Гранд Опера Гарнье
Париж — Гранд Опера с фото и картой
5 января 1875 года, когда не было уже ни Османна, ни императора Наполеона III, когда пожар Коммуны 1870 года спалил почти весь Париж, через пятнадцать лет после начала работ, президент Французской республики МакМаон и архитектор Гарнье торжественно открыли самый большой в Европе театр. Отныне название Парижская Опера ассоциируется только с этим зданием...
Статья
Фотографии 14
Карта
Справка
Комментарии
Оперное искусство во Франции зародилось в самом начале XVII века. Некоторые исследователи даже определились с более точной датой – 1600 год. Именно в этом году итальянский композитор Якопо Пери написал «Эвридику» — оперу, которая должна была звучать во время торжеств, посвященных бракосочетанию Марии Медичи и короля Франции Генриха IV. Пиком развития оперы считается эпоха правления Людовика XIV.
В истории оперного Парижа произошло немало событий, прежде чем Гранд Опера увидела свет. Король безумно любил музыку, хорошо танцевал и даже принимал участие в театральных постановках. В Версале музыка практически никогда не стихала. Без музыкального сопровождения не проходило ни одно королевское застолье, и даже опочивать монарх отправлялся под звуки своих любимых мелодий. Концерты также были частым явлением при дворе: в месяц их проводилось не менее двух десятков. Король покровительствовал музыкантам и был известным меценатом. С основанием в 1669 году королевской академии музыки толчок к развитию получили опера и балет. В Версале был создан первый театр, в котором проходили только балетные и оперные представления. Власть и опера были одним целым, музыканты не только принимали участие в королевских спектаклях, но и становились свидетелями и участниками придворных интриг. Важные политические вопросы решались в театральных ложах.
Опера Гарнье. Вид ночью
Посмотреть другие фото к статье »
Первые оперные постановки в Париже проходили в разнообразных помещениях, в основном это были залы, использовавшиеся раньше для игры в мяч. Благодаря ходатайствам придворного композитора Люлли место труппы Мольера, который только отошел на тот свет, в театре Королевского дворца заняла Опера. Случившийся в 1763 году пожар вынудил музыкантов сменить зал. Позже залы менялись еще несколько раз, и каждый переезд был спровоцирован опять же пожаром.
В 1793 году Опера переехала в свой первый настоящий театр – зал Лувуа. В полнее возможно, что и сегодня это здание оставалось домом парижской Оперы, если бы не ужасное происшествие, случившееся тут в феврале 1820 года. В тот злосчастный день здесь ждали высокого гостя – брата Людовика XVIII герцога Беррийского. Но посмотреть представление тому не удалось, на ступенях театра на герцога напал некий Лувель, одержимый навязчивой идеей – убить всех Бурбонов. Преступник, вооруженный шилом, нанес брату короля несколько ранений, которые оказались смертельными. Монарх был так взбешен, что приказал снести здание, и на его месте поставить памятник. В наши дни там, где раньше стоял зал Лувуа, плещется фонтан.
Парижская Opera Garnier, фасад
Посмотреть другие фото к статье »
Пришлось труппе в очередной раз переезжать. Новым оплотом Оперы стал зал Пелетье, который построили из камней разобранного Лувуа. И вновь возле театра разыгралась трагедия. Теперь здесь была взорвана бомба, не обошлось без жертв – 8 человек погибли. Как оказалось, этот теракт был совершен итальянскими карбонариями, планировавшими убить Наполеона III. Однако покушение провалилось – император в тот день на спектакль почему-то не поехал. Правда, театр на этот раз сносить не стали, но был объявлен конкурс на проект нового здания для Гранд Оперы в Париже.
Просуществовав около двухсот лет, Парижская Опера меняла залы двенадцать раз. Но ни один из них не отражал тот высокий статус, который имела Опера в общественной, культурной и политической жизни Франции. В 1852 г. новый император Наполеон третий решил кардинальным образом изменить облик столицы. Курировать этот проект стал барон Османн, человек, который был абсолютно равнодушен к историческому и культурному наследию Парижа и заботился лишь об экономической стороне вопроса.
Opera Garnier — общий вид фойе
Посмотреть другие фото к статье »
Наполеон III выбрал барона только потому, что тот стал первым, кто вознес ему хвалу, воскликнув: «Слава императору!» Османн был сторонником радикальных мер: чтобы проложить новые бульвары, он уничтожил немало архитектурных памятников и даже целых кварталов, хранивших вековую историю французской столицы. Он даже планировал построить метро, правда, в силу определенных причин от этой задумки пришлось отказаться. Было много недовольных. Однако, годы, прошедшие со времен Османна, показали, что столь глобальные перемены не были такими уж плохими. Ведь в наши дни красота Парижа, его неповторимый стиль привлекают миллионы туристов. А их восторженные возгласы – заслуга барона, под началом которого работали самые талантливые архитекторы, художники и скульпторы.
На конкурс по созданию нового оперного театра был прислан 171 проект. Среди них были работы многих знаменитых архитеторов, но комиссия выбрала малоизвестного молодого человека Шарля Гарнье. Его победа хоть и была неожиданна, но зато легко объяснима. Дело в том, что Гранье в своем проекте отразил главные предпочтения той эпохи, ведь тогда французы считали: чем роскошнее, тем лучше.
Парижская Опера
Посмотреть другие фото к статье »
Салоны той поры были увешаны различными зеркалами и золотыми рамами, и все это на фоне разноцветных бархатных обивок. В зажиточных домах наблюдалась настоящая мешанина стилей. Гостиная могла быть отделана в стиле Людовика XV, спальня – в духе Людовика XVI, а столовая могла отражать все каноны эпохи Ренессанса. В общем, единство и чистота линий были явлениями крайне редкими. Позже у этого эстетического хаоса даже появилось название – стиль Второй Империи. Здание, предложенное Шарлем Гранье, полностью соответствовало этому стилю.
Торжественное открытие самого большого театра в Европе состоялось 5 января 1875 года, спустя 15 лет после начала строительства. Ни барон Османн, ни император Наполеон III до этой даты не дожили, зато на открытии присутствовал Шарль Гранье и французский президент МакМаон. С тех пор это здание называется Парижской Оперой.
Зал Парижской Оперы, ложи
Посмотреть другие фото к статье »
Театр потрясает своей претенциозностью и помпезностью. Складывается впечатление, что при его строительстве были использованы все известные на тот момент архитектурные приемы. Среди элементов отделки можно заметить мотивы, позаимствованные из старого Лувра и древнегреческих храмов. Аттик, венчающий здание, украшен двумя массивными скульптурными композициями, которые символизируют Гармонию и Поэзию.
Но архитектурная мысль Гранье идет и дальше: на куполе театра он устанавливает скульптуры Пегаса и Аполлона. Эта задумка архитектора впоследствии высмеивалась недоброжелателями, будто он «перепутал театр с ипподромом». Внутри практически невозможно найти свободное пространство – повсюду развешены разнообразные барельефы, в стенных нишах установлены бюсты знаменитых композиторов.
Внутри зала. Потолок и люстра
Посмотреть другие фото к статье »
Внутренне убранство также чересчур вычурно, тут доминируют красные и золотые тона. Основное внимание во внутренней архитектуре сконцентрировано не на сцене, а на огромном фойе и парадной лестнице. В убранстве интерьеров широко использован стиль рококо. Несмотря на то, что отдельные элементы и приемы далеко не всегда сочетаются друг с другом, в целом здание выглядит вполне гармонично и монументально.
Автор Андрей Гецевич
Статья
Фотографии 14
Карта
Справка
Комментарии