Вилла д’Эсте в Тиволи — итальянский Петергоф
Вилла д’Эсте по праву стяжала славу не только самой главной достопримечательности древнего Тиволи, но и самого прекрасного архитектурного сооружения всей Италии. И все это великолепие естественно вписалось в поразительный по красоте ландшафтный комплекс, состоящий из очаровательного итальянского сада, более пяти сотен фонтанов, огромного числа водоемов, бассейнов, каскадов и гротов.
В 20 километрах к северо-востоку от Рима, на самом берегу реки Анио и прямо на живописных склонах Сабинских гор, поросших зелеными оливковыми рощами и виноградниками, расположился старинный итальянский город Тиволи. Историки предполагают, что он был заложен еще в XIII веке до нашей эры, как крупный узел и форпост, соединяющий все дороги, ведущие в Рим из восточной части империи.
Немного позже, привлеченные живописными видами, открывающимися с этих мест на Кампанью, а также поразительными по красоте водопадами, которыми так богата река Анио, представители римской знати старались обязательно построить в этих местах хотя бы одну из своих многочисленных вилл. С тех пор сам город, а также его окрестности стали настоящей сокровищницей образцов древнеримского зодчества. Правда, во время последней мировой войны авиация союзников своими ковровыми бомбардировками нанесла непоправимый вред региону, до неузнаваемости изменив его исторический вид.
Однако для потомков все же дошли некоторые яркие достопримечательности, которые до сих пор как магнитом тянут в эти места туристов со всего света. Одним из таких мест является знаменитая вилла д’Эсте, которая по праву стяжала славу не только самой главной достопримечательности древнего Тиволи, но и самого прекрасного архитектурного сооружения всей Италии.
При этом вилла гармонично сочетает в своем архитектурном величии образцы древнеримского зодчества с более поздними сооружениями, относящимися к эпохе Возрождения. И все это архитектурное великолепие естественно вписалось в поразительный по красоте ландшафтный комплекс, состоящий из очаровательного итальянского сада, более пяти сотен фонтанов, огромного числа водоемов, бассейнов, каскадов и гротов.
С момента своего создания, садовый комплекс виллы д’Эсте стал подлинным образцом тонкого вкуса, на который стали равняться ландшафтные дизайнеры, впоследствии пытающиеся создать подобное великолепие. Интересно, что при оформлении знаменитого Версальского парка и Петербургского Петергофа, специалисты изучали опыт создателей именно парка виллы д’Эсте.
Стоит ли говорить лишний раз о том, что эта уникальная жемчужина средневекового зодчества неизменно привлекает в эти места посетителей со всех сторон света. А их сюда ежегодно приезжает ни много ни мало около полумиллиона человек.
И уже в первый год нового тысячелетия сад был внесен всемирной организацией ЮНЕСКО в список общепризнанного культурного наследия человечества. Интересно, что в 2007 году на конкурсе, организованном известной компанией Briggs & Stratton, выпускающей оборудование для ухода за садовыми растениями, парковый комплекс виллы д’Эсте завоевал награду в номинации «Самый прекрасный сад Европы».
Историческая справка
Сам комплекс «Вилла д’Эсте» был построен кардиналом Ипполитом д'Эсте, который, будучи конкурентом правящего папы Юлия III, был сослан тем на должность губернатора небольшого городка Тиволи. Произошло это весной 1550 года. Молодой и амбициозный кардинал, который был одним из самых образованных и прогрессивных деятелей своего времени, решил придать свежий вид старой резиденции, разбив вокруг него красивый парк.
Неподалеку от резиденции губернатора находилась полуразрушенная вилла римского императора Адриана, знаменитая своими образцами архитектурных построек, выполненных в стилях, характерных для Греции и Египта, а также копирующих многие знаменитые чудеса света. Подобную красоту и решил воспроизвести у себя на вилле молодой губернатор Тиволи. К тому же, при раскопках разрушенной виллы императора Адриана было найдено множество поразительных по красоте скульптур и статуй, которые затем стали подлинным украшением комплекса д'Эсте, заняв полагающееся им место в галереях, саду, на балюстрадах и в многочисленных нишах.
Для создания проекта садового комплекса д'Эсте нанял талантливого архитектора и художника из Неаполя Пирра Лигорио, а также известного инженера Альберто Гальвани. Эти два, бесспорно талантливых человека, возвели на месте бывшего монастыря бенедиктинцев роскошный сад, соорудив в нем сложные гидротехнические сооружения, подающие воду из притока Тибра, которой и питались многочисленные фонтаны, которыми так славится парк. А если учесть гористый ландшафт и изрезанность местности, можно только поразиться тому огромному объему земляных работ, который пришлось проделать создателям прекрасной виллы д'Эсте.
Следует сказать, что кардинал Ипполит II д'Эсте всю свою нерастраченную молодую энергию бросил на создание виллы своей мечты, строительство которой не прекращалось ни на миг в течение целых 22 лет, до самой смерти губернатора.
Последним частным лицом, которое владело знаменитой виллой, был эрцгерцог Франц Фердинанд, однако после окончания Первой мировой войны вилла д'Эсте была национализирована. Последние реставрационные работы на ней велись после окончания последней мировой войны, вследствие чего она приобрела облик, который сегодня могут наблюдать многочисленные туристы.
Магическая красота средневековой виллы д'Эсте
Хотя, как утверждают современные историки, до наших дней мало что дошло из первозданного вида виллы д'Эсте, однако и то, что мы видим на сегодняшний день, нельзя воспринимать иначе как чудо. Следует сказать, что центральный вход кардинальской резиденции, который еще носит название парадного, был обращен фасадом в сторону столичного Рима. Дворец представляет собой мощное трехэтажное сооружение, базирующееся на солидном и надежном цоколе.
Для объективности стоит сказать — несмотря на то, что сам дворец д'Эсте органично входит в комплекс виллы и представляет собой в определенном смысле шедевр итальянского средневекового зодчества, а большинство его внутренние стены выложены прекрасной мозаикой, он намного уступает величию садово-паркового комплекса. Интересным архитектурным решением явилось оформление центрального входа в резиденцию, который представляет собой красивую полукруглую лоджию, окаймленную по бокам лестничными подходами. Сама же лоджия снизу дополнена потрясающим по красоте гротом, обрамленным комплексом рвущихся ввысь фонтанов.
Пройдя по лестничным пролетам, можно попасть на второй этаж лоджии, за которым скрывался вход в парадный зал дворца. Как утверждают исследователи, прообразом центральной лоджии послужило аналогичное архитектурное сооружение, выполненное великим Микеланджело во Дворце сенаторов на Капитолийском холме. Немного в стороне от парадного входа позже была возведена еще одна лоджия, покрытая тремя масштабными и величественными арками.
Интересным является и тот факт, что кардинал Ипполит II д'Эсте при воплощении своей творческой задумки в жизнь, решил придать новому саду, окружающему виллу, символ микрокосмоса, гармонично воспевающий местную природу. Такой символизм в архитектурных решениях был вообще характерен для эпохи Возрождения.
Исследователи полагают, что само строение сада был задумано кардиналом в виде мифического сада нимф Гесперид, который был посвящен одному из легендарных героев, считавшемуся прародителем рода д'Эсте – Гераклу. Именно его скульптура является ключевым элементом сада, к которому протянуты две символические дороги «добра» и «порока».
Тут же, на одной линии со статуей Геракла, располагалась еще одна скульптура — богине любви Венере, которая также как бы предлагала человеку выбор между земной и небесной любовью. В целом же сад являл собой подтверждение модной на то время теории взаимосвязи всех явлений в природе, от самой первопричины и до вызванных ею последствий. При этом с близлежащей горы вниз низвергался водопад, который был призван символизировать собою библейский потоп, уничтоживший падшее человечество. Сама же гора была расположена гораздо выше, чем висячие сады Вавилона. Фонтан Нептуна изображал море, а другой фонтан символизировал храм Артемиды в Эфесе.
На самом деле площадь сада виллы д'Эсте не такая уж и большая. Несколько сотен лет назад сад вполне полностью просматривался с балкона, расположенного в верхней части виллы кардинала. Тогда еще у подножья сада находился великолепный по своей красоте и богатству представленных образцов цветник. Сегодня же большую часть сада заполонили разросшиеся деревья и кустарниковые насаждения, подстриженные профессиональными садоводами. Между ними можно пройти, используя достаточно узкие дорожки, чем-то неуловимо напоминающие обычные лесные тропинки.
Сама же разбивка парка была проведена продольными и поперечными осями, разделяющими его на симметричные зоны.
Прямо от парадного въезда в парковую зону посетители попадали на главную аллею сада, которая, немного поднимаясь вверх, вела к главному входу в кардинальскую резиденцию.
Как утверждают признанные знатоки паркового искусства, основное величие и уникальность виллы д'Эсте создавалось благодаря необычайно сильному магическому воздействию, которое оказывали на посетителей ее фонтаны и каскады. Именно они, окаймляющие достаточно узкий проход наверх к вершине холма, пересекаемый террасами, создавали непередаваемые слуховые и зрительные ощущения, которые дополнительно усиливались расположенными в разных местах сада скульптурными фигурами и композициями.
Без сомнения, каждый из фонтанов виллы играет свою, тщательно продуманную архитекторами роль, и имеет свой неповторимый облик и значение. Каждая из террас холма соединена между собой причудливыми лестницами, по краям которых стекают журчащие ручейки воды, а каждая аллея, проходящая по террасам, окаймлена небольшими площадками, на которых в небо бьют тугие фонтанные струи. Скажем, на третьей террасе можно увидеть фонтан, выполненный в виде огромной каменной лилии. Четвертая терраса украшена небольшими фонтанами, размещенными в нише, которая окаймлена рельефными колоннами, украшенными родовым гербом герцога д'Эсте: орлом и лилиями. Кстати, подобные родовые символы встречаются неоднократно в разных уголках прекрасной виллы.
На пятой террасе можно полюбоваться так называемым «Фонтаном Четырех драконов», который расположился между двумя крутыми лестничными проемами, прямо перед темным проемом грота. Как раз пятая терраса выводит посетителей на знаменитую «Аллею ста фонтанов». В самом конце «Аллеи 100 фонтанов» расположен один из самых привлекательных для туристов фонтанов «Ла-Рометта» (Рим в миниатюре). Как говорят специалисты-искусствоведы, данный фонтан представляет собой символическое изображение Рима. То есть в его комплексе активно использованы разнообразные колонны, обелиски и арки, характерные для древнего города, а сам небольшой островок, олицетворяющий итальянскую столицу, омывается потоками бурной воды, символизирующий стремительный Тибр. Кстати, сам фонтан выполнен в виде стилизованного корабля.
Не менее интересен для приезжих фонтан «Орган», который благодаря хитроумному гидротехническому решению, заставляет падающую воду извлекать волнующие звуки, вырывающиеся наружу через систему органных трубок. Со временем, из-за сильного сужения проема трубок внутренними известковыми отложениями, орган перестал издавать приятные для слуха звуки. Однако благодаря усилиям специалистов-энтузиастов из Великобритании, сегодня фонтан опять зазвучал.
А идею для другого известного фонтана, присутствующего на вилле д'Эсте и носящего название Сивиллы, как утверждают историки, подсказал сам великий ученый средневековья Микеланджело. Данный фонтан представляет собой полураскрытую раковину, плавающую посреди водоема, внутри которой находится нимфа наяда. В одной из расселин туфовой скалы, которая виднеется за фонтаном, расположилась скульптура прорицательницы Сивиллы, которая могла предсказывать человеческие судьбы.
Как попасть на виллу
Добраться на виллу д'Эсте проще всего из Рима, который расположен всего в 20 километрах от нее. Туда можно добраться на электричке, которая отправляется от вокзалов Термини или Тибертина, но проще всего это сделать на автобусе.
Неподалеку от станции метро Ponte Mammolo есть небольшая автобусная станция, от которой каждые 30 минут отправляются рейсовые автобусы до Тиволи. Через каких-нибудь полчаса вы приедете в Тиволи на площадь piazza Cimitero.
Спросив дорогу, и пройдя несколько сотен метров, вы попадете на виллу д'Эсте. Входной билет внутрь комплекса стоит 10 евро (состояние на 2012 год).
Режим работы виллы д'Эсте
В летнее время вилла открывает свои двери посетителям начиная с 8:30 и закрывается за час до заката солнца. По понедельникам вход на виллу закрыт.
Для того чтобы внимательно осмотреть виллу д'Эсте вам потребуется не менее полутора часов. Исходя из этого и планируйте свое свободное время. Большая часть фонтанов, расположенных на территории виллы, работают постоянно. Лишь только два из них включаются по расписанию.
Фонтан Орган начинает функционировать в 10:30, а далее включается через каждые 2 часа.
Вне всякого сомнения, виллу д'Эсте можно считать самым настоящим шедевром средневекового садово-паркового искусства. Она до сих пор поражает воображение современных людей строгой продуманностью своих конструктивных решений и глубоким символизмом, которым пропитана даже самая незначительная деталь этой чудесной виллы.
Автор Сергей Закко специально для www.goodtourist.ru