Какой пассаж... Часть 1
Прочел у Бориса Носика про парижские пассажи и загорелся их обойти. Не все, конечно, но хотя бы некоторые. Я думал, что относительно неплохо знаю Париж, но оказалось, что пассажи я не знаю совершенно! Это какой-то особый мир со своими законами и образом жизни. Лишь чуть-чуть приоткрыл его для себя. Хочу поделиться тем, что увидел...
Статья
Фотографии 14
Комментарии
За что я люблю случайные встречи — за непредсказуемость их дальнейшего развития. Так вот и с Николаем Горским. В свое время "одолжили" у него пару фотографий, и как то все закончилось. Париж, поблекший через месяц после последней поездки, уже на сайте появлялся все реже и реже, да и в целом со свободным временем что-то не то стало — постоянно не хватает. И вот — дружеское предложение. Цикл фотостатей про Париж. Я как раз собирался ввести на сайте термин "этюд" — простые зарисовки прогулки по городу: фотография и краткий комментарий. Правда собирался по Одессе. Николай с Парижем несколько меня обогнал. Так что начнем с него. Тем более, что фотографии по-своему уникальны. Этакий эксклюзив талантливого фотографа. Ну и ждем Ваших комментариев...
Пассажи стали возникать в Париже в конце 18-го – начале 19-го века. Иногда как крытые улицы, иногда – как объединенные и спрямленные проходные дворы. Город тех времен был еще недалек от средневековья: грязен, без канализации и мостовых на улицах. Пассажи появлялись как места для "чистой" публики, которая может позволить себе как отдохнуть, так и что-то купить. Не случайно, многие пассажи соседствуют с театрами, которые имеют в них прямой выход, чтобы до-, после- а то и во время спектакля зрители могли оставить свои деньги в кафе и магазинах пассажа. По словам путеводителя того времени, «эти пассажи, новейшее изобретение индустриального комфорта, представляют собой находящиеся под стеклянной крышей облицованные мрамором проходы через целые группы домов, владельцы которых объединились для такого предприятия. По обе стороны этих проходов, свет в которые падает сверху, расположены шикарнейшие магазины, так что подобный пассаж — город, даже целый мир, в миниатюре». Кто-то проводил в пассажах время, а кто-то и жизнь. Здесь фланировали, работали и обитали: если первые этажи были заняты магазинами, то на вторых и третьих располагались жилые помещения. Да и сейчас еще располагаются, выходя своими окнами на торговую зону.
Большинство пассажей сконцентрировано на правом берегу Сены, к северу — северу-востоку от Лувра, в районах примыкающих к Большим бульварам. Я приведу несколько карт, для тех, кто захочет сам пройтись и поглядеть на эти парижские достопримечательности. Места, в которых сделаны фотографии, отмечены на картах красными кружками с цифрами. Эти же цифры в скобках я даю рядом со снимками. Конечно, привязка довольно условная +/- 30-50 метров, но кто захочет – разберется.
Раз уж я показал вход в пассаж Шуазель, заглянем в него. Ближняя часть пассажа тесно связана с историей французской литературы, здесь располагался книжный магазин издателя Леметра, где собирались поэты-парнасцы, Леметр же был первым издателем Верлена. Недалеко от входа находится в театр "Буфф", где жил и блистал своими опереттами Жак Оффенбах.
Ну а дальше пассаж становится вполне традиционной торговой галерей состоящей из лавочек-бутиков-магазинчиков разного калибра. В меру беспорядочной, в меру грязноватый…
В этом пассаже провел многие годы писатель Луи Селин, чей во многом автобиографический роман "Смерть в кредит" (1936) оказал большое влияние на французскую молодежь. Роман представил колоритную картину жизни и нравов парижского дна, которая разворачивалась здесь же – в пассаже Шуазель. И если, проходя по пассажу, поднять голову, кто знает, не увидим ли мы кого-то из героев романа…
Продолжим прогулку через два маленьких пассажика, примыкающих к противоположным концам улицы Божоле (rue de Beaujolais). Оба начинаются (или заканчиваются?) лестницами, поскольку уровень улиц, куда выходят пассажи, выше, чем уровень улицы Божоле.
EVG
"Прочел у Бориса Носика про парижские пассажи и загорелся их обойти. Не все, конечно, но хотя бы некоторые. Я думал, что относительно неплохо знаю Париж, но оказалось, что пассажи я не знаю совершенно! Это какой-то особый мир со своими законами и образом жизни. Лишь чуть-чуть приоткрыл его для себя. Хочу поделиться тем, что увидел.
В понимании россиянина, "пассаж" это обычно крытая торговая улица. Парижские пассажи не такие, точнее, не совсем такие. Прежде всего, не все они называются пассажами. Многие из них называются "галереями". Галереи точно все крытые. Но не все, что покрыты крышей, – галереи, некоторые все же называются пассажами. Системы я так и не понял, если кто знает – подскажите, пожалуйста. А вот все то, что без крыши, но непроезжее и с арками в начале и в конце — это уже точно не галерея, а пассаж. При этом торговля в парижском пассаже-галерее вовсе не обязательна, она может, как присутствовать, так и отсутствовать. Но зато каждый пассаж имеет свое имя, которое обычно крупными буквами указано над его входом.
Многие пассажи, включая и самые коротенькие, открыты только днем, с 8-30 утра до 8-30 вечера, в остальное время их входы и выходы запираются решетчатыми воротами. Многие закрыты в воскресенье, даже если в них нет магазинов. Какие-то закрыты также и по субботам, а иные, похоже, и "насовсем". Таковы, например, некоторые пассажи в кварталах вокруг северного конца улицы Сен-Дени, месте, где концентрируется местная торговля телом; может быть это сделано для предотвращения расползания "промысла"?"Прочел у Бориса Носика про парижские пассажи и загорелся их обойти. Не все, конечно, но хотя бы некоторые. Я думал, что относительно неплохо знаю Париж, но оказалось, что пассажи я не знаю совершенно! Это какой-то особый мир со своими законами и образом жизни. Лишь чуть-чуть приоткрыл его для себя. Хочу поделиться тем, что увидел.
В понимании россиянина, "пассаж" это обычно крытая торговая улица. Парижские пассажи не такие, точнее, не совсем такие. Прежде всего, не все они называются пассажами. Многие из них называются "галереями". Галереи точно все крытые. Но не все, что покрыты крышей, – галереи, некоторые все же называются пассажами. Системы я так и не понял, если кто знает – подскажите, пожалуйста. А вот все то, что без крыши, но непроезжее и с арками в начале и в конце — это уже точно не галерея, а пассаж. При этом торговля в парижском пассаже-галерее вовсе не обязательна, она может, как присутствовать, так и отсутствовать. Но зато каждый пассаж имеет свое имя, которое обычно крупными буквами указано над его входом.
Пассажи стали возникать в Париже в конце 18-го – начале 19-го века. Иногда как крытые улицы, иногда – как объединенные и спрямленные проходные дворы. Город тех времен был еще недалек от средневековья: грязен, без канализации и мостовых на улицах. Пассажи появлялись как места для "чистой" публики, которая может позволить себе как отдохнуть, так и что-то купить. Не случайно, многие пассажи соседствуют с театрами, которые имеют в них прямой выход, чтобы до-, после- а то и во время спектакля зрители могли оставить свои деньги в кафе и магазинах пассажа. По словам путеводителя того времени, «эти пассажи, новейшее изобретение индустриального комфорта, представляют собой находящиеся под стеклянной крышей облицованные мрамором проходы через целые группы домов, владельцы которых объединились для такого предприятия. По обе стороны этих проходов, свет в которые падает сверху, расположены шикарнейшие магазины, так что подобный пассаж — город, даже целый мир, в миниатюре». Кто-то проводил в пассажах время, а кто-то и жизнь. Здесь фланировали, работали и обитали: если первые этажи были заняты магазинами, то на вторых и третьих располагались жилые помещения. Да и сейчас еще располагаются, выходя своими окнами на торговую зону.
Большинство пассажей сконцентрировано на правом берегу Сены, к северу — северу-востоку от Лувра, в районах примыкающих к Большим бульварам. Я приведу несколько карт, для тех, кто захочет сам пройтись и поглядеть на эти парижские достопримечательности. Места, в которых сделаны фотографии, отмечены на картах красными кружками с цифрами. Эти же цифры в скобках я даю рядом со снимками. Конечно, привязка довольно условная +/- 30-50 метров, но кто захочет – разберется.
Раз уж я показал вход в пассаж Шуазель, заглянем в него. Ближняя часть пассажа тесно связана с историей французской литературы, здесь располагался книжный магазин издателя Леметра, где собирались поэты-парнасцы, Леметр же был первым издателем Верлена. Недалеко от входа находится в театр "Буфф", где жил и блистал своими опереттами Жак Оффенбах.
Ну а дальше пассаж становится вполне традиционной торговой галерей состоящей из лавочек-бутиков-магазинчиков разного калибра. В меру беспорядочной, в меру грязноватый…
В этом пассаже провел многие годы писатель Луи Селин, чей во многом автобиографический роман "Смерть в кредит" (1936) оказал большое влияние на французскую молодежь. Роман представил колоритную картину жизни и нравов парижского дна, которая разворачивалась здесь же – в пассаже Шуазель. И если, проходя по пассажу, поднять голову, кто знает, не увидим ли мы кого-то из героев романа…
Продолжим прогулку через два маленьких пассажика, примыкающих к противоположным концам улицы Божоле (rue de Beaujolais). Оба начинаются (или заканчиваются?) лестницами, поскольку уровень улиц, куда выходят пассажи, выше, чем уровень улицы Божоле.
Кстати, чуть не первое, что меня поразило в парижских пассажах – это разъезжающие по ним велосипедисты. Совершенно такого не ожидал, и даже немного обиделся в душе за пешеходов. Потом понял – по пассажам ездить гораздо безопаснее, чем по улицам, здесь ведь нет того потока машин, а с пешеходами велосипедисты сосуществуют вполне мирно.
В Пассаже двух павильонов имеется примечательная лестница, которую, правда, можно обозреть только через закрывающую ее решетку. Интересно, как попадают сюда жители, после того как входы в пассаж запирают на ночь?
На другой стороне улицы Пти-Шан, куда приводит Пассаж двух павильонов, находится вход в одну из самых величественных парижских галерей — галерею Кольбер (Galerie Colbert). Открытая в тот же 1826 год, что и находящаяся в буквально в 50 метрах галерея Вивьен, галерея Кольбер не завоевала, однако, такой популярности как ее соседка, поскольку ее магазины оказались с самого начала слишком дорогими. Нынче магазинов здесь нет совсем, а весь пассаж, за исключением брассерии "Le Grand Colbert", принадлежит Национальной библиотеке, для которой галерея служит парадным входом.
В Пассаже двух павильонов имеется примечательная лестница, которую, правда, можно обозреть только через закрывающую ее решетку. Интересно, как попадают сюда жители, после того как входы в пассаж запирают на ночь?
На другой стороне улицы Пти-Шан, куда приводит Пассаж двух павильонов, находится вход в одну из самых величественных парижских галерей — галерею Кольбер (Galerie Colbert). Открытая в тот же 1826 год, что и находящаяся в буквально в 50 метрах галерея Вивьен, галерея Кольбер не завоевала, однако, такой популярности как ее соседка, поскольку ее магазины оказались с самого начала слишком дорогими. Нынче магазинов здесь нет совсем, а весь пассаж, за исключением брассерии "Le Grand Colbert", принадлежит Национальной библиотеке, для которой галерея служит парадным входом.
Галерея Вивьен (Galerie Vivienne) не так академична, но ничуть не менее красива, чем галерея Кольбер. Она вся выдержана в неоклассическом стиле, на полу ее изящные мозаики. Здесь много интересных магазинов, ресторан, бутики известных кутюрье.
Но самым удивительным моим открытием в галерее Вивьен стала лестница дома под номером 13. Обычно парижские парадные закрыты и на лестницу так просто не попасть. Здесь же обнаружилась открытая дверь, без всяких вывесок, но и без запрещений. Я, как человек любопытный, конечно сунул туда свой нос. И не зря! Лестница эта так меня захватила, что я не удержался и сделал из двух ее ракурсов вот такой коллаж.
Автор и фото: Николай Горский
Статья
Фотографии 14
Комментарии