Франция — Сент Женьев де Буа — фото и карта кладбища
Борис Носик
Надежда Александровна Лохвицкая (Тэффи – это псевдоним) родилась в 1872 году. Удивительно счастливой была писательская судьба Тэффи. Уже к 1910 году став одной из самых популярных писательниц России, она печатается в крупных и наиболее известных газетах и журналах Петерурга, на ее сборник стихов «Семь огней» (1910) откликнулся положительной рецензией Н. Гумилев, пьесы Тэффи идут в театрах, один за другим выходят сборники ее рассказов. Остроты Тэффи (она вошла в историю русской литературы прежде всего как сатирик, высмеивавший человеческую глупость) у всех на устах. Ее известность столь широка, что появляются даже духи «Тэффи» и конфеты «Тэффи». Октябрьская революция 1917 года перечеркнула устремления Тэффи и ее кругов, они разочаровались в революции, ее методах, в том, что она несет России. В 1918 году начинается одиссея Тэффи, которая в итоге приводит ее в Париж. Писательская судьба Тэффи в эмиграции сложилась удачно: она много и плодотворно работала. Но мотивы тоски по родине, мотивы ностальгии определяли ее творчество на протяжении многих лет. В годы второй мировой войны писательница жила во Франции. Трудности военных лет, лишения, которые ей пришлось вынести в оккупированном Париже, подорвали ее здоровье. Но даже в последние годы жизни, испытывая материальные затруднения, вызванные тем, что она уже не могла работать так продуктивно, как раньше, из-за постоянных болей, не отпускавших ее, Тэффи старалась помочь хоть чем-нибудь окружающим ее людям. Она умерла 6 октября 1952.
Бунин Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). Февральскую революцию воспринял с болью, предчувствуя предстоящие испытания. Октябрьский переворот только укрепил его уверенность в приближающейся катастрофе. Бунины уезжают из Москвы в Одессу (1918), а затем — за границу, во Францию (1920). Разрыв с Родиной, как оказалось позднее, навсегда, был мучителен для писателя. В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, да и Бунин не обладал коммуникабельным характером. В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Это был, конечно, удар для советского руководства. Официальная пресса, комментируя это событие, объясняла решение Нобелевского комитета происками империализма. С началом Второй мировой войны, в 1939, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Писатель пристально следил за событиями в России, отказываясь от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупационными властями. Очень болезненно переживал поражения Красной Армии на восточном фронте, а затем искренне радовался ее победам. В 1945 Бунины вернулись в Париж. Крупнейшие писатели Франции и других стран Европы высоко оценивали творчество Бунина еще при его жизни. Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные.
Дмитрий Стеллецкий родился в Брест-Литовске. Окончил Академию художеств в Петербурге, получив звание художника-скульптора. Свою творческую деятельность художник начал с раскрашенной скульптуры из дерева и гипса. В 1914 г. Дмитрий Семенович приехал во Францию, которая стала его второй родиной. Он расписывает походный храм для русских, сражающихся на французской территории, декорирует частные виллы на юге Франции, постоянным участвует в ежегодных парижских салонах, показывает свои работы на выставках русского искусства в Венеции, Брюсселе, Белграде, Праге и др. В середине 20-х годов Стеллецкий вновь обратился к театру. В своем творчестве художник и во Франции продолжал оставаться последовательным пропагандистом древнерусских традиций в искусстве, проявляя при этом редкую независимость характера. Дягилев предлагал ему писать декорации и костюмы для балета из жизни Христа. Художник отказался, сказав: "Во-первых, я дворянин, во-вторых, я русский дворянин, а в-третьих, я православный русский дворянин. Вы на смертном одре вспомните мои слова". 1925 год стал, пожалуй, самым знаменательным в жизни художника: с его участием было организовано общество "Икона", и он получил заказ на роспись иконостаса и храма Сергиевского подворья. Роспись церкви Сергиевского подворья — самое значительное и самое известное творение Стеллецкого. Дмитрий Семенович скончался 12 февраля 1947 г. в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа, там же похоронен на русском кладбище. Последние два года жизни, проведенные художником в этом доме, были для него особенно тяжелы: быстро надвигалась слепота.
Александр Галич (Александр Аркадьевич Гинсбург)- драматург, киносценарист, поэт, бард, диссидент. 19 октября 1919 считал своим днем рождения сам поэт, и эта же дата выбита на его могильном камне. Но в свидетельстве о рождении зафиксированы иные данные — 20 октября 1918. С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь в какой-то мере от романсовой традиции и искусства А. Н. Вертинского, Галич стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. В. Высоцким и Б. Ш. Окуджавой). В 1974 Галич был вынужден эмигрировать. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на радиостанции «Свобода». Потом Галич поселился в Париже. Оказавшись в эмиграции, Галич много и плодотворно работал. Однако судьба отпустила Галичу всего лишь три с половиной года жизни за границей. Финал наступил в декабре 1977 года. Галич трагически погиб 15 декабря 1977 г. от удара электрическим током. Существует также версия, что это было убийство, причём версии о том, кто именно убил Галича, разнятся до противоположности: согласно одним, Галича убили агенты КГБ, мстившие ему за антисоветскую деятельность; согласно другим — Галича убили агенты ЦРУ, которые боялись, что Галич, которого мучала ностальгия, решит вернуться в Советский Союз и этим существенно подорвёт имидж диссидентского движения. В пользу версий об убийстве говорит тот факт, что Галич весьма неплохо разбирался в электронике и вряд ли мог неосторожно схватиться за оголённые провода.
Серж Лифарь начал заниматься балетом в Киеве в студии Брониславы Нижинской, сестры великого танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского в том возрасте – в 14 лет – когда профессиональное обучение танцовщиков уже завершают. Он уехал из Киева в 18 лет и вскоре в Париже стал первым танцовщиком труппы Сергея Дягилева. После смерти С.П.Дягилева его труппа распалась. И Серж Лифарь принял предложение Гранд-Опера. 24-летнему танцовщику предложили сразу три должности в театре – художественного руководителя, главного балетмейстера и первого танцовщика. Следует отметить, что тогда знаменитая в прошлом труппа, как и европейский балет в целом, переживала период упадка. Лифарь с энтузиазмом взялся за дело, и при нем балет Гранд-Опера вновь занял лидирующее положение. На сцене Гранд-Опера Серж Лифарь поставил свои знаменитые балеты, среди которых «Сюита в белых тонах», «Миражи», «Икар».
Серж Лифарь руководил балетной труппой Парижской Оперы больше трех десятилетий. Он покинул Гранд-Опера в 1958 году. Причиной разрыва его отношений с театром и балетной труппой, где его очень любили, стал запрет на его приезд в Советский Союз. Лифарь с воодушевлением отнесся к идее организовать гастроли Гран-Опера в СССР, но ему, как «белоэмигранту», отказали в визе. В знак протеста он покинул театр. По многочисленным свидетельствам его друзей Лифарь мечтал приехать на родину, он собирался поставить в Большом театре «Федру» с Майей Плисецкой, но этим планам не дано было осуществиться. Много внимания уделял Лифарь и педагогической деятельности. Он руководил кафедрой хореографии в Сорбонне. По его инициативе и при его непосредственном участии в Париже был основан Институт хореографии при Гранд-Опера. Он – автор более 20 книг по истории и теории балета. Францию, он полюбил как свою вторую Родину, где познал радость творчества и где к нему пришла мировая слава, но он никогда не забывал и свое Отечество, и в соответствии с его завещанием на могильном камне на русском кладбище под Парижем Сен-Женевьев де Буа написано: «Серж Лифарь из Киева».
В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет ВГИКа. Дипломная работа начинающего режиссера, короткометражка "Каток и скрипка", на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Затем он работал на киностудии "Мосфильм". Мировую известность принесла Андрею Тарковскому уже первая его полнометражная работа — "Иваново детство", поставленная по мотивам военного рассказа В.Богомолова "Иван". Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий, в том числе и "Золотого льва святого Марка" Венецианского фестиваля. В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни страны, оказывая влияние на духовное развитие общества. Картина "Страсти по Андрею" с Анатолием Солоницыным в главной роли, выпущенная в прокат в 1971 году с сокращениями под названием "Андрей Рублев", была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино. Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся современных фантастов — Станислава Лема и братьев Стругацких: "Солярис" и "Сталкер". Положив эти произведения в основу своих фильмов, Андрей Тарковский философски переосмыслил их, придав им новое звучание. А между этими фильмами он снял автобиографическую картину "Зеркало". Тарковский осуществил две театральные постановки: в 1972 году — спектакль по пьесе В.Шекспира "Гамлет" в московском театре имени Ленинского Комсомола, и в 1983 году — пушкинский "Борис Годунов" в Лондоне на сцене "Ковент Гарден". В 1982 году режиссер уехал в Италию, где поставил ленту "Ностальгия" с Олегом Янковским в главной роли русского поэта, умершего в Италии от тоски по родине. Тема личной жертвы наибольшее развитие получила в "Жертвоприношении", последнем фильме Тарковского, поставленном режиссером в Швеции. Один из величайших русских режиссеров XX века Андрей Тарковский умер от рака 29 декабря 1989 года.
Нуриеву повезло: за свою творческую жизнь ему удалось исполнить практически все ведущие мужские партии классического балета. Девизом же его жизни можно считать следующие слова: "Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить удовольствие каждому, это не оригинально".
Нуриев покинул СССР в июне 1961 года, когда вместе с труппой Кировского театра был на гастролях в Париже. В кармане у Нуриева было тогда всего 36 франков. Вскоре Нуриев начал работать в Королевском балете в Лондоне, и Запад захлестнула волна "рудомании": десятки тысяч поклонников Нуриева осаждают его во всех уголках Земли. Чтобы сдержать их натиск, приходилось прибегать к помощи значительных сил конной полиции. Более пятнадцати лет Нуриев был звездой Лондонского королевского балета.Нуриев также работал в труппах Соединенных Штатов Америки, Европы и Австралии. Разносторонность дарования Нуриева проявилась не только в балете. Он много снимался в кино и на телевидении. В 1972 году вышел танцевальный фильм с его участием "Я — танцовщик", а в 1977 году Нуриев снялся в роли известного голливудского актера Валентино в одноименном фильме у режиссера К. Рассела. Нуриев также оказался не менее талантливым режиссером, поставив несколько классических балетов для разных компаний. В 1982 году артист получил австрийское гражданство, а последние свои годы Нуриев прожил во Франции, поскольку с 1983 по 1989 год он являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера. Однако все его творческие и жизненные планы перечеркнула страшная болезнь — СПИД. Танцовщик покинул сцену, но не замкнулся в своем одиночестве: он давал показательные уроки, общался с людьми, много ездил. В 1990 году он приезжал и на родину, посетил театр, где начинал свою профессиональную карьеру, — Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Однако большую часть времени он проводил на собственном острове в Средиземном море, где у него была роскошная вилла.
Обрели последний покой на Сент-Женевьев-де-Буа герои французского Сопротивления: Вики Оболенская, Кирилл Радищев (потомок автора "Путешествия из Петербурга в Москву"), Зиновий Пешков (родной брат Якова Свердлова, приемный сын Максима Горького, генерал иностранного легиона, французский посол в Китае).
Приняло русское кладбище и великих балерин и артистов (Матильду Кшесинскую, Ольгу Преображенскую, Ивана Мозжухина, Веру Трефилову, Марию Кржижановскую), философов (Сергея Булгакова — Гордость русского богословия и Николая Лосского — автор замечательной книги "Душа русского народа").
Евгений Кочетов