Уличные часы. Анкерур
В настоящее время в Вене, пройдясь по старинным улочкам, можно насчитать более двухсот уличных часов, украшающих старинные здания и храмы. Среди разнообразия часовых механизмов можно увидеть как старинные экземпляры, так и модерновые часы, электронные и механические, с арабскими и римскими цифрами. Одни из них просто показывают время горожанам и туристам, рассматривающим памятники архитектуры Вены, а другие часовые механизмы представляют собой историческую и художественную ценность.
Обслуживанием уличных часов занимается отдел МА 33, специально для этого созданный в рамках Венского магистрата. За исправностью старых механизмов следят сотрудники отдела, на некоторых часах ежедневно приходится вручную переводить стрелки, некоторые экземпляры приходится обслуживать лишь дважды, чтобы выполнить переход на зимнее либо летнее время. Жителям Вены и туристам, заметившим неполадки в работе любых уличных часов австрийской столицы, рекомендуется позвонить по телефонам: 955 59 либо 0800-33 80 33.
Необычная история самобытных уличных часов в Вене начинается уже в середине XIX столетия, сначала часовые механизмы украшали лишь фасады церквей и колоколен. Первые отдельно стоящие часы в Вене были установлены лишь в 1885 году на столичном рынке Нашмаркт, а вскоре подобный часовой механизм было решено установить на перекрестке улочек Кернтнерштрассе и Рингштрассе .
Уже после окончания Второй Мировой войны, в 1948 году, руководством Вены была организована единая центральная система, в ведение которой поступили все городские уличные часы. Но многие старые механизмы до сегодняшнего дня не сохранились – старые и громоздкие часы уже давно поменяли на новые, более тонкие и привлекательные. В результате к 1965 году в Вене осталось только 22 старинных часовых механизма, на которых переводить стрелки требовалось вручную. Но в австрийской столице еще и сегодня можно увидеть по-настоящему уникальные часы.
Танцующие часы
В самом старом районе Вены, на территории старинной площади Hoher Markt, название которой переводится как «Высокий рынок», можно увидеть уникальные часы. На месте, где когда-то археологи прямо под старинной мостовой неожиданно для себя обнаружили остатки древнеримского лагеря Виндбонна, сейчас можно увидеть «Якорные» часы, название которых по-австрийски звучит «Анкерур».
Но к судоходству эти часы имеют ни малейшего отношения, «танцующие часы», от которых каждый час раздается дивный по звучанию перезвон, установлены в восточной части площади. Они находятся в промежутке между двумя зданиями, которые принадлежат компании «Анкер». Необычные часы сейчас являются ее символом, своеобразным логотипом или фирменным знаком, а предварительный рисунок и проект самой конструкции для них еще в 1911 году выполнил художник Франц фон Матш.
«Танцующие часы» выполнены в виде арки, соединяющей Ankerhof и Bauernmarkt и усчтановлены на мощной опорной поверхности высотой в десять метров. По замыслу создателя, часовая конструкция должна была ассоциироваться с австрийской историей и показывать быстротечность времени. Именно из-за этого опорную конструкцию с одной стороны поддерживают скульптуры Адама и Евы, с другой стороны – скульптуры Дьявола и Ангела. По бокам от часовой конструкции расположены другие символичные фигуры – Жизнь, выполненная виде держащего в руках бабочку ребенка и Смерть с песочными часами в руках, показывая, что отмерянное время рано или поздно приходит к концу.
На заднем плане венских «танцующих» часов находится уникальная мозаика, выполненная из мрамора, металла и стекла, с ее помощью передается изображение двенадцати аллегоричных фигур и гербы Австрии и Вены. Имена двенадцати персонажей, оставивших след в истории Австрии, можно увидеть на памятной доске, установленной на фасаде №10. Все двенадцать фигур, выполненных из меди, проходят перед часовым циферблатом, и к каждой фигуре прикреплена небольшая табличка с часом. К такой табличке снизу прикреплено острие, указывающее на минуты, которые высечены под солнечными лучами на специальной шкале. Высота каждой из фигуры составляет 2,7 метра, поэтому их можно рассмотреть издали.
«Музыкальный парад» фигур начинается ежедневно, ровно в полдень, каждая фигура предстает перед зрителями либо поодиночке, либо попарно, а выход исторических фигур сопровождает необычная музыка, характерная для каждой эпохи. Музыкальное действие продолжается всего пятнадцать минут, но на туристов оно оказывает неизгладимое впечатление, словно за столь короткий отрезок времени им открывается вся история Вены.
Сначала звучит мелодия «Ода победе», под которую публике показывается фигура древнеримского императора Марка Аврелия, во времена которого была основана первая колония на территории современной Вены. Потом звучит мелодия «Hildebrandlied» и показывается Карл Великий – основатель Австрийского государства. Вслед за ним под «Песню Нибилунгов» уже появляется королевская чета – Теодора Византийская и герцог Леопольд VI, а затем уже можно увидеть одинокого Вальтера фон Фогельвайде и послушать мелодию «Kreuzfahrrerlied». Данный персонаж сменяется уже другой королевской четой – Рудольфом Габсбургским и Анной фон Хоенберг, но уже звучит совсем другая музыка – песня «Lied eines MinnesКngers».
Во время «музыкального парада» можно увидеть и грациозную фигуру Ханса Пухбаума, построившего величественный собор Штефансдом, он появляется перед публикой уже под народную мелодию, известную под названием «Es liegt ein Schloss in Еsterreich» и повествующую об одном старинном австрийском замке. Следующей появляется фигура императора Максимилиана I, словно тоскующего по величественному Инсбруку под грустную мелодию «Innsbruck, ich muss dich lassen»
А далее минорные мотивы уже сменяются веселой мелодией «O, du lieber Augustin», известной во всем мире, по-русски ее название звучит как «О, мой милый Августин». Под мажорную песенку уже появляется бургомистр Вены Йоханн Андреас фон Либенберг, руководивший австрийской столицей, когда город был взят в кольцо осады турецкими войсками. Аристократ Эрнст Руедигер фон Штархемберг, прославившийся во время обороны Вены уже в период второй осады турецкими войсками, гордо марширует под звуки военной песни, сложенной поэтами и австрийскими музыкантами еще в XVII столетии.
Далее в «музыкальном параде» следует еще одна значимая историческая фигура Австрии – принц Евгений Савойский, сумевший спасти Вену от завоевания войсками Оттоманской Порты. Он выходил под отдельную песню «Prinz Eugen, der edle Ritte», сложенную народом в честь благородного принца, сумевшего спасти Австрийское государство и его населения от порабощения. Это мелодия полностью соответствует и фигуре принца, и его значимости в истории Австрии.
Вслед за Евгением Савойским опять появляется королевская чета, на переднем плане выступает легендарная императрица Мария Терезия, сыгравшая значительную роль в истории Австрии и Вены в частности, а на втором месте уже выступает ее супруг – герцог Франц I Лотарингский. Пара выступает уже под звуки менуэта, популярной мелодии, написанной великим композитором Моцартом. Последним в «музыкальном параде» появляется уже австрийский композитор Йозеф Гайдн, а фоном для его выступления выступает произведение «Die Schpfung», написанное им лично.
Все уличные часы в Вене за одно посещение посмотреть довольно сложно, гораздо проще сразу отправиться в венский Музей часов.
«Тикающий» музей
Музей часов в Вене был открыт еще в далеком 1921 году, он расположился в старинном здании, ранее принадлежавшем Иоганну Геймюллеру. Экспозиция «тикающего» музея представляет всевозможные часы и механизмы, созданные в различные эпохи. Выставка часов занимает три этажа, а богатейшая коллекция включает более тысячи уникальных экспонатов, созданных на протяжении XIV – XX столетий. Осматривая старинные и почти современные экспонаты, посетители «тикающего» музея могут наглядно проследить историю часового дела в Австрии.
Среди расположенных в популярном музее Вены 170 экземпляров старинных часов можно увидеть весьма любопытные образцы. Особенно интересен необычный часовой механизм, созданный для старых башенных часов-курантов Штефансдома, его еще в 1699 году разработал Йоахим Оберкирхер. Талантливый мастер является и автором старинных астрономических часов. Интересны и комнатные часы, которые нужно заводить лишь раз в два года, а также часы с встроенным маленьким органом, мелодию для которых писал сам великий Моцарт. В Музее часов представлены и необычные часы с полупрозрачным циферблатом, за которым словно прячется керосиновая лампа, среди экспонатов выделяются и созданные в 1769 году астрономические часы «Cajetano».
Прогуливаясь по музею, можно уделить внимание осмотру коллекции часов австрийской писательницы Марии Эбнер, а также часам из резиденции Катарины Шратт – фаворитки императора Франца Йосефа. К счастью, многие представленные в Музее часов экземпляры до сих пор находятся в рабочем состоянии.
Музей часов в Вене находится по адресу: 1 р-н Вены, Schulhof 2,
тел.: +43-1-533 22 65, факс: +43-1-533 22 65.
Время работы: вт. – вс.: с 9.00 до 18.00.