Какой пассаж... Часть 2
Продолжаем тему пассажей в Париже. Вашему вниманию представлена часть вторая фотопохождений Николай Горского. С первым обзором Вы можете ознакомиться здесь: https://goodtourist.ru/articles/europe/paris/269.htm
Статья
Фотографии 15
Комментарии
Продолжаем тему пассажей в Париже. Вашему вниманию представлена часть вторая фотопохождений Николай Горского. С первым обзором Вы можете ознакомиться здесь: https://goodtourist.ru/articles/europe/paris/269.htm
...Выйдя из пассажа Вивьен, направимся по улице Ришелье на север, в сторону Больших бульваров – туда, где находится главное царство парижских галерей и пассажей.
Первая остановка – Пассаж Принцев (Passage des Princes) (8). Это последний из пассажей, построенных в 19-м веке, в эпоху градостроительных преобразований барона Османа. Он был открыт в 1860 г., когда под натиском огромных универсальных магазинов мода на торговые галереи уже фактически прошла. Впоследствии пассаж пришел в упадок, но не так давно был реставрирован и сейчас выглядит слегка "новодельным", хотя, как говорят, его нынешний облик точно соответствует оригиналу.
О, как, наверное, мечтают прийти в этот пассаж парижские дети! И как опасаются заглянуть сюда со своими чадами родители… . Ведь пассаж Принцев – это сплошная череда дорогих детских магазинов, причем продают там вовсе не те детские товары, которые больше нужны взрослым (типа всяких одёжек — колясок), а именно то, что так мило ребятишкам – игры, игрушки, маски, куклы, зверье, рыбок…, короче все, что может пожелать детская душа.
В пассаже Принцев были установлены одни из первых фонарей электрического освещения, которые в последней трети 19-го века пришли на смену газовым рожкам. Какими только эпитетами не награждали эти фонари современники: "…ужасные, неуместные, отвратительные для человеческого глаза лампы ночных кошмаров! Таким светом освещать только сцены убийств и сумасшедшие дома!" – писал Р.Л.Стивенсон – "достаточно увидеть их всего лишь однажды, чтобы просто влюбиться в газ с его теплым, домашним сиянием…". Да, не видал Роберт-Льюис холода безучастного неона…
Теперь отправимся в "город в городе" — систему сообщающихся галерей, раскинувшуюся от улицы Фейдо во 2-м округе, до улицы Рише в 9-м. Здесь есть рестораны и кафе, магазины одежды и продуктов, театры, музеи, отели, бани, гаражи. Здесь можно провести целый день и не заметить этого, местными закоулками можно пройти несколько кварталов, только изредка пересекая "странные" улицы без крыш из какого-то другого параллельного мира. Как вы говорите, он называется? Ах, Париж… ну да, да, бывал там когда-то
Начнем с пассажа Фейдо (Galerie Feydeau), отходящего от одноименной улицы. Во всех Интернет-ресурсах этот пассаж упоминается как самый старый в Париже; он был построен в 1791 году. Дальше – молчок. И, в общем-то, не зря. Сейчас пассаж больше напоминает окраинную авторемонтную мастерскую или задний двор магазина.
Дойдя до конца пассажа Фейдо, поворачиваем направо и оказываемся в более симпатичном проходе, называемом галереей Варьете (Galerie des Varietes) — по имени старинного театра, выходящего сюда своим служебным входом (кстати, до недавнего времени владельцем театра был Ж.-П.Бельмондо). Несмотря на обновленный вид, галерея оставляет странноватое впечатление безжизненности и дряхловатости: вроде все прилично, но словно давно не вытирали пыль.
В конце галереи Варьете на самом повороте находится уголковое зеркало, в котором отражаются сразу два соединяющихся тут пассажа. Про это место замечательно сказано в повести Золя "Нана": "Он не любил дожидаться в этом проулке… Это было подозрительное место, как раз на углу галереи "Варьете" и галереи Сен-Марка, с темными лавочками, сапожной мастерской без покупателей, пыльными мебельными магазинами, прокуренной, погруженной в дремоту библиотекой для чтения, по вечерам освещавшейся лампами под зелеными абажурами. Здесь всегда можно было встретить хорошо одетых мужчин, терпеливо бродивших у артистического подъезда среди толкавшихся тут же пьяных механиков и обтрепанных статисток"
Если пройти по пассажу Сен-Марка назад, в направлении улицы Фейдо, то окажешься еще в одном одиноком уголке пассажного города – галерее Монмартр (Galerie Montmarte). Жизнь здесь как будто едва теплится, и даже одинокие прохожие, смотрящиеся чужаками, стараются жаться поближе к стенкам.
Оживление царит лишь на центральной улице городка – в пассаже Панорам (Passage des Panoramas). Он был построен на месте бывшего особняка Монморанси-Люксембург, а свое название получил от двух ротонд с круговыми окнами. На эти окна проецировались панорамы городов, создавая у зрителей замечательный эффект присутствия. В те времена это было в диковинку, и народ валом валил на нее посмотреть, что, конечно, было очень важно для процветания пассажа.
Пассаж Панорам является одним из центров парижской филателии. Со времени постройки в 1834 году здесь существует мастерская-магазин гравера Штерна, который в частности рисовал и гравировал почтовые марки.
Ближе к Большим бульварам пассаж "богатеет" декором, основные его помещения занимают рестораны и салоны.
Выйдя из пассажа Панорам, пересекаем бульвар Монмартр и попадаем прямо ко входу в продолжение пассажного городка — пассаж Жуфруа (Passage Jouffroy)
О чем спрашивает эта японская туристка у продавщицы? Скорее всего, про одну из местных достопримечательностей – музей восковых фигур Гревена, или про отель Шопен, где одно время жил и творил композитор.
Музей "смотрит" в пассаж не только своей боковой стеной и выходом. Его присутствие ощущается и как взгляд — из-за занавески один из персонажей музея наблюдает за посетителями. Некоторые, заметив его, непроизвольно шарахаются : )
А отель Шопена расположен прямо в торце пассажа, который делает здесь поворот.
После отеля пассаж совершенно меняет не только свой облик, но и свой дух. Если в начале, около бульвара Монмартр, расположены магазины одежды, рестораны, бутики, то за поворотом мы попадаем в царство букинистов и книжных торговцев. По сторонам разложены книги, в витринах гравюры и открытки. Даже публика здесь иная, более интеллигентная, что ли.
Заканчивается пассаж Жуфруа переходом через улицу Гран Бательер, за которым начинается следующий пассаж – Вердо (Passage Verdeau).
На последних снимках, кстати, видна одна из общих черт парижских пассажей и галерей – обилие отражений. Как ни строй кадр, они тут как тут, эти призрачные двойники пассажной жизни. Сначала они вроде мешают, но потом начинаешь их непроизвольно искать, ловить, любоваться ими.
Пассаж Вердо больше всего напомнил мне клуб: с одной стороны – книжные магазины, с другой – кафе и рестораны. Так и хочется прикупить интересную книжку и сесть за столик ее почитать.
...Выйдя из пассажа Вивьен, направимся по улице Ришелье на север, в сторону Больших бульваров – туда, где находится главное царство парижских галерей и пассажей.
Первая остановка – Пассаж Принцев (Passage des Princes) (8). Это последний из пассажей, построенных в 19-м веке, в эпоху градостроительных преобразований барона Османа. Он был открыт в 1860 г., когда под натиском огромных универсальных магазинов мода на торговые галереи уже фактически прошла. Впоследствии пассаж пришел в упадок, но не так давно был реставрирован и сейчас выглядит слегка "новодельным", хотя, как говорят, его нынешний облик точно соответствует оригиналу.
О, как, наверное, мечтают прийти в этот пассаж парижские дети! И как опасаются заглянуть сюда со своими чадами родители… . Ведь пассаж Принцев – это сплошная череда дорогих детских магазинов, причем продают там вовсе не те детские товары, которые больше нужны взрослым (типа всяких одёжек — колясок), а именно то, что так мило ребятишкам – игры, игрушки, маски, куклы, зверье, рыбок…, короче все, что может пожелать детская душа.
В пассаже Принцев были установлены одни из первых фонарей электрического освещения, которые в последней трети 19-го века пришли на смену газовым рожкам. Какими только эпитетами не награждали эти фонари современники: "…ужасные, неуместные, отвратительные для человеческого глаза лампы ночных кошмаров! Таким светом освещать только сцены убийств и сумасшедшие дома!" – писал Р.Л.Стивенсон – "достаточно увидеть их всего лишь однажды, чтобы просто влюбиться в газ с его теплым, домашним сиянием…". Да, не видал Роберт-Льюис холода безучастного неона…
Теперь отправимся в "город в городе" — систему сообщающихся галерей, раскинувшуюся от улицы Фейдо во 2-м округе, до улицы Рише в 9-м. Здесь есть рестораны и кафе, магазины одежды и продуктов, театры, музеи, отели, бани, гаражи. Здесь можно провести целый день и не заметить этого, местными закоулками можно пройти несколько кварталов, только изредка пересекая "странные" улицы без крыш из какого-то другого параллельного мира. Как вы говорите, он называется? Ах, Париж… ну да, да, бывал там когда-то
Начнем с пассажа Фейдо (Galerie Feydeau), отходящего от одноименной улицы. Во всех Интернет-ресурсах этот пассаж упоминается как самый старый в Париже; он был построен в 1791 году. Дальше – молчок. И, в общем-то, не зря. Сейчас пассаж больше напоминает окраинную авторемонтную мастерскую или задний двор магазина.
Дойдя до конца пассажа Фейдо, поворачиваем направо и оказываемся в более симпатичном проходе, называемом галереей Варьете (Galerie des Varietes) — по имени старинного театра, выходящего сюда своим служебным входом (кстати, до недавнего времени владельцем театра был Ж.-П.Бельмондо). Несмотря на обновленный вид, галерея оставляет странноватое впечатление безжизненности и дряхловатости: вроде все прилично, но словно давно не вытирали пыль.
В конце галереи Варьете на самом повороте находится уголковое зеркало, в котором отражаются сразу два соединяющихся тут пассажа. Про это место замечательно сказано в повести Золя "Нана": "Он не любил дожидаться в этом проулке… Это было подозрительное место, как раз на углу галереи "Варьете" и галереи Сен-Марка, с темными лавочками, сапожной мастерской без покупателей, пыльными мебельными магазинами, прокуренной, погруженной в дремоту библиотекой для чтения, по вечерам освещавшейся лампами под зелеными абажурами. Здесь всегда можно было встретить хорошо одетых мужчин, терпеливо бродивших у артистического подъезда среди толкавшихся тут же пьяных механиков и обтрепанных статисток"
Если пройти по пассажу Сен-Марка назад, в направлении улицы Фейдо, то окажешься еще в одном одиноком уголке пассажного города – галерее Монмартр (Galerie Montmarte). Жизнь здесь как будто едва теплится, и даже одинокие прохожие, смотрящиеся чужаками, стараются жаться поближе к стенкам.
Оживление царит лишь на центральной улице городка – в пассаже Панорам (Passage des Panoramas). Он был построен на месте бывшего особняка Монморанси-Люксембург, а свое название получил от двух ротонд с круговыми окнами. На эти окна проецировались панорамы городов, создавая у зрителей замечательный эффект присутствия. В те времена это было в диковинку, и народ валом валил на нее посмотреть, что, конечно, было очень важно для процветания пассажа.
Пассаж Панорам является одним из центров парижской филателии. Со времени постройки в 1834 году здесь существует мастерская-магазин гравера Штерна, который в частности рисовал и гравировал почтовые марки.
Ближе к Большим бульварам пассаж "богатеет" декором, основные его помещения занимают рестораны и салоны.
Выйдя из пассажа Панорам, пересекаем бульвар Монмартр и попадаем прямо ко входу в продолжение пассажного городка — пассаж Жуфруа (Passage Jouffroy)
О чем спрашивает эта японская туристка у продавщицы? Скорее всего, про одну из местных достопримечательностей – музей восковых фигур Гревена, или про отель Шопен, где одно время жил и творил композитор.
Музей "смотрит" в пассаж не только своей боковой стеной и выходом. Его присутствие ощущается и как взгляд — из-за занавески один из персонажей музея наблюдает за посетителями. Некоторые, заметив его, непроизвольно шарахаются : )
А отель Шопена расположен прямо в торце пассажа, который делает здесь поворот.
После отеля пассаж совершенно меняет не только свой облик, но и свой дух. Если в начале, около бульвара Монмартр, расположены магазины одежды, рестораны, бутики, то за поворотом мы попадаем в царство букинистов и книжных торговцев. По сторонам разложены книги, в витринах гравюры и открытки. Даже публика здесь иная, более интеллигентная, что ли.
Заканчивается пассаж Жуфруа переходом через улицу Гран Бательер, за которым начинается следующий пассаж – Вердо (Passage Verdeau).
На последних снимках, кстати, видна одна из общих черт парижских пассажей и галерей – обилие отражений. Как ни строй кадр, они тут как тут, эти призрачные двойники пассажной жизни. Сначала они вроде мешают, но потом начинаешь их непроизвольно искать, ловить, любоваться ими.
Пассаж Вердо больше всего напомнил мне клуб: с одной стороны – книжные магазины, с другой – кафе и рестораны. Так и хочется прикупить интересную книжку и сесть за столик ее почитать.
Автор и фото: Николай Горский
Статья
Фотографии 15
Комментарии