриз-барельеф в классическом стиле на библейский эпизод «Истечение воды из камня», изображающий Чудесное событие истечения из скалы питьевой воды для евреев странствующих по Синайской пустыне. Автором этой композиции был скульптор Мартос.
Стройный и легкий купол на высоком барабане гармонично возвышается над полукружием колоннады. В барабане под куполом прорезаны высокие узкие окна, а над ними кольцо слуховых окон. Внутри собор трехнефный. Колонны внутри собора, в отличие от наружных, гладкие без желобков. 50 колонн сделаны из розового финского гранита с золоченными коринфскими капителями и базами. Лепное убранство храма выполнили Ф. Торричелли и Б. Медичи, иконостасы вырезали А. Леблон и Ф. Кретьен, алебастровые скульптуры в них сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Иконы для иконостасов писали видные академики В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Пекин, О. А. Кипренский и другие. Большинство из этих икон хранятся теперь в Русском музее. Ж. Герен изготовил огромное, на 180 свечей, паникадило. Ко дню освящения собора чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен ризой из золота с драгоценными камнями и жемчугом.
После победы над Наполеоном казачий атаман Платов пожертвовал собору 40 пудов трофейного серебра отнятого у французов. Этим серебром в 1834 году архитектор К. А. Тон облицевал Центральный иконостас собора. В 1884 году по эскизу Н. В. Набокова ювелир О. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал великолепную гробницу для хранения соборной плащаницы, а шесть лет спустя чеканные серебряные хоругви.
В 1903 году были попытки воздвигнуть колокольню, но Академия художеств возразила, и этой задумке не дали осуществиться.
Кроме Казанской иконы Божией Матери в соборе хранилась и Ченстоховская икона Богородицы подаренная Кутузовым. Храм был богат изумительно красивой и дорогой утварью.
В 1837 году перед собором были установлены памятники Фельдмаршалам победы над Наполеоном Кутузову и Барклаю де Толли. Эти памятники выполненные по моделям скульптора Орловского, настолько гармонично вошли в архитектурный ансамбль Казанского собора, что кажется будто они изначально включены Воронихиным в проект этой грандиозной стройки.
В 1893 году в переполненном соборе отпевали великого русского композитора П. И. Чайковского.
1917 год коснулся собора, как и каждого собора или маленькой сельской церквушки. В 1922 году при изъятии ценностей сильно пострадал интерьер собора. А в 1928 храм отдали «обновленцам», а те, в свою очередь, сделали его кафедральным собором обновленческой Ленинградской епархии». 5 января 1932 года собор вовсе закрыли, и 15 ноября того же года в здании собора открыли Музей религии и атеизма.
В 1950-1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963-1968 — фасадов.
25 мая 1991 года — день воскресения собора. В левом приделе была отслужена первая служба. А через год освящен главный придел. 30 апреля 1994 года на купол собора был поднят крест.
С 2000 года собор носит статус кафедрального.
После назначения командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов, перед вызовом в армию, прибыл в собор и припадал к Казанскому образу Богородицы. Здесь же он нашел и свой последний приют. Сюда же были привезены 107 трофейных знамен и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от взятых русской армией городов и крепостей. Так фельдмаршалом Кутузовым, и затем его последователями, Казанский собор приобрел себе статус символа победы русского воинства над наполеоновскими захватчиками.
Автор Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru