Самое музыкальное государство Европы
Но «самым музыкальным» городом Австрии является ее столица. Музыкальными ритмами тут пропитано буквально все: от брусчатки на мостовой до величественных стен вековых особняков. Как точно выразился Стефан Цвейг, Вена – это «великолепно оркестрованный город».
Музыка и Австрия – понятия практически неразделимые. В каждой области страны ежегодно проводятся музыкальные фестивали, на которые съезжаются именитые музыканты со всего света. Но «самым музыкальным» городом Австрии является ее столица. Музыкальными ритмами тут пропитано буквально все: от брусчатки на мостовой до величественных стен вековых особняков. Как точно выразился Стефан Цвейг, Вена – это «великолепно оркестрованный город».
Вряд ли в мире найдется еще один подобный город, в котором жила и работала целая плеяда знаменитых композиторов. Вена вдохновляла на создание лучших своих произведений Глюка, Бетховена, Моцарта, Брамса, Шуберта, Брукнера, Малера, Вольфа, Шенберга. И это только малая часть огромного списка, в который можно включить еще десятки известных фамилий, например, авторов замечательных оперетт – Легара, Зуппе, Кальмана. Естественно, что далеко не все из них были коренными венцами.
Моцарт родился в Зальцбурге, родина Брамса и Бетховена – Германия, Зуппе – бельгиец. Большинство композиторов переехали в Вену, будучи уже состоявшимися личностями, и этот факт подчеркивает то, что Вена, столица Австрийской Империи, была также и музыкальным центром не только Австрии, но и, пожалуй, всей Европы. Это легко объясняется. Дело в том, что в то время музыка не пользовалась популярностью в массах, и оценить по достоинству таланты композиторов могли лишь члены королевской семьи и приближенные к ним дворяне. Так что для того, чтобы заработать на кусок хлеба, музыкантам приходилось выбиваться в высший свет, играя на балах в шикарных столичных дворцах. Собственным оркестром императорский двор обзавелся в начале XVII века благодаря императору Максимилиану I, который был известным меценатом.
В Австрии музыке уделяется огромное внимание. Музыка – обязательный предмет школьной программы. Любовь к ней воспитывается в детях с раннего детства. Свою роль сыграли тут и христианские традиции – австрийцы семьями каждую неделю посещают церковь, тем самым приобщая подрастающее поколение к церковным песнопениям и органной музыке. История хорового песнопения в Австрии насчитывает множество веков. Еще в конце XV века был основан Венский хор мальчиков, который существует и по сей день. В каждом самом маленьком городке вы обязательно найдете какой-нибудь певческий кружок или капеллу. Не последнюю роль сыграли близкие и братские отношения с Италией. Однако «рассвет» итальянских композиторов произошел только в XVII веке, до этого большинство музыкантов в имперской Австрии были голландцами.
Театральный сезон для Вены – событие особое. Концертные залы и бывшие дворцы знати до отказа забиты ценителями искусства. В это время в городе особо много туристов, желающих приобщиться к культурной жизни столицы. Специально нанятые организаторами концертов молодые люди, одетые в исторические одежды, издалека узнают приезжих и продают им билеты на различного рода мероприятия.
Австрийцы трепетно чтут и сохраняют свою музыкальную культуру и историю. Так как знаменитых австрийских музыкантов и композиторов не счесть, то за год могут отмечаться по несколько юбилеев. Например, 1999 г. объявили годом Штрауса, известного своими прекрасными вальсами. Между прочим, отец знаменитого австрийского композитора Иоганна Штрауса не менее известный композитор Иоганн Штраус-старший был против того, чтобы сын становился музыкантом. А знаменитые вальсы Штрауса-младшего увидели свет благодаря его матери, всячески поддерживающей музыкальные стремления сына.
К сожалению, заслуги многих талантливых композиторов по достоинству смогли оценить только после их смерти. А самый прославленный из всех – Вольфганг Амадей Моцарт вообще был раздавлен невежеством современников. Дело в том, что знаменитого музыканта похоронили в общей могиле и даже не повесили табличку с его именем. Позже этот досадный казус был исправлен, и имя гения сейчас почитаемо во всем мире. Портрет Моцарта в самой Австрии, а особенно в его родном городе Зальцбурге, встречается повсеместно: на афишах, плакатах, настенных календарях и даже коробках из-под шоколадных конфет. А ближе к 27 января, дню рождения композитора, сувенирные лавки буквально ломятся от товаров, так или иначе посвященных великому австрийцу. Так что музыкальная культура в Австрии – это и неплохой бизнес, хотя австрийцы на эту тему никогда излишне не спекулировали.
Нигде в мире вы не найдете еще одно кладбище на котором вечный покой получили такое огромное число великих композиторов. На Центральном кладбище Вены, что не могила, то значимая часть мирового культурного наследия. Местом постоянного паломничества являются могилы Шуберта, Бетховена, Брамса. Конечно, не все знаменитости похоронены тут. Так, на тихом кладбище в Гринциге, что в пригороде Вены, можно найти скромное надгробие, на котором выбиты только два слова, имя и фамилия покоящегося – Густав Малер. Композитор сам пожелал быть погребенным именно здесь. Нелицеприятная история приключилась с похоронами Гайдна. Спустя неделю после его похорон голова умершего была похищена личным секретарем мецената Гайдна князя Эстерхази. Голову найти так и не удалось, а в 1820 году князь распорядился перезахоронить тело покойного в Айзенштадте. Но в 1954 году череп был обнаружен, экспертиза подтвердила, что принадлежит он Гайдну и его в скором времени поместили в усыпальницу композитора.
Хотя рассвет оперы пришелся на рубеж XIX-XX веков, оперные традиции в Вене сильны до сих пор, и австрийская столица наряду с Нью-Йорком, Лондоном и Миланом остается центром этого вида искусства. Венский оперный театр выделяется на фоне остальных зданий своей пышностью и помпезностью. Каждый вечер в театре аншлаг, так что достать билеты сюда не так-то просто. Во время второй мировой в здании случился сильный пожар, целое послевоенное десятилетие ушло на восстановление Венской оперы.
Музыкальный сезон в Вене достигает своего апогея в феврале, когда устраиваются балы и маскарады. У истоков бальных традиций стоят карнавалы, устраивавшиеся в преддверии весны и пасхального поста. Самым известным балом является Опернбаль, ежегодно проводимый в Венской опере. Во время подготовки к нему зал театра преображается: кресла демонтируют, а стены и сцену украшают разноцветными гирляндами и цветами. Публика здесь только из высшего общества, да и цена на билеты соответствующая – не менее 50 тысяч долларов. Вообще венский февраль богат на балы, которые устраиваются не только элитой и аристократами, но и старинными ремесленными гильдиями и сообществами. Чтобы блеснуть на балу необходимо уметь хорошо танцевать – для этого можно записаться в школу бальных танцев, коих в Вене великое множество.
Австрийцы всячески почитают своих великих земляков. На одной из красивейших венских улиц, Кертнер-штрассе, была открыта Аллея славы великих музыкантов и композиторов. В мостовую были вмонтированы более семидесяти гранитных и мраморных плит с фамилиями выдающихся деятелей музыкального искусства.
Автор Андрей Гецевич