Богородице-Рождественский собор в Суздале с картой

Богородице-Рождественский собор в Суздале с картой
Красота русской архитектуры в средние века выражалась в постройке соборов и храмов. Гражданские сооружения были, как правило, невелики, за исключением разве что княжеских палат. Основывая город люди строили храм, а от храма разрасталось и само поселение. В 13 веке Богородице-Рождественский собор Суздаля был самым красивым сооружением города, кроме того это было самое высокое здание города, которое господствовало над приземистыми домами горожан.

Этот храм был главным зданием Суздальского кремля. В старину кремль был центром города, но с веками стал окраиной. До 18 века кремль окружала рубленная стена с башнями, стоявшая на земляном валу. В 1719 году, во время страшного пожара, она сгорела и более не возобновлялась. Сейчас только по оставшимся земляным валам, поросшими травой, можно определить прежние границы Суздальского кремля.

СейчасБогородице-Рождественский собор — это величественное здание увенчанное пятью огромными куполами с позолоченными звездами по синему фону. Но такой вид собор имел не всегда. Построен храм был при князе киевском Владимире Мономахе в конце 11 века, и первоначально назывался Успенским. Это был шестистолпный крестокупольный, первый каменный храм на северо-востоке Руси. Сложен был собор из токого кирпича-плинфы, на розоватом растворе извести — «цемянке». Храм сразу был расписан фресковой живописью.

Но храм быстро обветшал, и в1194 году собору потребовался капитальный ремонт. По повелению князя Всеволода 3 Большое Гнездо ремонт был произведен, летописец рассказывает: «В лето 6702 (1194) года, месяца сентября, обновлена бысть церквы Святая Богородица в Суждали, яже бе опадала старостью и безнарядьем… и покрыта бысть оловом от верху до камер и до притворов… а иже не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородицы и от своих, иных крыти, иных известью белити». Из этой летописной записи видно, что на Руси уже Были свои мастера, и князю уже не нужно было приглашать умельцев из-за рубежа.


Фото достопримечательностей Золотого Кольца России: Синие в звездах купола Богородице-Рождественского собора видны издалека
Синие в звездах купола Богородице-Рождественского собора видны издалека

В 1222 году по приказу князя Юрия Всеволодовича суздальцы разобрали старое здание и воздвигли новое из ноздреватого известкового туфа. Но при возведении новогособора использовались материалы из разобранного древнего здания, местами в нижних частях стен встречаются целые блоки из плинфы старого мономахова собора. В Лаврентьевской летописи датированной 6733 годом от сотворения мира, или 1255 годом, новая церковь названа «краснейшею первыя», то есть более красивой чем прежняя.

Новую церковь слегка сместили к северу по отношению к старому зданию и немного повернули по оси. Собор был построен на шести кресчатых столбах с тремя апсидами и тремя притворами, храм был трехглавый, но многие историки с этим не согласны так как нет древних указаний на это. Стены грубоваты, но по фасадам собор украшал аркатурно-колончатый фриз с женскими масками. Выполнено все было великолепно, и нижняя часть стены дошедшая до наших дней свидетельствует об этом.


Фото достопримечательностей Золотого Кольца России: Богородице-Рождественский собор - главное здание Суздальского кремля
Богородице-Рождественский собор — главное здание Суздальского кремля

Храм был задуман как усыпальница князей и епископов. Для погребений предназначались акросолии в притворах и под хорами. Здесь был погребен в 1279 году суздальский князь Юрий Андреевич, но основные захоронения приходятся на 16 — 17 века. В храме покоятся Шуйские, Скопины-Шуйские, Ногтевы, Бельские и представители других дворянских семей России.

В 1445 году храм сильно пострадал от пожара, особенно его верхняя часть, и в 1528 -1530 годах собор разбирают до аркатурно колончатого пояса, и надстраивают снова из кирпича. Мастера хотели сохранить внешний вид собора неизменным, но не смотря на их старания здание собора все же претерпело некие изменения.

В 17 веке собор преображается стараниями епископа Серапиона. В 1634 году храм был расписан фресками, а в следующем году к нему был пристроен придел в честь святых Федора и Иоанна. В 18 веке Рождество-Богородицкий собор снова претерпевает изменения: с северной стороны к нему пристраивают два придела в честь Вознесения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1748 году отремонтирована крыша — старая деревянная разобрана и сооружена новая металлическая, а центральный купол позолочен.


Фото достопримечательностей Золотого Кольца России: 5-ти ярусный иконостас 17 века в Богородице-Рождественском соборе в Суздали
5-ти ярусный иконостас 17 века в Богородице-Рождественском соборе в Суздали

1815 год ознаменовался для церкви пристраиванием к ней придела Рождества Христова, а в 1816 году паперти. В 1895 году отремонтировано отопление собора — в полу была устроена система каналов калориферного отопления.

В 1865 году производится новая роспись шуйским живописцем Быковым, и старая роспись 1634 года записывается новыми фресками. В таком виде храм простоял до 1950 года.

В 20 веке историки стали проявлять интерес к собору, проводились исследования и реставрации. К 1954 году храм освободили от позднейших надстроек, и к 1960 году собор предстал пред людьми в законченном виде. Храм долгое время был закрыт на противоаварийные профилактические работы: в нем укрепляли стены и колонны, реставрировали фрески и камни.

Храм до сих пор принадлежит и Русской Церкви и Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Рождественский собор входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием«Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». 1991 год стал для Русской Церкви и Суздальского собора знаменательным: 10 сентября торжественное богослужение в храме возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


Фото достопримечательностей Золотого Кольца России: Купола Богородице-Рождественского собора
Купола Богородице-Рождественского собора

Сам по себе собор представляет собой некий музей древнерусского искусства. Интересно центральное паникадило с литым скульптурным изображением Ивана Ивановича Шуйского жертвователя самого светильника в 1606 году, о чем свидетельствует вкладная надпись в самом паникадиле. Интересен и огромный пятиярусный иконостас с иконами школы Симона Ушакова. Интересны и врата западного и южного входа с золотыми изображениями Евангельских и житийных сцен.

Не смотря на постоянные реставрации собор находится в аварийном состоянии, службы совершаются крайне редко. Так некогда центральный храм Суздаля, одного из крупнейших и могущественнейших городов Руси, приходит в забвение, меняются приоритеты людей, рождаются новые ценности, они поглощают человека и тот полностью окунается в суету, которая забирает всё его время и душевные силы.

Автор Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru

18
Нет комментариев. Ваш будет первым!