Вена — Австрия — Площадь Марии Терезии с картой
Вена известна своими парками. Вена знаменита своими музеями. Вена запоминается своими площадями. Каждый турист, приехавший в имперский город, должен побывать по меньшей мере на четырех самых крупных. Сегодня мы увидим одну. Площадь Марии Терезии.
Выйдя из Бурггартена на Ринг как раз рядом с памятником Моцарту, вы оказываетесь в зоне мегапроекта Земпера: именно здесь через Ринг, от здания Нового замка к зданию Художественно-исторического музея, должна была быть перекинута гигантская триумфальная арка; аналогичную конструкцию предполагалось возвести напротив. Единственное, что удалось осуществить, — это просторная площадь Марии Терезии (Maria Theresien Platz) на другой стороне Ринга, с двумя абсолютно одинаковыми зданиями, Художественно-исторического музея и Музея естественной истории, застыло уставившимися друг на друга. Музеи сидят на своих местах низко, крепко и вечно, как Мария Терезия в своем тяжелом кресле (вид сзади на памятник весьма выразителен), а сам факт того, что они совершенно одинаковы, придает композиции несколько абсурдный характер, особенно ощутимый зимой, когда вокруг так бело, неуютно и абстрактно.
Оба музея, расположенных с двух сторон площади Марии Терезии, построены в 1872-1881г. Готфрид Земпер занимался прежде всего внешним фасадом, Карл фон Хазенауэр интерьером. В вестибюле Естественно-исторического музея потолок расписан Гансом Кеноном, выразительно изобразившим "Круговорот жизни". Восемь разделов музея представляют своеобразную картину истории развития флоры и фауны. Наряду с доисторическими и антропологическими экспонатами, а также всемирно известным собранием метеоритов в отделе минералов здесь представлены предметы обихода и художественный изделия наших предков (напр. Известная "Венера Виллендорфская", идол плодородия XV в до н.э.).
Художественно-исторический музей обладает одной из крупнейших картинных галерей мира, а также чрезвычайно богатым собранием произведений скульптуры и прикладного искусства (прежде всего известна "Солонка" Бенвенуто Челлини (середина XVI века)); кроме того, нумизматический зал, египетское собрание многочисленных мумий и античное собрание греческих, этрусских и древне христианских произведений искусства.
Основное здание музея, расположенное в центре города на площади Марии-Терезии, хранит коллекции, собранные за несколько веков австрийской династией Габсбургов. Среди них гордость музея у Картинная галерея, собрание скульптур и декоративного искусства, египетские, греческие и римские древности и нумизматический кабинет. Музей имеет филиалы у музей оружия, собрание костюмов и экипажей (расположенное в замке Шенбрунн), старинные музыкальные инструменты, произведения прикладного искусства и другие.
Пестрота собрания объясняется пестротой вкусов и пристрастий царствующих особ. Коллекционирование произведений искусства начал в XVI веке император Рудольф II. Но более всего музей обязан Великому герцогу Леопольду Вильгельму, коллекция которого стала ядром сегодняшней Картинной галереи. Будучи наместником Нидерландов в середине XVII века, Леопольд обогатил собрание Габсбургов шедеврами нидерландской живописи XV-XVII вв., а также произведениями итальянского (в основном венецианского) Ренессанса.
Художники итальянской школы представлены именами Антонелло да Мессина, Веронезе, Тинторетто, Корреджио, Караваджо, Сальватора Розы, Гвидо Рени и других. Жемчужины итальянской коллекции у полотна Андреа Мантеньи, Рафаэля и Тициана.
Редкостной по богатству коллекцией представлена нидерландская школа. Венский музей располагает крупнейшим в мире собранием картин Питера Брейгеля Старшего. Оно насчитывает девять значительных полотен, среди которых прославленная Зима ( Охотники на снегу ). В России этот шедевр особенно известен благодаря Андрею Тарковскому, который процитировал его дважды: в фильмах Солярис и Зеркало .
В галерее выставлены произведения нидерландцев XV века у Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха. В залах XVII века советуем обратить внимание на единственную в Австрии картину гениального голландского художника Вермеера Дельфтского. Вермеер оставил после себя очень мало полотен, так что немногие музеи могут похвастаться наличием в своей экспозиции его произведений. Два других голландца, Рембрандт и Рубенс, напротив, часто встречаются в российских и европейских музеях. Тем не менее два великолепных рембрандтовских портрета и знаменитая рубенсовская Шубка заслуживают того, чтобы перед ними остановиться.
Другие художественные школы представлены в музее не столь обширно, но не менее качественно. Любитель живописи наверняка задержится перед произведениями немецких живописцев Дюрера, Гольбейна, Альтдорфера и Кранаха, а также великого испанца Диего Веласкеса.
А по центру площади стоит памятник фигуре, давшей имя всему этому великолепному ансамблю — фигура императрицы Марии Терезии в окружении полководцев.
Когда смотришь на памятник этой выдающейся женщине, непроизвольно сравниваешь его с памятником русской императрице Екатерине Великой в городе на берегу Невы. В них есть много общего, также как и в самих современницах. Каждая из них была личностью, индивидуальностью, и невольно хочется провести между ними параллели.
Обе императрицы тратили немалые средства на развитие науки и искусства и окружили себя мудрыми полководцами и государственными деятелями. Поэтому и в бронзовом виде многие из них так и остались возле своих повелительниц.
Памятник Марии Терезии возвышается почти на 20 метров. Так что императрица приветствует свой народ с высоты птичьего полета. Бронзовая немка одета в пышное платье, в руке держит свиток и скипетр (как и северная правительница). Чуть ниже императрицы изображены четыре фигуры, воплощающие ее добродетели: силу, мудрость, справедливость и сострадание.
С четырех сторон окружают императрицу выдающиеся полководцы того времени: граф Людвиг Кхевенхуллер, граф Леопольд Даун, Эрнст Лаудон и граф Отто Фердинанд. Их кони бьют копытами и как будто ждут новых приказов, которые направят их на подвиги во славу отчизны.
Перед высоким пьедесталом, на котором восседает Мария Терезия, стоят советники и государственные деятели того времени. Спереди – дипломат и государственный канцлер граф Антон Каунитц. Справа – реформатор государственного управления граф Фридрих Хаугвитц, слева – государственный советник лейб-арцт Свитен, а сзади на квартал музеев смотрит князь Иосиф Лихтенштайн.
Сам пьедестал оформлен колоннами, порталами и рельефами. По центру в арке стоят мраморные фигуры учителя Иосифа Второго графа Штархемберга и дипломата графа Мерси де Аргенту. С правой стороны пьедестала выгравированы рельефы государственного советника графа Антона Грассалковича, придворного канцлера барона Брукнетхаля и правозащитников Джозефа Ригера, Карла Мартини и Иосифа Зонненфельса. Арка слева отдана деятелям искусств. Там представлены коллекционер Иосиф Экхель, композиторы Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт, а также историк Праги и композитор Кристоф Виллибальд Глюк. Рельефные фигуры позади императрицы посвящены трем военным генералам: Францу Лаки, Андреасу Хадику и Францу Надасди.
Памятники Марии Терезии в Вене и Екатерине Второй в Санкт-Петербурге были установлены почти в одно и то же время. Открытие памятника в столице России состоялось 24 ноября 1873 года, а в столице Австрии – 13 мая 1888 года. Надо заметить, что работы над памятником Марии Терезии, от первых скульптур до торжественного открытия, составили 14 лет. Это, пожалуй, еще и самый дорогой монумент. Общие затраты на него составили 820 тыс. гульденов. Понятно, что работу доверили самым маститым скульптору и архитектору того времени: за общий художественный образ отвечал Карл Хазенауэр, а сами скульптуры выполнил Каспар Цимбуш. Памятник стоит между улицами Burgring и Museumsplatz на площади, носящей имя императрицы.
Евгений Кочетов