Кельн — Германия — кафедральный собор и карта
Рассматривая фасад архитектурного шедевра, поражаешься мастерству средневековых зодчих, сумевших гармонично совместить бесчисленное количество опорных пилястров и, словно невесомых, сквозных решеток, легких галерей и аркбутанов, фиалов и ажурных стрельчатых арок. Фасад Кельнского собора богато украшен уникальными скульптурами и декоративной резьбой, каждый ярус собора выглядит по-своему и при этом не вступает в противоречие с остальными. Чтобы прочувствовать величие и монументальность Собора Святых Петра и Марии, нужно войти внутрь храма и увидеть основной зал сакрального сооружения, окруженный многочисленными капеллами и часовнями, а 44-метровые колонны поддерживают звездчатые своды. Создается впечатление, что не только молится, но и мысли посетителей собора устремляются в небо, к Богу. Такое ощущение возникает не только благодаря грандиозности и высоте постройки, но и с помощью проекта здания – каждый неф уже предыдущего, средний неф в несколько раз выше боковых, выполняется игра света при помощи перепада высот, даже хор и нефы расположены на разных уровнях. Собор изнутри отделан рейнским камнем – им выложены свод, стены и даже потолок храма. Чтобы подняться на колокольни, расположенные в двух примыкающих по бокам башнях, нужно пройти по извилистым каменным винтовым лестницам, каждая из которых насчитывает 509 ступенек. А, используя колокольню как смотровую площадку, можно увидеть открывающуюся со стометровой высоты панораму города.
На колокольне Собора Святых Петра и Марии можно увидеть самый большой в мире действующий колокол, вес которого составляет 24 тонны, — этот колокол носит название «Петер». Этому грандиозному колоколу еще не исполнилось и ста лет – он украсил собор в 1923 году, а материалом для его изготовления являлись захваченные в 1871 пушки французов. В храме действует и средневековый колокол, отлитый в 1448 году, он занимает второе место по величине. Этот колокол до сих пор поражает чистотой звука, за которую он был назван «Претиоза» — латинское название переводится на русский язык как «Изысканная». Вес этого колокола составляет 11 тонн, и на момент отливки в середине XV столетия он являлся самым большим колоколом на территории Европы. Прогуливаясь по Кельну, колокольни храма можно увидеть не только из исторической части города – они видны даже с окраин немецкого города. А во время вечернего освещения, благодаря игре света, вид собора становится поистине завораживающим – древние камни здания словно излучают зеленоватый свет.
История основания Собора Святых Петра и Марии уходит своими корнями в седую старину – решение о строительстве величественного храма было принято еще в XIII столетии, а целью его строительства являлась замена старого храма IX столетия, сгоревшего во время охватившего город пожара. Проект храма изначально планировался такого огромного масштаба – жители и руководство Кельна желали построить в своем городе такой храм, который своим величием, высотой и красотой отделки мог бы затмить все другие европейские храмы, включая соборы Парижа. Проект Кельнского собора разрабатывался по примеру французского кафедрального собора во французском городе Амьене, но в план были добавлены и новые элементы. Архитектор Собора Святых Петра и Марии, Герхард фон Риле, стремился разработать такой проект храма, который будет отличаться от всех остальных немецких церквей и соборов.
Существовала и другая причина строительства Кельнского собора – религиозная. К этому времени Кельн,занял прочное место в христианском мире – в городе хранилась одна из самых ценных реликвий. Это были останки Святых волхвов из миланского монастыря, преподнесенные в дар военачальнику Райнальду фон Дасселю, оказывавшему значительную помощь при взятии Милана, от немецкого императора Фридриха Барбароссы. Святыня была ввезена в Кельн с большим триумфом в 1164 году, а для ее хранения было решено изготовить драгоценный саркофаг, работа по созданию которого велась долгие десять лет. Саркофаг был изготовлен из драгоценных металлов – золота и серебра, а сверху украшен сияющими драгоценными камнями. А Кельнский собор был построен для хранения этой святой реликвии, при этом величие храма должно было подчеркнуть упрочившееся место Кельна в католическом мире.
Первый камень Собора Святых Петра и Марии был заложен в 1248 году кельнским архиепископом Конрадом фон Хохштаден, и с этого момента начинаются длинная история строительства храма – во время его постройки поколения сменялись следующими поколениями, а собор строился в течение долгих столетий. Хотя хор Кельнского собора, который сам по себе является произведением искусства, был освещен еще в 1322 году, строительные работы еще не были завершены. К этому моменту была возведена часть портала, и часть здания была покрыта крышей, после чего в нем начали проводиться религиозные службы, но с 1450 дальнейшее строительство собора было остановлено, на тот момент высота Южной башни составляла 59 метров. Причин остановки строительства храма было много – к ним относятся многочисленные войны, эпидемии чумы и других смертоносных заболеваний, нехватка денежных средств на строительство. Но самой главной причиной стало изменение мировоззрение – средневековые взгляды уже давно стали прошлым, и цель строительства грандиозного храма стала выглядеть как-то неубедительно. И только в XIX столетии строительство Кельнского собора было решено продолжить, об этом позаботился прусский король Вильгельм IV, сам заложивший один из камней храма – это произошло 4 сентября 1842 года. Наконец, строительство грандиозного собора по первоначальному проекту было завершено, и в 1880 году для жителей Кельна был устроен праздник, связанный с окончанием строительных работ.
И сегодня посещающие Кельн туристы могут ощутить готический дух грандиозного храма – при строительстве, несмотря на прошедшие века, не было ни одного отступления от первоначального замысла архитектора, даже, спустя столетия, в XIX веке, Кельнский собор достаивали по средневековым чертежам, которые были найдены в Дармштадте в 1814 году. И только после полного окончания всех строительных работ началась внутренняя отделка интерьера этого шедевра сакральной архитектуры. Но возникли непредвиденные проблемы – в 1906 году рухнула одна из башен собора, которую впоследствии пришлось восстанавливать в первозданном виде, а затем, во время Второй Мировой войны, здание собора сильно пострадало, поэтому требовалась полная реставрация храма.
На сегодняшний день Собор Святых Петра и Марии в Кельне является не только храмом, в котором проводятся религиозные службы, но и одним из самых значимых музеем страны, в котором собрана богатейшая коллекция скульптур, редких картин и всевозможных драгоценностей, а оценить бесценные сокровища храма просто невозможно. Даже предметы интерьера – алтарь, фрески, средневековые скамьи храма и украшающие экстерьер храма скульптурные композиции являются памятниками историко-культурного наследия. Среди скульптур наиболее ценными считаются фигуры Иисуса Христа и Девы Марии, а также двенадцати апостолов. Вызывают интерес и витражи Кельнского собора, самыми старыми из которых являются Библейские окна, окна Королей, а также окна Святых волхвов, сохранившиеся в первозданном виде с 1280 года.
Древние капеллы украшают работа «Поклонение волхвов» Стефана Лохнера и редкое средневековое распятие Иисуса Христа, в одной из капелл покоится прах основателя храма Конрада фон Хохштадена. Самые ценные реликвии собора хранятся в сокровищнице, поэтому б туристы не смогут их увидеть, — это рака Святого Энгельберта, епископские жезлы и кресты различных исторических эпох, богатые дары, реликварии и другие ценности. В 1996 году Собор Святых Петра и Марии в Кельне был включен в список памятников историко-культурного наследия ЮНЕСКО, однако уже в 2004 году его признали объектом, находящимся под угрозой исчезновения.