Дворец Дожей. Взгляд внутрь
Одним из достойнейших памятников архитектуры является Дворец дожей. У него есть лишь один вход-портал, который выполнен в виде коридора с огромными воротами, выполненными в бронзе, которые зовутся "Porta dell Carta", что в переводе с испанского означает «Бумажные ворота». Такое странное название может быть разъяснено двумя способами. Оно могло произойти вследствие того что неподалеку находился архив документов . Однако есть предположение, что неподалеку находилось пристанище писцов, которые помогали простому народу составлять бумаги, прошения и т.д.
Созданием портала занимался Дж.Б. Буон в течение более трех лет. (1438-1441). Многочисленные орнаменты, которые встречаются на входе и далее будоражат воображение, выполнены с фантастической точностью и искусностью. Когда-то давно вся эта красота была покрыта лазурью и позолотой, что только придавало ей еще большую привлекательность. Скульптурная группа, которая была выполнена в форме льва с крыльями, перед которым склонился Фоскари, в 19 веке была изменена, и от оригинала остались лишь крупицы.
Через «Врата бумаги» туристы могут попасть во внутренний двор дворца. Этот двор украшен восьмью древнегреческими скульптурами, а также окружен двухъярусными мраморными колоннами. Отдельного внимания стоит одна скульптура – статуя генерала, на которой изображен герцог Урбинский (работы Бандини). Гордостью всего строения являются два бронзовых колодца, с помощью которых до сих пор успешно можно почерпнуть воды, причем ее качество одно из самых лучших на всем просторе Венеции.
Со стороны внутреннего двора во Дворец простирается исполинских размеров лестница, которая названа Лестницей Великанов. Отличительной особенностью этой лестницы является то, что она высечена из чисто мрамора, привезенного из Карракар. С 1554 года на вершине этой лестницы красуются две статуи из чистейшего мрамора — статуя Марса и статуя Нептуна, которые являются морским и военным защитниками города Венеции. Благодаря этим статуям лестница и получила свое название.
В свое время Лестница Великанов видывала множество важнейших церемоний Венеции, в том числе и венчания дожа. На это время верхняя площадка превращалась как бы в трон, делая церемонию более величественной.
В 16 веке во Дворце Дождей появилась новая достопримечательность. Ею стала Золотая Лестница, которая была привилегией только тех жителей Венеции, которые были записаны в специальной «Золотой книге». В этой книге значились представители двухсот семейств, которые в то время управляли Венецией. Хранилась "Золотая книга" в специально отведенном месте, которое было отдельно спланировано и построено под лестницей. Появилась она при правлении дожа Циани в конце 12 века.
С помощью лестницы из золота можно было добраться до «Зала Большого Совета», который является самым большим залом из всех не только в Венеции, но и во всей Италии. Габариты этого огромного зала поражают : 54х25х15 метров. Окна выходят на водную гладь. Гигантский потолок изрисован прекрасными картинами художников того времени, а также имеет множество позолоченной лепнины.
Вдоль стены находятся кресла членов Малого совета, а также окруженный ими трон Дожа. Также стоит обратить свое внимание на огромное панно- «Рай», которое является одним из самых больших в мире. На картине изображено множество фигур, которые кружатся в причудливом космическом танце.
Далее мы попадаем в «Зал жребия», названный так из-за действия, которое в нем выполнялось — избрание чиновников различных рангов или их осуждение. Особенностью этого зала является то, что никто не имел права войти в этот зал с оружием. Позолоченный потолок в этом зале украшен разного рода фигурами, искусно вырезанными в камне. Также здесь находятся три большие картины, два квадрата и двенадцать треугольников, которые представляют собой разнообразные сюжеты.
Глубокий ужас наводило на жителей Венеции одно лишь название «Зала Совета десяти». В этом зале вершился суд и заседал Верховный судья. Неподалеку с ним был «Зал компаса», в котором располагалась инквизиция, где дожидались своего приговора осужденные. Стоит отдельно отметить плафон зала Совета десяти, который сам по себе является чудом живописи. Он расписан множеством картин, самой известным из них является полотно «Юнона и Юпитер». Эта картина позднее была вывезена в Лувр и ныне выставляется там.
Далее находится галерея, в которой выставлены портреты всех дожей, которые правили в Венеции. Интересным фактом является то, что одна рамка портретов пустует. Эта рамка Марино Фальери, который был казнен за измену.
Из Зала Совета десяти осужденных вели в наивысшую точку дворца через секретную лестницу. Эта часть дворца называлась Свинцовой кровлей или Свинцом. Жестоким контрастом является то, что на небольшом расстоянии друг от друга находились и те, кто любовался красотой картин и статуй, и те, кто был уже приговорен к наказанию. Металлические решетки и откосы давно сняты, однако сохранилась обшивка из дерева, которая хоть как-то защищала людей от сырости.
Весьма кропотливо и богато украшен «Посольский зал». Даже при беглом его осмотре возникает ощущение, что главной целью строителей было показать всю мощь и могущество Венецианской республики. Такого количества роскоши и произведений искуства нету ни в одном другом месте Венеции.
Подготовил Андрей Гецевич