Достопримечательности города Одесса, замок Курисов
Полтора часа автобусом от Привоза, потом 10 минут пешком и взору открывается то, что некогда было великолепным восточным дворцом в мавританском стиле, оазисом посреди Одесских степей и одинаковых сёл. Что удивительно, после череды катастрофических разрушений и пожара замок Курисов не утратил своей красоты и уникальности. Стоит только присмотреться в одинокие башенки, стрельчатые пустые окна, огромную арку-свод, двухмаршевые парадные лестницы, и воображение рисует дворец во всей его пышности и величии, каким он был в конце 19 века. Жаль что это возможно только в мыслях...
Предисловие
Отныне для меня село Петровка Коминтерновского района Одесской области — это не пустой звук, не одно из тысяч ничем не примечательных сёл Одесской области. В этом месте уже более 50 лет стоит всеми забытый и заброшенный памятник архитектуры, уникальный в своем роде дворец дворянского рода Курисов. В сельской местности, окруженный такими же заброшенными постройками советского периода, на берегу засохшего озера восточная архитектура замка выглядит неправдоподобно и в чем-то фантастично. Хотя от некогда красивейшего строения остался только "скелет" – всё, что уцелело после варварских разграблений и пожара, здесь есть на что посмотреть и чем полюбоваться. А разбирающийся в архитектуре человек узнает в руинах минарет, ниши каминов и балкончики в залах, места, где располагалась оранжерея, где висели огромные зеркала и картины.
Слово истории
Кто же такие были малоизвестные Курисы, как строился замок и как раньше жило нынешнее село Петровка?
Первоначальное название села было Курисово-Покровское, возникло оно примерно в 1793 году. Земли села были дарованы Ивану Онуфриевичу Курису – доблестному подполковнику, носителю наивысшей воинской награды Российской Империи Ордена Святого Георгия III-ей степени, потомственному дворянину. Эти чины были дарованы Ивану Онуфриевичу за многочисленные успешные военные кампании, в которых учавствовала Российская Империя. В 1790-м году, при Измаиле, Курис — правитель дел канцелярии и Суворова по секретной части. За доблестные подвиги в Измаильском сражении получил будущий хозяин Курисово-Покровского кавалера Георгиевского креста и земли на отвоеванных у турок территориях.
О ходе строительства замка точных фактов нет, однако современный краевед Олег Свирин в своей книге "Да будет правда" 2005 г. делает предположение, что изначально дворец представлял собой весьма скромное строение с античным портиком и колоннами. Строительство шло с 1810 по 1820 год, имя архитектора первой версии дворца история также умалчивает. Помимо дворца Иваном Онуфриевичем была построена православная Покровская церковь, в которой позже находился фамильный склеп рода Курисов. Вокруг дворца и у берега реки Балай на десятки гектаров степи был высажен лес, остатки которого сохранились до сих пор.
У Ивана Онуфриевича после первого брака было 3 сына и дочь. Один из сыновей Платон Иванович Курис по роду службы был переведен в Феодосию, став там первым городским полицмейстером. Позже со своей женой Елизаветой Львовной Альбрант он унаследовал село Каиры, также принадлежавшее Ивану Онуфриевичу. Младший сын Александр Иванович Курис молодым погиб в сражении против польских повстанцев, судьба дочери Софии Ивановны малоизвестна. Третий сын Ираклий Иванович после смерти отца становится хозяином имения и села, которые перешли ему по наследству.
Как и его отец, Ираклий Иванович сделал отличную военную карьеру, был героем русско-турецких войн. После выхода в отставку в 1837 году он занимается делами села: построил ветряную мельницу, дома для переселенцев, обязывая их садить вокруг своих жилищ деревья. Однако много Ираклий Иванович сделать не успел, на 47 году жизни он скоропостижно скончался. Похоронен был в семейном склепе у Покровской церкви.
После смерти Ираклия Ивановича, полноправным хозяином имений становится его сын Иван Ираклиевич Курис, который еще больше прославил свой род. Сложно перечислить все титулы, звания и награды Ивана Ираклиевича. Знаменитый коллекционер-нумизмат, действительный член Одесского Общества любителей истории и древностей, Президент Императорского Общества сельского хозяйства Южной России, Шталмейстер Высочайшего Двора, приглашенный на коронацию Александра III, кавалер многих орденов, попечитель многочисленных обществ, член Английского и самого престижного в Одессе Клуба Русского Общества Пароходства и Торговли. Он был одним из организаторов Черноморского яхт-клуба и Крымско-Кавказского горного клуба, членом Наблюдательного комитета Земского банка Херсонской губернии, Председателем Торгово-Промышленного Банка...
Именно во времена его хозяйствования село Курисово-Покровское достигло наивысшего расцвета, а родовой замок Курисов приобрел тот вид, остатки которого мы можем видеть. Иван Ираклиевич нанимает из Санкт-Петербурга архитектора Н.К. Толвинского, с помощью которого старая дедовская усадьба в 1891-1892 годах полностью перестраивается в шикарный дворец в мавританском стиле.
Так выглядел дворец Курисов при Иване Ираклиевиче. Фото примерно 1950-х годов (фото из книги О. Свирина "Да будет правда")
Наиболее привлекательным и утонченным элементом новой архитектуры, безусловно, стали две великолепные округлые лестницы, спускающиеся к прудам и английскому парку на западном фасаде дворца. О внутреннем декоре известно, к сожалению, очень мало. Вот цитаты из некоторых исчточников о внутреннем убранстве: "в новой части здания расположен большой парадный зал без окон, с верхним светом, украшенный пилястрами с капителями упрощенного коринфского ордера и альфрейной росписью"... "Крыша замка — аквариум, его наполняли летом и было не только заманчиво смотреть на заморских, сверкающих рыбок, но и на искусно выполненную работу мастера по мозаике, на игру преломляющихся лучей...". Вокруг дворца был распланирован парковый ансамбль с оранжереей тропических растений в южной части. Уникальным во всей России был и сад плодовых деревьев, организованный Иваном Ираклиевичем – сотни сортов яблонь, груш, слив, персиков и винограда поражали воображение даже самой богатой знати того времени.
В селе при Иване Ираклиевиче действовали школа, почтовое отделение с телеграфом, телефонная линия, лечебница, постоялые дворы, и первые в Российской Империи ясли-сад, куда жители села могли отдать своих детей на время полевых сезонных работ. Труд жителей села облегчали и новые молотильные машины, а потом и паровая машина, приводившая в движение множество установок.
Преуспел внук Ивана Онуфриевича и в сельском хозяйстве. Вдоль озера и реки Балай были построены кошары для огромного стада породистых овец. В хозяйстве трудились даже верблюды, оставшиеся там аж до 40-х годов 20 века.
Умер Иван Ираклиевич 2 марта 1898 года, он был последним, кого похоронили в фамильном склепе Курисов. Последним владельцем усадьбы до начала Октябрьской революции был один из сыновей Ивана Ираклиевача, Иван Иванович Курис. Перед тем, как всё созданное трудами его предков, подверглось варварскому разрушению и разграблению, Иван Иванович со своей семьей покинули своё родное село и имение. Навсегда...
Печальные события 20 века
Последствия революции не ограничились утратой бесценной коллекции вещей, книг и рукописей Курисов. Жители села под действитем всеобщего переворота, видимо, слабо сознавали, что творили. Однако, они пошли в Покровскую церковь, вскрыли фамильный склеп хозяев села и останки захороненных там Курисов, посвятивших жизнь защите Отечества и процветанию села, просто выбросили в чистое поле. Позже с церкви был сбит крест, а внутри устроен развлекательный клуб. Кстати, когда крест был сбит, его подобрал один из жителей села и закопал. В 1990 году восстановленная Покровская церковь снова обрела утраченный крест.
Лишен справедливости тот факт, что в 1921 году село Курисово-Покровское переименовывают в Петровское, в честь председателя ВУЦИК Г. И. Петровского, а с 1937 года становится нынешней Петровкой.
В отличие от Покровской церкви, которую приводят в порядок и по сей день, замок Курисов постигла череда разрушений. Прекрасный ландшафтный парк и часть леса были вырублены румынскими оккупантами в годы Октябрьской революции. Они же вывезли из помещений зеркала, дубовую отделку, картины и другие вещи. Сначала в поместье вселяется сельскохозяйственная школа, затем дворец отдается под нужды аграрного техникума, построенного в непосредственной близости с усадьбой. За все это время была только одна незначительная реставрация помещений под нужды техникума. Год за годом башенки и хрупкие элементы замка начинают ветшать и разрушаться.
В 1990 году все же предпринялись попытки начать реставрацию замка, были даже собраны деньги, подписаны бумаги. Но снова роковой удар. В летнюю ночь случилась сильная гроза, мощная молния ударила в крышу замка, возник сильный пожар, который буквально за ночь уничтожил то, что еще подлежало восстановлению.
В 2000 году приезжал из Парижа на землю предков Александр Александрович Курис, сын Александра Ивановича Куриса, внук знаменитого Ивана Ираклиевича. Вопрос о выкупе потомственного имения ему не задавали, а он не предлагал. Сумма, как оказалось, немалая, даже с учетом того, что замок стоит в руинах и служит свалкой для местных жителей. Ведь потомок Курисов – всего лишь обычный француз, а не новый русский. Остается верить, что о надругательстве над останками своих родственников Александр Александрович Курис не узнал.
Более 20 лет прошло со дня разрушающего пожара. Ныне замок стоит зияя пустыми окнами и входом в нижний этаж. Перил у парадных лестниц давно нет, башенки с каждым годом все больше осыпаются, в подвалах и бывших помещениях устроена мусорка, стены исписаны местной молодежью, далекой от культурных ценностей. И только герб дворянского рода Курисов, вылепленный на стене замка, словно чьей-то невидимой рукой был прикрыт от уничтожения. На нем до сих пор явно видны изображения льва, лилий и девиз рода Курисов "Да будет правда". Будем верить, что она будет.
Вселяет надежду на лучшее птица благополучия и достатка, особо любимая на Украине – аист. Семейство аистов уже много лет выводит своих птенцов в гнезде на одной из башен замка. Есть примета, что дом, который облюбовали аисты обладает положительной энергетикой, его не тронет беда и стихия.
Есть ли будущее?
Что ждет руины Курисовского имения пока ответить никто не может. Однако, я уверена, что будущее может быть. Есть множество примеров, когда из развалин восстанавливались целые дворцово-парковые комлексы. Вспомним усадьбу Царицыно в соседней России, в которой было восстановлено около десятка дворцов, павильонов и мостов в парке. Деревянный дворец Алексея Михайловича в усадьбе Коломенское той же России был возведен с нуля и теперь привлекает туристов со всего мира. В Одессе ярким примером возрождения из руин служит Кирха, состояние которой было даже еще хуже, чем у Петровского замка. Говоря о западных странах, сложно перечислить тысячи старинных памятников архитектуры, реставрация которых всячески приветствуется властями.
Другой вопрос, более важный, кому это нужно и что будет с замком после восстановления. Как говорят специалисты, реставрация полуразрушенных зданий такой сложной архитектуры непременно требует инвесторов, способных вложить немалые средства на отстройку. Кроме того, потребуется воссоздать и парковый ансамбль вокруг дворца, некогда бывший английским парком, озеро и ручей, от которых сейчас остались только следы. В самом же замке сделать музей, среди объектов которого обязательно будет экспозиция, посвященная истории рода Курисов.
Тем не менее все это реально, и тогда потянутся в это место не только одесситы, но и многочисленные туристы. Усадьба Курисов в Петровке может стать одним из красивейших и лучших мест отдыха не только Одесщины, а и всей Украины.
Автор Елена Труфанова
Фото и видео Алексей Труфанов