Терновый венец — главная религиозная достопримечательность Франции

Париж — Франция — Нотр Дам де Пари, Терновый Венец в Соборе Парижской Богоматери с фото и картой

Европа » Франция
 30.12.2008
Сам Венец представляет собой сплетенный пучок терновых прутьев, без шипов, разошедшихся еще в древности по храмам и монастырям, с несколькими добавленными веточками зизифуса (ароматического растения ююба), заключенный в хрустальное, с золотой оправой, кольцо. Он обычно хранится в сейфе и не выставляется. Его выносят для поклонения верующим рыцари Гроба Господня по пятницам в течение Великого поста и в Великую Пятницу.
Часть 1 Часть 2 Фотографии 4 Комментарии
«И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу. И говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били его по ланитам» (Ин. 19, 2-3). Так рассказывает евангелист Иоанн Богослов об избиении и поругании Спасителя перед Распятием. История утверждает, что место, где это случилось – Лифостротон, площадка перед крепостью, где обосновался римский гарнизон Иерусалима.

Факт открытия Лифостротона археологами не только подтверждает историческую верность евангельского повествования, но и объясняет один из эпизодов «судебного процесса», казавшегося неправдоподобным знатокам римского права. Имеется в виду процитированный выше рассказ Иоанна Богослова о глумлении воинами Пилата над Иисусом, которого перед этим сам Пилат признал невиновным.

На каменных плитах Лифостротона высечено несколько рисунков, которые напоминают детские игры. Один из самых интересных сохранившихся рисунков занимает сразу несколько плит. На одной из них изображена корона, от которой отходит прямая линия, а на другой, меньшего размера и расположенной ниже первой, изображен меч, который эту линию разрубает. На остальных плитах можно встретить букву «В» — первую букву греческого слова «Василевс», что переводится как «царь».

Перед нами не что иное, как одна из наиболее любимых среди римских солдат игр в кости – шуточная игра в царя. Выигравший провозглашался шуточным царем. На него надевали красную одежду, которая отдаленно напоминала царскую порфиру. Его голову украшали такой же шутовской короной, а в руки вместо скипетра давали палку. Наряженному таким образом «царю» оказывали «почести», предоставляя ему на определенное правилами игры время право удовлетворять наиболее низменные чувственные прихоти, чтобы по завершению фарса его убить.

Рисунки по камню в Лифостротоне представляют собой документальное свидетельство о том, как происходило издевательство над Иисусом. Солдатам было известно, что кроме прочих обвинения Христа обвиняют, в том, что он зовет себя царем. «Пилат вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о мне?... Пилат сказал ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь» (Ин. 18, 33-34, 37).

Поэтому солдаты, исполнив приказание Пилата бичевать Иисуса, самостоятельно решили для развлечения сыграть с ним в «игру в царя». Они не стали ограничиваться тем числом солдат, которое было приставлено к Иисусу, а, как говорится в Евангелии, «собрали на него весь полк» и, одели Его в шутовскую красную одежду, а венок из терна надели на голову. Дав Ему в руку палку, они «становясь перед Ним на колени, насмехались, говоря: радуйся Царь Иудейский».

Этот терновый венок, судя по всему, был сплетен из хвороста. Жители Палестины и по сей день весной используют в качестве топлива хворост из колючих кустарников.
Огонь святого вдохновенья
Сверкал в чертах Его Лица,
И Он, с улыбкой сожаленья,
Сносил последние мученья
И боль Тернового Венца.

Историк считал причиной, по которой Пилат допустил это противозаконное глумление, то, что Пилат хотел вызвать у толпы чувство жалости к Иисусу, и с этой целью он в дальнейшем и вывел его к людям в багрянице и терновом венце.

Так вошел в историю христианства Терновый Венец, который не упоминается в качестве наказания или пытки больше ни в каких римских исторических источниках.

Его применение для глумления над Спасителем подтверждается еще одним очень важным и исторически верным доказательством – всемирно известной Туринской Плащаницей. Пятна крови на Плащанице расположены в точном соответствии евангельскому рассказу. Результаты исследований Плащаницы дали понять, что Венец вовсе не имел форму венка наподобие лавровых венков триумфаторов, а представлял собой скорее плетеную из ветвей терна каску с 62 шипами, которая покрывала всю голову, вызывая кровотечение и боль.

Какой же была дальнейшая судьба святыни?

В дальнейшем, вследствие централизма, господствовавшего во всех сферах, в том числе и в духовной, большинство святынь было сосредоточено в столице. В Константинополе, в императорском дворце была внутренняя церковь, где были найдены святыни Страстей Христовых, а именно Терновый Венец, части Животворящего Креста, Копье Лонгина Сотника и Мандилион, или Туринская Плащаница, в которой историки увидели погребальную пелену Спасителя. Когда в 1204 году город был взят крестоносцами, святыни различными путями попали на католический Запад. Эти перемещения, или, точнее говоря, похищения святынь практически не были документированы. Тем не менее, в точности известно, как Терновый Венец оказался в Париже.

Французский король-крестоносец Людовик IX, будучи благочестивым человеком, выкупил реликвию у Бодуэна II, императора Латинской империи, созданной крестоносцами после захвата Константинополя и существоваВынос Тернового Венца для поклонения в соборе Нотр-Дам-де-Пари.вшей в 1204-1261 годах. Король заплатил за Терновый Венец 135 тысяч ливров – очень большую в те времена сумму.

Приобретение святыни открывало перед Людовиком IX, как современниками, так и потомками считавшимся образцом христианского короля, возможности и удовлетворить собственную религиозность, и сделать Францию самой религиозной из всех католических европейских стран.

Кстати, претендентом на это первенство была и Британия, с ее множеством святынь, в числе которых и основанная Иосифом Аримафейским Ивовая часовня, самая древняя в Европе церковь, и проросшее из его посоха Терновое Древо, и Колодец Грааля, и многие другие древние святыни.

А в 1241 году французский король приобрел у Бодуэна и другие реликвии, в частности, частицу Животворящего Креста. 14 сентября 1241 года, в день празднования Воздвижения, их встречали в Париже, в торжественной обстановке.
В следующем году Людовик позаботился о создании храма, где святыни могли бы достойно сохраняться, и возникла идея Святой Капеллы – монументального архитектурного сооружения, являющегося ковчегом-реликварием.

Святая Капелла, которая вошла в историю, а также в путеводители под названием Сен-Шапель, строилась шесть лет. Создателем ее по устным преданиям считается лучший зодчий в парижской истории, мэтр Пьер де Монтрейль. 26 апреля 1248 года храм был освящен.

Архитектурный стиль Святой Капеллы напоминает готическую вариацию каролингской дворцовой капеллы IX века. Длина здания – 36 метров, ширина – 17 метров, а высота превышает 42 метра. Такие размеры делают здание похожим на огромный драгоценный ларец.
Верхний храм Сент-Шапель, в котором изначально, до превращения часовни в музей,  хранились Терновый Венец Спасителя и частица Креста Господня.Верхний храм Сент-Шапель, в котором изначально, до превращения часовни в музей,  хранились Терновый Венец Спасителя и частица Креста Господня.

Здание Святой Капеллы имеет два этажа. Верхняя церковь расположена на одном уровне с королевскими покоями. Она была освящена во имя Честного Животворящего Креста Господня и предназначалась для хранения святынь. Второе предназначение Верхней церкви – домовая церковь короля и его семьи. На первый взгляд возникает ощущение, что в помещении отсутствуют стены, а есть только занятые витражами окна. Высота свода составляет 20 метров, 15 из которых отводится на окна. Верхняя церковь напоминает волшебный фонарь, а расположенные под окнами аркады из мрамора на фоне окон полностью теряются. В аркадах располагаются ниши, которые предназначаются, в том числе, и для королевской семьи.

Нижний ярус Сент-Шапель.

Окна Святой Капеллы представляют собой не просто источник освещения, но и крупнейшее в мире уникальное произведение витражной живописи. Здесь 15 витражных окон общей площадью порядка шестисот квадратных метров. На витражах изображено около тысячи сюжетов из Библии.

Святыни, в том числе и Терновый Венец, размещались в вызолоченном серебряном ковчеге, называемом «Большим реликварием». Длина его составляла два с половиной метра, а стоимость обошлась казне в 130 тысяч ливров. Изначально он располагался над престолом, а позднее на специально оборудованной платформе.

В период Великой французской революции ковчег был переплавлен, а Терновый Венец, который якобинцы поначалу сдали в Кабинет древностей Национальной библиотеки, Наполеон в 1804 году возвратил архиепископу Парижскому. Но реликвия не была возвращена в Сен-Шапель, и с этих пор хранится в соборе Парижской Богоматери.

Этот культурно-исторический памятник едва не был уничтожен Французской революцией. Храм уже включили в список подлежащих сносу зданий. А в 1804 году он был освящен заново, по поводу коронации папой Пием VII Наполеона I. С этого времени в ризнице собора и хранится главная святыня во Франции, Терновый Венец. Здесь же хранятся изготовленные для него реликварии, которые и сами по себе представляют значительную художественную ценность.

Первый реликварий был создан непосредственно после того, как Венец был передан в собор. Его форма напоминает царскую державу. На основании в форме треугольника три ангела держат на руках сферу, которая символизирует одновременно королевскую власть, земной шар и Божий мир. На вершине ее расположена коленопреклоненная Вера, которая держится за крест рукой, и символ «колена Иудина» — лев. На кресте нанесена следующая надпись: «Сия есть победа. Победившая мир, вера наша».
В ризнРеликварий, пожертвованный для Тернового Венца в 1862 году императором Наполеоном III. ице собора хранится еще один реликварий, который был создан художником и архитектором Виоле-ле-Дюком. Именно этот архитектор в шестидесятых годах XIX века заведовал реставрацией собора. Реликварий имеет форму королевской короны, которая покоится на подставке, украшенной литыми изображениями царственных лиц, которые преемственно обладали Венцом, – равноапостольной Елены, императора Бодуэна, и, наконец, Людовика IX Святого, держащего привезенную в Париж реликвию в руках.

А сам Терновый Венец представляет собой заключенный в кольцо из хрусталя в золотой оправе пучок переплетенных терновых прутьев с несколькими веточками ароматического растения зизифуса. Шипов уже нет, они еще в древние времена разошлись по монастырям и храмам. Обычно святыня сохраняется в сейфе, и рыцари Гроба Господня выносят ее во время Великого поста по пятницам, а также в Великую Пятницу, чтобы верующие могли поклониться реликвии.

В ризнице собора хранятся также другие реликвии Людовика IX Святого – Палатинский крест, который содержит частицу Животворящего Древа, а также один из крестных гвоздей Спасителя. В нижней части креста-реликвария, под стеклом, хранится гвоздь, а в верхней части реликвария хранятся семь частиц Животворящего Креста. Золотая пластина с надписью на греческом языке удостоверяет изначальную принадлежность реликвии византийскому императору XII века Мануилу Комнину.

Одна из ветвей Тернового Венца хранилась в Англии, в соборе аббатства Гластонбери. Это одна из немногочисленных реликвий Летней Страны, уцелевших после осквернения и разрушения фанатичными протестантами аббатства в XVI веке. А в наше время святыня хранится в аббатстве Стенбрук, неподалеку от Ворчестера. Сложно сказать, как именно она попала в Стенбрук, но Иоанн Гластонберийский утверждал, что в то время реликвия находилась в Гластонбери. Тем не менее, известно, что собственно реликвия и реликварий в виде Тернового Венца на подставке из серебра некоторое время хранились отдельно, но по велению судьбы в XVII веке они обе оказались в Лондоне, в капелле Святого Розария. Вначале отец Петр, монах-бенедиктинец, передал храму святыню, а позднее сюда же передала реликварий благочестивая женщина Августина. Оба этих человека были родом из западной части страны. Поэтому историки полагают, что святыни могли переходить в их семьях от поколения к поколению.

Среди множества шипов Тернового Венца, хранящихся в европейских монастырях и храмах известно лишь несколько. Два из них хранятся в реликварии, по форме аналогичном гластонберийскому, в Риме, в храме Санта Кроче ин Джерузалемме. А еще один, в реликварии такой же формы, — в Италии, в базилике Сан Никола в Бари.

Каждый месяц в первую пятницу, в 3 часа дня, и в Страстную Пятницу Великого поста святыни выносят для поклонения верующих. В остальное время Терновый Венец, частица Креста Господня и Гвоздь от него недоступны.

Автор Михаил Ровда
Часть 1 Часть 2 Фотографии 4 Комментарии
Рекомендуем почитать