Tour de France. Самая известная мировая велогонка
Tour de France – самая престижная в мире велосипедная гонка, известная во всех странах, на всех континентах, в ней принимают участие лучшие велосипедисты независимо от национальности. расы и вероисповедания. Хотя в Европе ежегодно проводятся еще два грандиозных велосипедных тура — Giro dItalia и Vuelta, привлекающих немало профессиональных велосипедистов, но они известны, в основном, только в странах Европы. Соревнования Tour de France имеют и другие названия, англичане и американцы их называют «The Tour», французы – «Le Tour», но чаще всего о них упоминают, используя выражение «La Grande Boucle».
Tour de France – самая престижная в мире велосипедная гонка, известная во всех странах, на всех континентах, в ней принимают участие лучшие велосипедисты независимо от национальности. Расы и вероисповедания. Хотя в Европе ежегодно проводятся еще два грандиозных велосипедных тура — Giro dItalia и Vuelta, привлекающих немало профессиональных велосипедистов, но они известны, в основном, только в странах Европы. Соревнования Tour de France имеют и другие названия, англичане и американцы их называют «The Tour», французы – «Le Tour», но чаще всего о них упоминают, используя выражение «La Grande Boucle».
Временем проведения известных на весь мир велосипедных соревнований является июль, они проводятся ежегодно уже более ста лет, впервые они были проведены в далеком 1903 году, и не проводились лишь в тяжелые периоды Первой и Второй Мировой войны. А с 1984 года в рамках соревнования стали проводиться и отдельные велосипедные туры для женщин, иностранные туристы приезжают в Страну, чтобы увидеть тысячи велосипедистов, совершающих многодневное турне по Франции.
Статистика международных велосипедных соревнований Tour de France насчитывает 93 проведенные гонки, первым победителем в них является француз Морис Гарин. Американец Lance Armstrong стал рекордсменом по количеству побед в соревнованиях – он семь раз становился победителем. Бельгиец Eddy Merckx – рекордсмен соревнований, который 96 дней провел в желтой майке лидера, ему же принадлежит и большинство выигрышей по этапам – ему удалось взять победу в 34 этапах.
Всемирно известные велогонки Тур де Франс были основаны не в качестве ежегодного мероприятия, а как рекламная компания французской газеты «LAuto», являющейся предшественницей известного сегодня печатного издания «LEquipe». Идея организации соревнования принадлежит редактору газеты Анри Дегранжу, а сам проект был призван составить весомую конкуренцию соревнованиям Бордо-Париж и Париж-Брест, которые спонсировала другая газета – «Le Petit Journal». А саму французскую петлю придумал Гео Лефевр – журналист газеты «LAuto», 20 ноября 1902 года обедавший в кафе «Cafe de Madrid» в Париже вместе с Анри Дегранжем.
Организация велогонок Тур де Франс стала мощным инструментом в рекламной кампании газеты, за счет успеха самих гонок количество подписчиков издания увеличилось в разы. Уже в 1903 году количество подписчиков выросло почти в три раза, достигнув отметки в 65 000, а к 1908 году газета достигла рекордного числа подписчиков в 250 000 человек. В 1923 году время проведения велогонок Тур де Франс удавалось ежедневно продавать более 500 000 экземпляров издания, а в 1933 году – 854 000 экземпляров в день. Сегодня велогонки организовываются Обществом Тур де Франс – «Amaury Sport Organisation». Это одна из неотъемлемых частей медиа-холдинга, куда входит и всемирно известное издание «LEquipe».
Велотур – грандиозная гонка, которая разделяется на многочисленные этапы, каждый из которых длится целый день. Во время велосипедного соревнования каждый велогонщик должен пройти свой этап до конца, чтобы его время было зафиксировано в документах, накоплено и учтено при подсчетах общих результатов. При определении победителя выбирается велогонщик, суммарное время прохождения всех этапах которого станет наименьшим среди всех участников гонки. При этом гонщик может стать победителем соревнования Тур де Франс, не выиграв в нем ни единого этапа. Так случилось в 1990 году, когда победителем велогонок стал Грэг Лемонд, не одержавший победы ни в одном этапе, а победа в грандиозном соревновании считается главным жизненным достижением велогонщиков. Велогонки состоят из двадцати одного этапа, а протяженность гоночного маршрута составляет от трех до четырех тысяч километров, так как ежегодно меняются и трассы для этапов, и их протяженность. Но существует не только зачет по времени, но и другие различные номинации – лучший спринтер, лучший горный велогонщик, лучший молодой гонщик. Победителю каждой из этих номинаций вручается цветная майка лидера.
Майки велогонки Тур де Франс:
Желтая майка, символизирующая цвет лидера велогонок Tour de France, она выдается за победу в общей классификации на время, считается самой престижной среди всех представленных призовых маек. А желтый цвет лидера всегда связывался с желтыми страницами газеты «LAuto», являющейся главным спонсором соревнования.
Зеленая майка, которая выдается за победу в общей классификации по очкам.
Белая и красная майка в горошек, которые могут получить лучшие горные велогонщики. Ярко-белая майка в мелкий горошек – отличительная особенность «горного короля» с 1975 года, хотя сам титул «горного короля» появился еще в 1933 году. Цвета маек были выбраны не случайно, они соответствовали цветам обложки шоколада «Poulain Chocolate», который в тот момент был один из спонсоров самой известной велогонки Европы.
Белая майка, которой награждается победитель в категории «самый лучший молодой гонщик», разработанной для велогонщиков не старше 25 лет.
Но как же проходило самое первое в истории велосипедное соревнование Тур де Франс? В тот момент в конкурсе участвовало только шестьдесят велогонщиков, маршрут включал шесть отдельных этапов с посещением крупнейших городов Франции – ее столицы Парижа, Марсель и Бордо, Марсель и Тулуза, Нант. И сразу протяженность маршрута была очень существенной – длина маршрута составляла 2428 километров. Тогда победителем первого этапа и всего первого велосипедного соревнования стал француз Морис Гэрин, который до этого работал обычным трубочистом. Гонщики были не только свидетелями триумфальной победы француза, но и буквально «наступали ему на пятки» — один из этапов выиграл велогонщик из Швейцарии Шарль Лизер, ему удалось быстрее всех проехать участок между городом Бордо и Тулузой. Организаторы гонок по достоинству отметили и его достижения, вручив ему огромный по тем временам денежный приз в двадцать тысяч франков.
В 2005 году победителем конкурса стал Лэнс Армстронг, проехавший гоночный маршрут общей протяженностью в 3608 километров со скоростью в 41,654 км/час всего за 86h15’02". Полученная им денежная сумма составила 4,5 миллиона долларов. Хотя сейчас в соревнованиях Тур де Франс принимают участие лишь профессиональные велогонщики и команды велосипедистов, все их расходы берут на себя солидные спонсоры, но изначально конкурс планировался для велосипедистов-одиночек, не профессионалов, людей, для которых велосипедный спорт является всего лишь хобби.
Еще Анри Дегранж резко критиковал командное участие, предвидя работы всех членов одной команды для победы в общем зачете ее лидера. Но в 1920 году, когда организаторы велосипедного соревнования осознали невозможность выигрыша всех этапы соревнования в одиночку, они решили ввести командное участие. И действительно, почти третья часть одиночных участников выбывала до конца конкурса, и только командное участие могло спасти положение. Профессиональные команды велогонщиков допустили до участия в велогонках Тур де Франс в 1960-х годах.
Основное количество этапов гонок Тур де Франс проходит на территории Франции, но часть маршрута уже охватила прилегающие страны – Испанию, Италию, Бельгию, Швейцарию, Германию, Люксембург. Бывали и случаи, когда отдельные этапы велосипедного соревнования проходили не только на территории континентальной Европы, но и на другой стороне пролива Ла-Манш – Британских островах – в 1974 и в 1994 годах, а также в Голландии. Сама гонка, как правило, длится три недели, среди которых есть два выходных дня, во время которых велогонщиков перевозят на различные, самые дальние участки, откуда будет стартовать новый этап.
В последнее время перед началом соревнования проводятся пробные индивидуальные велотуры, называемые «прологами», они осуществляется по маршруту протяженностью от одного до пятнадцати километров, а заканчивается тур по традиции на Елисейских полях в Париже. Соревнования разделены по спецификациям на различные профили: горные и равнинные этапы, одиночные и командные завесы, а победитель, как правило, должен отличаться отличным результатом и на равнинной, и в горной местности. Хотя победитель Тур де Франс 1988 года — Марко Пантани отлично справился лишь с горными этапами.
Автор Ольга Салий для www.goodtourist.ru