Париж — Франция — Центр современного искусства Жоржа Помпиду с картой
Когда в старинном парижском квартале Бобур был открыт для широкой публики грандиозных размеров культурный центр, недоумевающих было более чем достаточно. Многие парижане первое время никак не могли привыкнуть к этому странному сооружению, особенно с учетом того, что задумано оно было как вместилище самых выдающихся произведений из всех областей искусства. Прошло совсем немного времени, и центр Помпиду, который иначе еще называют просто «Бобур», стал буквально заложником собственной популярности.
Центр Помпиду в Париже – грандиозный музей современной культуры, расположенный в одном из самых старых кварталов французской столицы – районе Бобур. Его открытие стало значимым общественным событием, неоднозначная архитектура здания центра, в котором представлены самые выдающиеся произведения практически всех областей искусства, долгое время удивляла как многочисленных туристов, так и самих парижан. Спустя некоторое время центр Помпиду, который называют также «Бобур», побил все рекорды посещаемости. Размеры здания просто не позволяли принять всех посетителей, и это несмотря на немаленькую цену билетов. По популярности с музеем мог сравниться, пожалуй, только главный символ Парижа – Эйфелева Башня.
При проектировании здания, которое изначально планировали построить в стиле хай-тек, главной целью было обеспечить его максимальную функциональность. Чтобы освободить внутренние площади, отводимые под выставочные залы, архитекторы приняли смелое решение вынести все коммуникационные узлы на фасад. Так что имейте в виду, что хаотичное нагромождение разноцветных труб – это не просто эксцентричная задумка дизайнеров, а рабочие системы жизнеобеспечения музея. Трубы синего цвета содержат в себе воздуховоды, зеленого – систему водоснабжения, в желтые трубы зашиты электрические кабели, в красные – лифтовые механизмы, а также системы противопожарной безопасности и сигнализация.
Центр Помпиду состоит из двух больших подразделений – Отдела развития культуры и Музея современного искусства. Задача последнего – демонстрировать общественности избранные произведения искусства различных эпох, хотя акцент делается, конечно, на современном периоде. Затрагивается огромный диапазон областей – от живописи и скульптуры до фотографии и видео.
Отдел развития скульптуры представляет всем желающим огромный спектр возможностей. Его бесплатная библиотека может одновременно принять 2 тысячи посетителей. Книжный фонд насчитывает более 350 тысяч разнообразных печатных изданий, среди которых 150 тысяч книг и справочных материалов, около 500 наименований периодики. Библиотека оборудована специальными аудиториями, которые могут использовать люди, имеющие проблемы со зрением.
Существует также отдел, специализирующийся на информационной технике. Тут установлено более 700 мультимедийных экранов, 40 компьютеров с выходом во всемирную паутину, 70 принтеров. Вся информация, хранящаяся на серверах Центра, находится в общем доступе. Большую часть библиотечного фонда можно скачать в цифровом формате, плюс некоторые редкие издания существуют только в электронном виде. В лингафонном кабинете благодаря новейшим информационным системам можно самостоятельно изучать многие иностранные языки.
Есть здесь и видеозал, вмещающий 100 зрителей, где демонстрируются документальные фильмы, коих в коллекции насчитывается более 2 тысяч. Кроме того, тут хранится около 10 тысяч уникальных CD-записей.
Одним из подразделений Центра является Научно-исследовательский институт современной музыки, функционирующий на некоммерческой основе. Каждый год обучаться всем премудростям музыкальной науки сюда приезжают подающие надежду молодые музыканты и исследователи со всего света. Расположен НИИ в филиале Центра на площади Игоря Стравинского, неподалеку от основного здания.
Основателем и вдохновителем этого грандиозного проекта был тогдашний французский президент Жорж Помпиду. Наверняка он и не предполагал, что его детище станет настолько популярным, но сейчас на фоне такого блестящего успеха, очевидно, что задумка оправдала себя на все сто процентов. Ведь сегодня Центр – это символ современной массовой культуры, и за все время существования он не потерял своей актуальности.
Комиссию, которая занималась отбором проектов здания будущего музея, буквально завалили предложениями, среди которых были примеры удивительных сооружений, демонстрирующих «авангардный» полет архитектурной мысли. Всего была представлена 681 работа от ведущих архитекторов из 49 стран. Жюри, возглавлял которое известный французский архитектор Ж.Прувэ, предстояло сделать сложный выбор. После продолжительного, досконального изучения всех проектов был объявлен победитель. Вернее даже победители, так как в лидерах оказалась группа архитекторов, состоящая из двух итальянцев – Р.Пьяно и Д.Франчини и англичанина Р.Роджерса. Именно в их работе наиболее точно были соблюдены выдвигаемые комиссией требования, основывались которые на так называемой «пространственной диаграмме». В 1971 году французское Министерство культуры создало специальную компанию, названную «Общественной Строительной Организацией по строительству Центра в Бобуре». Эта контора должна была заниматься всеми аспектами строительства и обустройства здания Центра.
Само строительство было начато весной 1972 года, и уже через два года начался монтаж крыши. Тогда же были созданы все подразделения, входившие в проект. В последний день января 1977 года состоялось торжественное открытие Центра национальной культуры и искусства имени Жоржа Помпиду. На церемонии присутствовало множество высокопоставленных гостей, включая президента Франции Валери Жискар д’Эстена. Спустя два дня музей распахнул свои двери для всех желающих, а их было весьма много. Цифры говорят сами за себя: за 20 лет в стенах Центра побывало более 160 миллионов посетителей.
Здание состоит из двух частей. Первая имеет три этажа, это административный комплекс с офисными и техническими помещениями. Вторая часть – это семиэтажное сооружение, гремучая смесь стекла и металла с террасой и мезонином. Именно тут бурлит раскаленный котел современной культурной жизни. Основным замыслом Жоржа Помпиду было сделать Центр, в котором демонстрировались достижения всех без исключения видов искусства – живописи, скульптуры, музыки, литературы, кино, видео. Объединить это все в одном здании – задача не из простых, но архитекторы, взяв на вооружение принцип «изменчивости пространства», блестяще с ней справились. Так что выставочные площади легко трансформируются под любую область искусства.
Одной из достопримечательностей музея является знаменитый наружный эскалатор, который так не любят ненавистники современного искусства. Обязательно поднимитесь по нему, правда сегодня за эту поездку придется заплатить, раньше же у туристов была возможность прокатиться на нем бесплатно. Однако жалеть денег на это мероприятие не стоит. Не пожалеете – это точно, скорее всего, Центр Помпиду вас так затянет в свой красочный и необычный мир, что вы и не заметите, как пролетят часы. Неслучайно ценители искусства со всего мира специально приезжают в Париж, чтобы увидеть уникальную коллекцию музея.
Одна из особенностей Центра Помпиду состоит в том, что он призван, скорее, производить культуру, чем просто демонстрировать ее. У здания музея отсутствует монументальный вход, что было немыслимо в то время. Зато напротив расположена огромная пешеходная площадь, пропитанная классическим парижским духом – здесь туристов развлекают мимы, жонглеры, музыканты, клоуны. В этом то и заключается замысел архитекторов – музейное искусство и уличное тут не имеет четких границ, они перетекают друг в друга, объединяются, формируя неповторимый культурный синтез современности. Еще один способ прочувствовать бобуровскую жизнь – посетить расположенную на площади кофейню Beaubourg, спроектированную известным архитектором К. де Портзампарком.
Уже более 30 лет прошло после открытия. И это были годы постоянного совершенствования – если первоначально здание с его странными и непонятными формами, напоминающими цеха какого-то футуристического завода, не внушало особого доверия, то теперь – это настоящая Мекка для туристов. Центр Помпиду обзавелся несколькими филиалами в различных уголках мира. В 2008 г. состоялось открытие подразделения в Саудовской Аравии, ведутся переговоры об открытии Центра в Шанхае. В планах организация музеев современного искусства в Индии и на Африканском континенте. Открытие последнего филиала состоялось в мае 2010 года во французском городе Мец. Непосредственное участие в осуществлении этого проекта принял президент Н.Саркози.
Центр Помпиду находится на одноименной площади в Париже: Place Georges-Pompidou. Местоположение на карте смотрите на вкладке Карты.
Веб Сайт Центра Помпиду www.centrepompidou.fr
Автор Андрей Гецевич