Ледницкий замок. Вид изнутри
В этой статье приглашаем вас на виртуальную экскурсию внутри замка Лихтенштейнов в Леднице. Увидев великолепные покои замка, отделанные изысканной резьбой по дереву и со вкусом обставленные, вы получите более полное представление об этом памятнике архитектуры мирового значения.
Ранее мы уже писали о Ледницко-Валтицком комплексе, в котором речь шла в основном о внешней красоте дворца, парках вокруг него и других архитектурных сооружениях в Ледницко-Валтицком ареале. Однако, когда мы побывали внутри Ледницкого замка, непременно решили вынести рассказ про интерьеры дворца в отдельную статью.
По дворцу предлагается 3 разных маршурта: холл и весь первый этаж; аппартаменты на втором этаже; детские комнаты + музей кукол на третьем. Речь пойдет о первом маршруте, который считается наиболее привлекательным и распространенным. В него входят: холл и коридор, охотничий салон, африканская комната, ванная, синяя комната, дамская спальня, китайская комната и кабинет, рыцарский зал, столовая, библиотека, бирюзовый зал, красный курительный салон и танцевальный зал. Но, сначала немного истории.
Тот вид, в котором мы видим его сейчас, замок в Леднице приобрёл после реконструкции 1815 года и последующих доработок в 1846-1858 годах. Изменения коснулись внутреннего убранства парадных комнат первого этажа: потолки украсились резьбой, стены — деревянной отделкой и обоями из ткани, комнаты — мягкой мебелью. Предметы интерера выполнены из дерева разных пород (липа, дуб, орех и другие), из металла, мрамора, малахита и других видов камня. Внутреннее убранство замка, украшенное резьбой, было изготовлено по планам архитектора Яна Хаидриха.
При современной реставрации замка старались делать минимум изменений. К сожалению, лишь часть предметов, которые мы сегодня видим в замке — подлинные, т.к. много имущества было конфисковано после Второй мировой войны, а часть вывезена хозяевами ещё во время войны.
Осмотр начинается с холла-прихожей, в которой сразу обращает на себя внимание монументальная лестница, ведущая на второй этаж. Примечательно, что лестница не имеет опор и держится под собственным весом. Над лестницей изначально находилась фамильная галерея Лихтенштейнов начиная с XIV века, но до настоящего времени сохранилось всего три потрета.
Далее следует охотничий салон, в котором находятся чучела морских орлов, которые в большом количестве раньше населяли здешние места. Слева — голова козерога, справа — голова единорога (она выполнена из гипса, а длинный рог — это зуб огромной атлантической рыбы нарвал, иногда зубы этой рыбы могут достигать 2-х метров).
В соединительном коридоре замка на стенах висят многочисленные трофеи — оленьи рога. На табличке под каждыми рогами указывается имя охотника, дата охоты и вес животного.
В этом же коридоре находится "африканская комната", в которой находится охотничьи трофеи и сувениры, которые Лихтенштейны привозили из Африки.
Следующая по коридору — ванная комната. В ней — мраморная ванна на 1000 литров и красивый унитаз с низом в форме рыбы — напомним, это середина XIX века, когда подобное убранство и функциональность ванной комнаты было редчайшим явлением. Мы так и не поняли — неужели (судя по кранам из стены) и водопровод был? Кроме того, в комнате несколько интересных изящных предметов: ширма и этажерка из камыша, умывальник, полотенца, флакончики для духов (часть предметов — подлинные). Ванная комната соединяется дверью с дамской спальней, в свое время это были апартаменты княгини Франциски Лихтенштейн, урождённой графини Кинской.
Перед тем как зайти в синюю комнату, мы попадаем в прихожую, в которой находятся подлинные знамена гусарского полка, которым командовал князь, полевой маршал, Иоганн Первый Лихтенштейн в 1801 году. Он же прославился еще в нескольких крупных битвах: с турками, с наполеоновскими войсками, в битве под Аустерлицем, Асперном и Ваграмом.
Синяя комната представляет собой дамский салон II половины 19-го века. Здесь видим мебель, коллекцию фарфора фабрик Майсена (Германия) и Вены. С левой стороны на стене висит портрет княгини Каролины Лихтенштейн, жившей в 16-м веке и считавшейся на то время красивейшей женщиной Европы.
Дамская спальня устроена в стиле ампир — ножки кровати представляют собой лапы животного. В углу стоит письменный столик — копия оригинального стола императрицы Сисси. На тумбочке лежит перламутровый крест с изображением фигур, который в 19-м веке был привезен из Мексики. На второй кровати находится подушка, вышитая самой княгиней Франциской Лихтенштейн.
В следующей китайской комнате находится ориентальная мебель. Наиболее примечателен швейный столик, инкрустированный перамутром и имеющий выдвижной ящик для хранения материалов для шитья. Рукоделие было одним из излюбленных дамских занятий.
За китайской комнатой находится китайский кабинет, в котором сохранились подлинные обои, более чем 150-ти летней давности. Эти обои выполнены из китайской рисовой бумаги. Люди на картинах изображены значительно меньше по размеру, чем животные. Такая традиция для Европы того времени была необычной.
После небольшого китайского кабинета попадаем в просторный светлый рыцарский зал. Интерьер зала создаёт представление о романтическом зале, которые были в замках эпохи средневековья и служили для разных игр. Атмосферу создаёт не только деревянная облицовка стен, украшенная готическими орнаментами, но и коллекция фландерских люстр‚ и главным образом сводчатый потолок, который напоминает своды английских готических сооружений. А доспехи, выставленные здесь, должны напоминать о прошлой славе рыцарских времён. В 19-ом веке они были, в соответствии с романтической модой, неотъёмлемой частью украшения в таких залах. Доспехи свидетельствуют о небольшом росте воинов рыцарской эпохи — около 150 см, однако весом они около 40 кг. Люстры в зале латунные, единственные в замке со свечами. Из двери рыцарского зала виден парковый пруд и минарет, называемый «Турецкой башней», построенный по плану архитектора Иосифа Хардмута в 1797-1802 гг.
После рыцарского зала следует летняя столовая. В углу находится этажерка с оловянной посудой, однако она там лишь для украшения, члены княжеской семьи использовали фарфоровую посуду. В центре установлен добротный стол с красивой резьбой. В случае больших застолий и пиров он расширялся с боков для увеличения длины столешницы. На стене над столом висит картина, показывающая застолье на свадьбе знатных дворянских родов Зигизмунда Дитрихштейна и Барбары Ротгол, которая состоялась в Вене. В столовой находится еще старинное венецианское зеркало, которому уже более 300 лет! Зеркало висит очень высоко, так что посмотреть в него практически невозможно. Связана с ним забавная легенда, в которую, возможно, средневековые люди верили: если в зеркало посмотрится женщина, она станет еще красивее, если же мужчина — то в скором времени он облысеет и потеряет зубы.
Через соединительный салон попадаем в одну из самых красивых комнат замка — библиотеку. Здесь выдающейся достопримечательностью является винтовая лестница, вырезбленная из цельного ствола дуба и не имеющая ни единого гвоздя. Пролеты лестницы соединены деревянными шипами. Изготовлялась лестница ремесленниками из мастерской Карла Лаистера, у которых ушло целых 5 лет на завершение своего шедевра. Установлена лестница в замке была в 1851 году.
На стене возле входа висит маленький алтарь из слоновой кости и эбенового дерева. Картинка в центре изображает генеалогию Иисуса Христа. В резных шкафах библиотеки находится более 2 тысяч книг, являющихся особой ценностью книжного фонда замка. Здесь собраны произведения начиная с эпохи романтизма до 19-го века, написанные на английском, немецком, французском и итальянском языках.
В следующем бирюзовом зале все обставлено с изысканным вкусом и умением. При реставрации этой комнаты было сделано все, чтобы сохранить изначальный стиль и убранство. Так, реконструкция обоев по подлинному образцу была проведена в мастерской фирмы Франкар в бельгийском городе Котрийк. Сохранились и латунные решетки в углах комнаты, через которые в залу вдувался теплый воздух. Такая система отопления была предложена в 1844 году Иосифом Шепрсом.
Далее находится красный курительный салон. В этот зал доступ был разрешен только мужчинам, здесь они курили, играли в азартные игры, обсуждали дела. Резной потолок изготовлен из литвенницы, облицовка стен из ореха. Доспехи в комнате относятся к 16-му веку и являются подлинными. Красивые круглые столы являются точной копией позднеготического стола 1506 года. Застекленная дверь в салоне ведет в оранжерею, где росли экзотические растения и пальмы. В то время это было настоящим чудом.
Наконец, выходим в синий танцевальный зал с выходом на терассу дворца и парк. В зале нужно обратить внимание на уникальный потолок из липы — в каждом из ромбов рисунок не повторяется. Этот шедевр деревянного искусства является одним из самых красивых новоготических потолков Европы. Зеленые вазы в эркерах — подарок русского царя Александра генералу Яну Иосифу Первому Лихтенштейну. На стене висит большая картина, изображающую Персея и Андромеду. Написана она по мотивам греческой мифологии немецким художником Германом Шельесером в середине 19-го века.
Здесь и завершается осмотр первого этажа замка. Дальше лучше всего прогуляться в замковом парке, чтобы немного отдохнуть от уведенного разнообразия роскошных замковых интерьеров.
Авторы Алексей и Елена Труфановы
Фото Алексея Труфанова