Ошеломляющий Дуомо

Милан — Кафедральный собор Дуомо с фото и картой

Европа » Милан
 25.06.2007

В плане застройки Милана, как и в плане застройки Москвы, использован радиально-кольцевой принцип: от центра к окраинам расходятся улицы, которые на своем пути пересекают бывшие границы города, обозначенные некогда крепостными стенами. В центре подобных городов как правило расположена площадь с Самым Главным Зданием на ней. В Милане роль подобного сооружения играет Дуомо (Duomo) – церковь, являющаяся вторым по величине христианским собором (а также крупнейшим в мире готическим храмом).

Статья Фотографии 10 Видео Карта Комментарии

На Соборной площади Милана сходятся все самые важные магистрали города. А буквально в нескольких шагах отсюда находится все основные атрибуты центра крупного мегаполиса – городская мэрия, знаменитый театр Ла Скала, огромный кинотеатр и знаменитый торговый центр La Rinascente.

Свой нынешний облик площадь Дуомо обрела не так уж давно: в 1865 г. она была полностью перестроена, автором проекта реконструкции стал архитектор Д.Менгони. Здание собора занимает западный край площади. В любое время года Дуомо впечатляет своей возвышенной торжественностью, но осенью вид храма поражает более всего, когда прохладным утром всю площадь обволакивает знаменитый миланский туман, а из этого молока выглядывают только шпили величественного сооружения. В эти мгновения время как будто останавливается: не слышно шума крыльев непоседливых голубей, не видно торговцев и туристов, в густом тумане тонут очертания всех близлежащих предметов. Вы на некоторое время выпадаете из реальности, трепетно благоговея перед величием этого прекрасного архитектурного шедевра.

Но вскоре восходящее солнце быстро рассеивает туман, и вы в деталях сможете рассмотреть площадь, имеющую абсолютно правильную форму. В западной ее части расположен собор Дуомо, с правой стороны – Южный дворец, с левой – Северный дворец с его знаменитой Галерей Витторио Эмануэле II. Минуя галерею, вы попадете на площадь Ла Скала, где находится одноименный оперный театр. А если повернуть направо, можно выйти к двум Малым дворцам, которые были построены в 1939 г. с обеих сторон ул. Маркони, выходящей на Соборную площадь.


Фото достопримечательностей Милана: Памятник королю Витторио-Эмануилу II на площади Дуомо
Памятник королю Витторио-Эмануилу II на площади Дуомо Посмотреть другие фото к статье »

Центр площади украшает памятник королю Витторио-Эмануэле II, великому объединителю Италии, чье имя получил проспект и галерея. Статуя была отлита в 1896 г. скульптором Э.Роза, и примечательна она не столько вычурными барельефами, которые изображают триумфальное освобождение Милана пьемонтцами и французами от ненавистных австрийцев, сколько поразительной чистотой. Многочисленные голуби изрядно портят жизнь городским коммунальным службам, покрывая практически сплошным слоем и собор, и всю площадь, но, как ни странно, ни король, ни его конь никогда не становятся предметом посягательства надоедливых птиц. Как оказалось, дело не в искреннем уважении пернатых к национальному герою, просто через статую пропущен электрический ток небольшой силы, он то и отпугивает голубей.

Миланский кафедральный собор так и провоцирует, чтобы его одаривали разнообразными эпитетами: ошеломляющий, грандиозный, великолепный… Не менее впечатляющим выглядит и срок, который потребовался для возведения столь прекрасного храма. А строили Дуомо на протяжении шести столетий. Началось все весной 1386 г., когда архиепископ ди Салуццо заложил первый камень. Для строительства использовался не красный обожженный кирпич, который традиционно применялся в Милане, а дорогой кандолийский мрамор. Карьеры по добыче этого ценного материала находились у озера Лаго-Маджоре, для доставки его на стройплощадку были прорыты специальные каналы. Владельцем карьеров был герцог Джан-Галеаццо Висконти, который ради такого благого дела решил предоставить мрамор бесплатно, как следствие, строительные рабочие также получили предложение отказаться от гонорара. Грузы, предназначавшиеся для храма, маркировались отметкой "A.U.F." , расшифровывалась аббревиатура как "ad usum fabricae" — "для строительства", благодаря этим трем буквам товары освобождались от любых пошлин. С той поры в Миланском лексиконе появилась фраза "a ufo", обозначающая что-либо бесплатное.


Фото достопримечательностей Милана: Дуомо — крупнейший в мире готический храм. Вид с соборной площади
Дуомо — крупнейший в мире готический храм. Вид с соборной площади Посмотреть другие фото к статье »

На месте храма некогда находилось святилище Кельтов, позже римский храм Миневры, затем собор Санта-Текла, существовавший с IV по VI века. Предшественницей Дуомо была церковь Санта-Мария-Маджоре, возведенная в VII веке и разрушенная при расчистке места для постройки собора.

Готический стиль, в котором решили строить собор, ранее в Италии нигде не встречался. Поэтому многие специалисты были приглашены из Германии и Франции, где готическая традиция к тому времени уже плотно укоренилась. Тем не менее, автором первоначального проекта стал итальянский архитектор Симоне де Орсениго. Почти все последующее столетие главные архитекторы постоянно сменялись – проект возглавляли то итальянцы, то немцы. В 1470 г. строительство возглавил Дж. Солари. Помогали ему Леонардо и Браманте, которые посоветовали внести в готический стиль некоторые ренессансные детали, призванные осовременить архитектурный вид здания. Так появился купол, имеющий в своем основании восьмигранник. В 1417 г. алтарь строящегося храма был освящен папой римским Мартином V. Торжественное открытие Дуомо состоялось в 1572 г., на нем присутствовал св. Карл Борромеи, активно участвовавший в строительных работах, так, архитектор П.Пеллегрини, проектировавший хоры и полы собора, был его ставленником.


Фото достопримечательностей Милана: Вид на собор со смотровой площадки Дуомо
Вид на собор со смотровой площадки Дуомо Посмотреть другие фото к статье »

Шпиль Дуомо имеет высоту 104 метра, венчает его бронзовая позолоченная статуя Мадонны. Шпиль был установлен в 1769 г., тогда же городские власти издали указ, согласно которому фигура святой покровительницы Милана не может быть заслонена никаким другим зданием. Хотя с течением времени прогресс в области градостроительства взял свое и появился «нарушитель» старинного декрета – это небоскреб "Пирелли", владельцев которого обязали установить на крыше точную копию статуи Мадонны.
Фасад храма, как это часто случалось с готическими церквями, достраивали в последнюю очередь. Работа по его отделке активизировалась только при Наполеоне, который желал получить регалии короля Италии именно в Дуомо. Однако работы над собором продолжались и после коронации: полтора столетия заняло обустройство внутренних помещений, создававшихся по проектам XV в.

Миланский кафедральный собор, подобно большинству готических храмов, украшен огромным количеством скульптурных композиций. Среди прочих скульптур можно выделить две женские фигуры, установленные на центральном балконе фасада – говорят, что именно в них искал вдохновение автор знаменитой статуи Свободы О.Бартольди. Если внимательно изучить эту скульптурную группу, то можно заметить очевидное сходство – стоит только передать факел из рук левой фигуры правой, голову которой венчает лучистая корона, и получим уменьшенную копию главного символа Нью-Йорка.


Фото достопримечательностей Милана: Скульптуры внутри Миланского Дуомо
Скульптуры внутри Миланского Дуомо Посмотреть другие фото к статье »

Одной из самых примечательных статуй, украшающих Дуомо, является скульптура, изображающая св. Варфоломея. Палачи во время казни заживо содрали со святого кожу, скульптор М. д`Аграте запечатлел его как раз в таком виде. Еще тут расположена могила Джан-Джакомо Медичи, автором надгробия которой многие годы считался Микеланджело, и только спустя десятилетия выяснилось, что на самом деле его сделал Л.Леони. Джан-Джакомо, являющийся дальним родственником знаменитого флорентийского рода Медичей, в свое время терроризировал земли в окрестностях Комо, затем пошел на службу к Карлу V и получил титул маркиза. Судьба, кстати, оказалась к нему крайне благосклонна: дело в том, что в конце XVI столетия по распоряжению св. Карла Борромеи из собора были вынесены практически все захоронения, остались в Дуомо только мощи святых. Место надгробий заняли резной цикл, изображающий деяния св. Амвросия, огромный канделябр высотой пять метров, сделанный из бронзы с позолотой, два органа, количество трубок в которых превышает 13 тысяч, и, кончено же, великолепные витражи. Среди них есть и очень старые, и сравнительно новые: первый витраж был передан собору Нотариальной Коллегией в 1473 г., последний, повествующий о житие архиепископов Феррари и Шустера, в 1988 г. подарили прихожане.

В Дуомо хранится очень важная христианская святыня – один из трех гвоздей, которыми по преданию был приколочен к кресту Иисус. Легенда гласит, что гвозди были найдены св. Еленой, позже подарившей их императору Константину. Первый поглотила морская стихия, когда его бросили в воду для усмирения шторма, второй находится в монастыре в Монце неподалеку от Милана, а на последнем держалась подкова коня, принадлежащего Константину. Этот третий гвоздь вскоре был потерян, спустя некоторое время св. Амвросий случайно обнаружил его в какой-то кузнице, владелец которой отдал ничем не примечательный кусок железа за очень небольшую сумму. Святой поместил драгоценное приобретение в специальную дарохранительницу, где гвоздь хранится и поныне, скрытый от посторонних глаз. Ежегодно его выставляют на всеобщее обозрение на два дня.

В Королевском дворце расположен музей Дуомо, в котором выставлены ценные экспонаты из хранилищ собора. Тут же можно изучить многочисленные чертежи, эскизы, наброски, элементы отделки фасада и внутренних интерьеров. При возможности обязательно поднимитесь на крышу храма, где вы сможете не только в деталях рассмотреть прекрасные скульптуры, но и насладиться великолепным видом Милана.

Автор Андрей Гецевич



Статья Фотографии 10 Видео Карта Комментарии
Рекомендуем почитать