Милан — Замок Сфорцеско с фото и картой
Замок Сфорцеско – величественный архитектурный шедевр, расположенный в самом центре Милана. За долгие века своего существования он успел побыть военной крепостью, герцогской резиденцией и музеем. Возведен замок был в 1368 г. при Галеаццо II Висконти.
Золотым временем для Милана была вторая половина XIV века, когда у власти находился Джан Галеаццо Висконти. Миланцы взяли под свой контроль практически всю территорию Ломбардии, расширили границы своего влияния до Венеции и Тосканы. Висконти планировал напасть на Флоренцию, однако его планам не суждено было осуществиться – герцог скоропостижно скончался. Наследник усопшего, его сын Филиппо, не смог удержать в узде присоединенные земли – многие из подконтрольных городов сумели дать отпор оккупантам.
Филиппо не имел сыновей, только одну дочь, которая стала супругой Франческо Сфорца – влиятельного миланского военачальника. После смерти герцога было решено ввести республиканский строй, однако спустя три года в городе произошел мятеж, в результате которого к власти пришел Сфорца. С той поры власть в герцогстве стала принадлежать новой династии.
Самопровозглашенный наследник трона на правах хозяина обосновался в замке, получившем впоследствии его имя. Крепость нового герцога должна была представлять грозное и мощное фортификационное сооружение, символизирующее непоколебимое могущество Милана.
Сфорца принял решение провести реконструкцию замка, принадлежащего его предшественникам. Первым делом были сооружены массивные стены, на четырех углах которых построили оборонительные башни. В середине XV века к стене, обращенной в сторону города, пристроили еще одна башня, автором ее стал архитектор Филарете. Правда, в XVI веке она была уничтожена, восстановлением начали заниматься лишь в конце позапрошлого столетия.
В 1455 году замок обзавелся двумя башнями цилиндрической формы. Галеаццо Мария, преемник Франческо, занялся обустройством внутренних территорий, наняв для этих целей архитектора Б.Феррини. Примерно в это же время была начато оформление внутренних покоев, выделяющихся своей пышностью и роскошью. Не забывали владельцы и об оборонительной способности своей цитадели: новая башня была построена наследниками Галеаццо Марии, и была названа в честь усопшего герцога.
В конце XV столетия хозяином замка стал Людовик Моро. Он славился своей любовью к искусству и наукам, был известным меценатом. При нем Сфорцеско стал богатейшим итальянским культурным и политическим центром. Доподлинно известно, что герцог долгое время был покровителем Леонардо да Винчи. Неслучайно мастер получил несколько заказов, связанных с оформлением замка. Правда, сегодня здесь осталось лишь одно творение Леонардо – это Зала делле Ассе. Другой выдающийся итальянский мастер, Донато Браманте, занимался обустройством внутренней территорией.
Шли десятилетия, менялась расстановка политических сил и постепенно величие Милана сходило на нет. В 1494 году начались Итальянские войны, французский монарх решил захватить герцогство, и Моро пришлось бежать. Однако долго скрываться герцогу не удалось, вскоре он был схвачен и стал узником замка Лош, где в 1508 году скончался.
С тех пор, как Милан стал французской провинцией, Сфорцеско перестал быть оплотом роскоши и шика и превратился в обычное фортификационное сооружение: возводится ряд новых укреплений, интерьеры, имеющие искусную высокохудожественную отделку, отныне используются для размещения личного состава и в качестве военных складов.
В течение двух последующих столетий в замке произошла масса знаковых событий. К концу XVIII века сооружение имело жалкий вид – стены в отдельных местах начали разрушаться, и было непонятно, что же дальше будет с замком. Вторую жизнь Сфорцеско обрел при Наполеоне. Было представлено огромное количество проектов перепланировки кварталов города. Некоторые из них предусматривали снос замка, однако цитадель в конечном итоге решили оставить на своем месте.
Тем не менее еще целых сто лет замком никто не занимался – конструкция все больше и больше ветшала. Только в начале прошлого века муниципалитет выделил средства на реставрацию исторического памятника, возглавил работы архитектор Л.Белтрами. Обновленный Сфорцеско стал крупным центром культуры и искусства, настоящей гордостью Милана.
В архитектуре сооружения угадываются как элементы романского стиля, заложенные при первоначальном строительстве, так и мотивы эпохи Ренессанса, которые были привнесены при реконструкции. Главный внутренний двор имеет довольно крупный размер, из него можно попасть во внутренние дворики поменьше: Герцогский и Рочетта. Последний открывает дорогу во внутренние помещения, где расположена музейная экспозиция, демонстрирующая экспонаты античного искусства. Герцогский дворик ведет в залы, где выставлены разнообразные скульптуры, образцы изобразительного искусства, музыкальные инструменты и оружие.
Жемчужиной коллекции замка Сфорцеско является "Пиета Ронданини" – знаменитая скульптура Микеланджело Буонаротти. Она стала последним произведением великого итальянца, поэтому завершить ее мастер не успел. Как раз своей незавершенностью, ставшей символом борьбы с неизбежностью, скульптура привлекает внимание тысяч туристов.
Автор Андрей Гецевич