История празднования Нового года
Для нашего поколения, особенно для народов Европы, Новый год ассоциируется с зимой, большим количеством снега и наряженной елкой, и многие уже не догадываются, что так было далеко не всегда. В древности не только у славян, но и других народов, празднование Нового года обычно происходило в марте, а сам праздник ассоциировался с возрождением природы, пробуждающейся от долгого зимнего сна.
Для нашего поколения, особенно для народов Европы, Новый год ассоциируется с зимой, большим количеством снега и наряженной елкой, и многие уже не догадываются, что так было далеко не всегда. В древности не только у славян, но и других народов, празднование Нового года обычно происходило в марте, а сам праздник ассоциировался с возрождением природы, пробуждающейся от долгого зимнего сна.
Еще в Законе Моисея, описанном в одной из самых первых книг Ветхого Завета, можно увидеть постановление праздновать начало года в месяце «авив», название которого связано с колосьями. Хотя еврейский календарь отличается от современного юлианского и григорианского календарей, а его даты с каждым годом смещаются во времени, обычно Новый год выпадал в марте или начале апреля, когда все начинало расцветать. В Древнем Риме Новый год тоже праздновали в марте, в это время приносили различные приношения языческому Янусу, проводились религиозные ритуалы, а после них начинались различные праздничные мероприятия, охватывающие весь народ. И только Юлий Цезарь в 45 году до нашей эры ввел преобразования в римский календарь, и появился новый солнечный календарь, использующийся в странах западного мира и сегодня – этот календарь получил название Юлианский, по нему сейчас живет и католическая церковь.
В день Нового года во все времена, даже у языческих народов, было принято поздравлять друг друга и дарить подарки не только родным и близким, но и должностным лицам. Первоначально было принято дарить друг другу финики, плоды и ягоды, их оклеивали позолотой как прообраз современной яркой упаковки, времена менялись и в качестве новогодних подарков стали использовать медные монеты как символ богатства и благополучия. А богатые люди, правители и аристократы, одаривали друг друга золотом и серебром, ювелирными украшениями и редкими вещами, а также другими ценностями. Римские патриции ждали от жителей империи подарков в первую очередь, а каждый клиент был просто обязан подарить новогодний подарок своему патрону, как своеобразный налог, с течением времени этот обычай стал незыблемым законом для всех жителей Римской империи.
Праздник новолетия проводился и во Франции еще до 755 года, а дата празднования Нового года не раз изменялась. Источники свидетельствуют, что первоначально Новый год праздновали 25 декабря, как и Рождество Христово, в XII-XIII столетиях год отсчитывался с 1 марта, когда природа начинала пробуждаться, а впоследствии Новый год совпал с Пасхой – не только символом воскресения, но и самым значимым праздником для всех христиан. И только французский король Карл IX в 1564 году издал указ, утверждающий празднование Нового года 1 января, и дата праздника в течение столетий так и осталась неизменной. Еще раньше в этот день стали отмечать новолетие в Германии, с начала XVI столетия, хотя в те годы страна не была единой, а ее территория была раздроблена на многочисленные королевства, княжества и герцогства. В XVIII столетии на 1 января было перенесено и празднование Нового года в Англии. На протяжении долгих веков, еще с момента крещения Киевской Руси князем Владимиром Святославовичем, православное население праздновало Новый год в соответствии с обычаями предков, 1 марта, но летоисчисление нередко начиналось с Пасхи – Светлого Воскресения, а летописи обычно писали монахи или священнослужители.
К концу XV столетия, в 1492 году, дата празднования Нового года на Руси была перенесена на 1 сентября. Великий князь, тогда еще даже не царь, Иоанн Васильевич Третий в своем указе утвердил принятое до этого постановление Московского собора. С тех пор 1 сентября стало официальной датой и светского, и церковного Нового года. Но этот день в те времена было принято использовать для сбора налогов и оброков с населения страны, сбора пошлин и дани, а также церковной десятины. Оно и не удивительно – к этому времени урожай, особенно зерно, был собран. А царь, переняв распространенный на территории Византийской империи обычай, за день до празднования Нового года приезжал в белокаменный Московский Кремль, принимал народ, включая простолюдинов, выслушивал жалобы каждого из них. Правду и милость у царя мог просить и горожанин, и крестьянин, и купец, и даже знатный боярин.
Один из иностранцев, являющийся одним из непосредственных участников торжества 1636 года, описывает празднование Нового года на Руси следующим образом. На дворе около дворца собралось более 20 тысяч людей – и детей, и стриков, и женщин, и мужчин. Из располагающегося неподалеку Успенского Собора вышел Патриарх Всея Руси и духовенство, численность которого превышала четыре сотни особ. На каждом из присутствующих церковнослужителей было надето праздничное богато украшенное облачение, а в руках они держали церковные книги и иконы. С левой стороны дворцовой площади прошел царь в сопровождении многочисленной свиты, состоящей из бояр, князей и вельмож. Царь с непокрытой головой подошел к Патриарху, голову которого украшала мирта, они обнялись и расцеловали друг друга. После этого царь поцеловал золоченый крест Патриарха, а главный священнослужитель желал счастья и здоровья на Новый год царю, царице, другим членам царской семьи и всему народу. На площади находились калеки, убогие и нищие, которые, кланяясь самодержцу, с поднятыми вверх руками, просили у царя различных милостей. По время празднования просителей пропускали и во дворец, многие просьбы записывались и после передавались царю.
Последний раз 1 сентября Новый год на Руси праздновался в 1698 году, он прошел в торжественной обстановке в соответствии со сложившимися на тот момент традициями. Воевода Шеин организовал празднование с царской пышностью, а на пиршестве присутствовали многие знатные князья и бояре, военные и гражданские чиновники, а также матросы нового Российского флота. Царь тоже присутствовал на пиру, он подходил практически к каждому из гостей, многих одаривал спелыми сочными яблоками. Было выпито немало заздравных кубков, а после осушения каждого из них, в небе раздавался залп из 25 мощных пушек.
Многочисленная толпа видела, как царь Петр Первый, сопровождаемый супругой Евдокией из боярского рода Лопухиных и маленьким сыном Алексеем, вошел в расположенный около дворца Успенский собор. Он уже был одет в европейскую одежду, в этом же стиле были одеты и все остальные именитые гости. И только вдовствующая царица Прасковья Федоровна, матушка Петра Первого, была одета в традиционное русское убранство, отдавая дань старым традициям. Царь поздравлял свой народ с Новым годом, в это время его гвардия, тоже присутствующая на площади, уже была обута в ботфорты и одета в синие мундиры.
Царь-реформатор внес новшество не только в одежду и быт населения своей страны, но перенес и празднование Нового года на 1 января – дату, когда новолетие отмечалось в большинстве европейских стран. Отличие заключалось только в разнице между календарями – по григорианскому календарю, использовавшемуся на Руси, новый год наступал на две недели позже, чем в Европе. А сегодня многие наши сограждане празднуют Новый год дважды – по старому и по новому стилю. Помимо даты празднования, Петр Великий внес и другие новшества в календарь – все даты стали считаться от года Рождества Христова, а не от сотворения мира, как этот было принято ранее.
Петр не желал окончательно отказаться от празднования Нового года, он только изменил дату празднования и некоторые обычаи, внеся в сам праздник элементы, заимствованные в других европейских странах, в том числе в Голландии. Царь объяснял свое решение тем, что летоисчисление от Рождества Христова уже производится не только в католических странах. Многие православные народы – греки, болгары, сербы, молдаване, валахи, а также украинцы (тогда их называли малороссами) к концу XVII столетия уже праздновали Новый год 1 января, на восьмой день после Рождества, от которого считали и даты. Нововведение вызвало много недовольства, особенно среди духовенства, а царя поддерживал Новгородский архиепископ Феофан Прокопович, который разъяснял всем необходимость перехода на новое летоисчисление, а также разъяснял природу старых обычаев и их историю.
Хотя изменение даты празднования Нового года пришлось не по душе большому количеству населения Руси, привыкшему к старым «дедовским» обычаям, но к счастью, никаких смут не произошло. Реформа началась со строжайшего запрета на любые праздничные мероприятия 1 сентября, чтобы «отбить охоту» отмечать любые праздники в этот день, а 15 декабря 1699 года улицы столицы наполнил громкий бой барабанов, которым обычно сопровождалось чтение царских указов народу. На площади перед дворцом уже стоял помост, стоявший на котором глашатай громко читал царское постановление о праздновании Нового года 1 января, в котором было повеление украшать ворота домов еловыми и можжевеловыми ветками, даже бедные люди были обязаны украсить свои ворота хотя бы одной веткой хвои. Украшения из еловых веток должно было радовать горожан не менее недели, вплоть до 7 января. В новогоднюю ночь на Большой Красной площади были организованы «огненные потехи», стрельба из небольших пушек и ружей. Залпы и фейерверки было велено устраивать всем знатным и богатым людям, а небогатые жгли костры из дров и хвороста не только рядом со своими домами, но и на площадях. Празднование Нового года 1 января 1700 года началось с ракеты, взвившейся змейкой в звездное небо, эту ракету выпустил сам царь Петр Великий, а после этого праздник распространился на все население Белокаменной.
Автор Ольга Салий