Вена — Австрия — Парк и замок Бельведер с картой
Гуляя по Вене, направляясь по улице Rennweg, мы совершенно неожиданно открыли для себя прекрасный дворцово-парковый комплекс "Бельведер". Уже позже мы узнали, что это красивое место в VXIII веке было резиденцией принца Евгения Савойского. И на сегодняшний день Бельведер является одним из самых сохранившихся парково-дворцовых комплексов, дошедших до нашего времени практически в неизменном виде.
В любом туристическом справочнике, описывающем достопримечательности австрийской столицы, вы обязательно найдете рекомендации посетить музейный комплекс Бельведер – один из самых ярких самоцветов в архитектурной короне Вены. Сам Бельведер состоит из двух прекрасных дворцов, Верхнего и Нижнего, возведенных в архитектурном стиле барокко, и располагающихся посреди удивительного по красоте парка.
Построенный еще в самом начале XVIII века, на сегодняшний день Бельведер является одним из самых сохранившихся парково-дворцовых комплексов, дошедших до нашего времени практически в неизменном виде. Единственное, что потерял за это время комплекс, – это здания зверинца и оранжереи.
История создания Бельведера
Идея его строительства принадлежала одному из самых известных людей того времени, талантливому полководцу и аристократу, принадлежавшему к королевской фамилии, принцу Евгению Савойскому. Устав от ратных дел, фельдмаршал Савойский решил провести остаток дней в прекрасной резиденции, возведенной в соответствии с его утонченным вкусом. Еще в конце XVII века он начал скупать земли, находящиеся на холмистой местности, вблизи окраин Вены. Через некоторое время на этих местах стали разбивать прекрасный парк, придерживаясь в нем старофранцузского стиля, а еще, спустя 13 лет, начали возводить Нижний дворец.
Право реализовать замысел принца было доверено талантливому архитектору того времени, специализировавшемуся на стиле барокко, Иоганну Лукасу фон Хильдебрандту. Выходец из Итальянского города Генуя, получивший классическое архитектурное образования в Риме, Хильдебрандт долгое время служил главным военным инженером в армии, возглавляемой Евгением Савойским. Именно там он заслужил доверие талантливого полководца, сделавшего его впоследствии придворным инженером, а затем и главным дворцовым архитектором.
Следует сказать, что до возведения Бельведера у Хильдебрандта существовал опыт лишь в области церковного строительства, где он постоянно применял один и тот же прием – сочетание симметричных прямых линий фасада с богатством его орнаментальной отделки. Те же самые моменты были использованы зодчим и в проектировании обеих дворцов комплекса Бельведер. Для объективности следует сказать, что само название Бельведер дворцово-парковый комплекс получил только в 1752 году, уже после смерти его бывшего владельца.
Принц Евгений Савойский четко указал архитектору главную концепцию дворцов – они должны явно передавать ощущение величия родной страны принца, а также его собственную воинскую славу. Кроме того, белоснежные, выполненные в изящной манере дворцы, должны быть разделены между собой прекрасным парком-террасой, украшенным низкими аллеями и аккуратно подстриженным кустарником. Впоследствии деревьям не давали разрастаться, чтобы они своими кронами не заслоняли прекрасный вид на фонтаны, белоснежные лестницы, бассейны, изящные вазы и бесценные статуи парковой зоны.
Надо сказать, что придворный архитектор прекрасно справился с поставленной ему задачей. При этом он проявил достаточную креативность не только в деталях возводимых им зданий, но даже и в общей концепции архитектурно-паркового комплекса.
Скажем, именно ему пришла в голову идея симметричного разбиения цветника возле здания Нижнего Бельведера, аналогичного по форме дворцу.
Специалисты, оценивающие сегодня величие гения создателя Бельведера, обращают внимание на уникальное архитектурное сочетание двух дворцов не только между собой, но и их гармонию с общим пространством парка. Хотя внешне дворцы достаточно серьезно отличаются друг от друга. Данного эффекта Хильдебрандту удалось добиться, с филигранной точностью выверяя все расстояние между главными объектами комплекса Бельведер. При этом если смотреть из Нижнего, более низкого дворца на Верхний, то тот, расположенный на вершине холма, кажется парящим в воздухе. А если смотреть наоборот, то здание Нижнего дворца представляется зрителю достаточно скромным садовым павильоном.
Пространство между дворцами заполнено ухоженным садом, изобилующим фонтанами, статуями, вазами в окружении подстриженных кустов и зеленых боскет. Как и задумывалось принцем, архитектору удалось в полной мере сочетать в комплексе парадное аристократическое величие с простотой, присущей настоящему солдату.
Нижний Бельведер
Замыкает архитектурную перспективу Бельведера фасадная часть Нижнего дворца, украшенная незатейливым орнаментом и скульптурными группами наверху. Интересно, что интерьер Нижнего дворца Бельведера находится в ярком контрасте с его более простой внешней частью. Внутри дворцовых залов настолько пышная обстановка, что кажется, будто каждый сантиметр настенной поверхности украшен, если не рельефными узорами, то прекрасными скульптурными композициями.
Наиболее известной достопримечательностью Нижнего дворца, которая неизменно привлекает к себе внимание посетителей, является двухметровая мраморная скульптурная группа «Апофеоз принца Евгения», выставленная в Зеркальном зале. При этом благодаря большому количеству зеркальных панелей, находящихся на стенах зала, он поистине кажется необычайно огромным.
Не менее интересные ощущения переживаешь, когда находишься в зале Гротесков Нижнего дворца. Он спроектирован и выполнен таким образом, что посетитель полностью теряет пространственно-временную ориентацию, находясь под впечатлением изящного и тонкого орнамента, который, как кажется, расположен повсюду.
Верхний Бельведер
Как уже говорилось, Верхний дворец Бельведер разительно отличается от своего нижнего собрата. Внешне он представляет собой изящное прямоугольное здание, на каждом из углов которого расположился восьмиугольный павильон. Центральная трехэтажная часть Верхнего дворца, украшенная парадной лестницей, более высокая и имеет три арки для подъезда.
Боковые части дворца, которые имеют в своем составе по два этажа, разделены между оконными проемами параллельными пилястрами и гладкими лопатками. Именно таким образом Хильдебрандт решил задачу визуального разделения частей дворца между собой.
Близость архитектурного сооружения к окружающей природе архитектор решил при помощи создания разноуровневой волнистой линии крыши, которая отдаленно даже напоминает близлежащую холмистую местность. При этом Верхний Бельведер гораздо масштабнее и величественнее, чем Нижний. Это можно определить по тому, что в главный зал Нижнего дворца можно попасть прямо из сада, и это придает ему четко различимые черты садового павильона.
Верхний дворец не позволяет такой вольности: все его парадные залы для приема официальных посетителей расположились на втором этаже здания. Парадный въезд в Верхний Бельведер открывается изящными коваными воротами, каменные элементы которых увенчаны скульптурами амуров, львов, а также белоснежными вазами. Сами ворота кажутся сотканными из сложного металлического ажурного узора.
Минуя парадные ворота Бельведера, посетитель сразу же попадает внутрь длинного двора, имеющего треугольную форму, обрамленного аллеями, между которыми располагается внушительных размеров бассейн. Прямо за бассейном находится здание Верхнего Бельведера. С тыльной стороны Верхнего дворца расположился сам парк, спускающийся многочисленными террасами к зданию Нижнего Бельведера.
Для гостей, желающих попасть в Верхний Бельведер со стороны парка, существует парадный вход, представляющий собой небольшой павильон к которому ведут пандусы, украшенные потрясающими скульптурами грифонов и сфинксов. В отличие от Нижнего дворца, интерьер Верхнего совершенно не вступает в контраст с его внешним видом. Он одинаково великолепен как изнутри, так и снаружи.
Проход на второй этаж, на котором находятся роскошные залы для приема посетителей, решен при помощи изящной лестницы.
Следует сказать, что архитектор Хильдебрандт особое внимание придавал именно лестничным помещениям. При строительстве каждого своего последующего дворца, он находил совершенно новые и оригинальные решения этому архитектурному элементу.
Лестничные пролеты Верхнего Бельведера богато украшены скульптурами купидонов и атлантов, которые держат на своих плечах массивные потолочные своды.
Нижний зал Бельведера, немного напоминающий грот, визуально давит на голову посетителей, а фигуры атлантов, как бы изнывающие под тяжестью потолка, еще более усиливают это ощущение. В Мраморном зала и Зале Фресок вы можете увидеть необычайное скопление декоративных элементов, которые всегда были присущи стилю барокко. Причем их настолько много, что от яркости и пестроты иногда даже хочется прикрыть глаза. Зато выйдя на балкон Верхнего Бельведера со стороны Мраморного зала, вы будете просто поражены великолепным видом на древнюю красавицу Вену, который откроется вашему взору.
График работы
Для туристов, которые желают насладиться ярким образцом архитектурной жемчужины эпохи Барокко, следует знать, что Верхний Бельведер открыт для посещения каждый день с 10:00 до 18:00.
Нижний Бельведер и оранжерея также доступна ежедневно в это самое время кроме среды, когда доступ посетителей начинается в 10:00, а заканчивается в 21:00.
Словом, посетив столицу суверенной Австрии, не забудьте, что создать полное и объективное мнение о высокой культуре народа, населявшего ее в разно время, не удастся, не посетив парково-архитектурный комплекс Бельведер, являющийся одной из самых главных достопримечательностей Вены, и одним из ее несомненных символов.
Автор Сергей Закко специально для www.goodtourist.ru