Храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге с фото и картой
Одна из жемчужин Санкт-Петербурга — это собор воскресения Христова, более известный как храм Спаса на крови. Собор построен на месте, где был смертельно ранен император Александр Второй, на берегу канала Грибоедова. Высота храма 81 метр — это символическое число связанно с годом смерти императора.
В истории Руси было множество правителей, хороших и не очень, любящих свою Родину и с любовью смотрящих на народы ближних и дальних стран с попыткой ввести и на своей отчизне их традиции и порядки. Всем им воздавалась честь по смерти: князьям, царям, императорам, но смерть бывала разная...
19-й век для Российской империи знаменателен и яркими примерами доблести и могущества страны, не обошли Россию и скорбные моменты истории.
Император Александр II за отмену крепостного права был прозван Освободителем. Но несмотря на его реформы по освобождению крестьян он не сыскал любви у народовольцев. Семь покушений на августейшего были не удачны, но восьмое стало роковым: 1 марта 1881 года террорист Гриневицкий при покушении смертельно ранил царя. Уже на следующий день городская дума Санкт-Петербурга просила наследника престола Александра Александровича (будущего Александра ІІІ) дать разрешение на постройку часовни или памятника, на что тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь…а не часовню». Однако сразу храм не возвели, на месте покушения была построена временная часовня. Часовня простояла до весны 1883 года, пока не начались строительные работы.
Было проведено три конкурса на лучший проект, но победители дух первых не удостоились внимания Александра ІІІ. А вот третий конкурс был плодотворен, и проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышева) был одобрен императором.
Строительство обошлось в 4,6 миллионов рублей. Только мозаику собора делали 10 лет. 19 августа 1907 года собор освятил митрополит Антоний (Вадковский) в присутствии императора Николая ІІ. Храм был полностью электрифицирован, его освещало 1689 светильников.
Храм построен не на сваях, а на бетонном основании. Чтобы вода не заходила под здание, для колокольни был построен выступ над каналом шириной 8 метров. Внутри собора из яшмы, лазурита и орлеца был сделан шатер, под которым находится дошедший до нас фрагмент Екатерининского канала: часть решетки, плиты тротуара, булыжники мостовой – то самое место, на котором произошло покушение на императора Александра Второго. Чтобы исполнить этот проект русло канала пришлось отодвинуть на 8,5 метров.
Деньги на собор шли со всей России, и не только: жители других славянских стран также вложили не малую лепту в постройку собора. В память о пожертвованиях на стенах колокольни помещены сотни гербов больших и малых городов, губерний и уездов, участвовавших в сборе средств. Но самый большой вклад в постройку храма осуществила семья Романовых, отмечено это царским венцом, который венчает крест на колокольне. Со стороны Михайловского сада храм окружен чугунной колокольней с растительным узором выполненным по эскизу Парланда. По периметру храма установлено 20 гранитных досок на которых золочеными буквами описываются деяния императора Александра ІІ.
Как и Исаакиевский собор храм был на содержании государства, он не был рассчитан на массовые посещения и не являлся приходским. Собор был в ведении Министерства внутренних дел, вход в храм осуществлялся по пропускам. Службы были в основном заупокойные в память о погибшем императоре и ежедневно произносились проповеди.
Революция 1917 года наложила свой отпечаток на историю собора, финансирование из казны государства прекратилось, храм сразу обнищал. Настоятель обратился к народу со словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нем богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нем благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».
Через два года решено создать при храме так называемую «двадцатку», что фактически значило создание прихода. Настоятель протоиерей Петр Лепорский высказался против этого, так как храм никогда не был приходским, но его мнение власти учли, и храм отдали «двадцатке». До 1930 года храм переходил из рук в руки различных конфессий, и в конце концов был закрыт.
Прошло немного времени и храм решили разобрать, но начавшаяся Великая Отечественная Война помешала воплотить в жизнь это решение. После окончания войны в храме устроили склад декораций Малого оперного театра. В 1970 м году храм переоборудовали как филиал музея «Исаакиевский собор». В восьмидесятые и девяностые года храм Спаса на Крови реставрировался. А в 2004 году здесь была отслужена первая за более чем 70-летний перерыв литургия.
Внешне храм напоминает Собор Василия Блаженного в Москве. Разница в том, что московский храм построен в юном царстве – Иван Грозный первым из русских великих князей назвал себя царем, а Петербургский храм построен в зрелой империи, только жизнь этой империи оборвалась в этом зрелом возрасте вскоре после постройки «Спаса на Крови». Внешнее сходство с московским храмом красавцем, его сложный живописный силуэт и многоцветное декоративное убранство выделяет собор из строгих построек Северной Пальмиры.
Центральный купол храма шатровый, его высота 81 метр. Всего на храме 9 куполов, часть золоченых, часть покрыты эмалью. В западной части храма находится колокольня увенчанная куполом напоминающим своим внешним видом купол колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Внутри храм богат мозаикой, здесь находится крупнейшая в Европе мозаичная экспозиция — площадь ее составляет 7 065 квадратных метров. Среди мастеров, трудившихся над мозаичным украшением храма особенно известны художники В.М Васнецов, М. В. Нестеров и А. П. Рябушкин.
Храм «Спаса на Крови» в Северной Пальмире, построенный в честь императора убитого революционером, чудом сохранился до наших дней. Годы революции, Гражданской войны и Советской власти затронули храм не лучшим образом и оставили не самые приятные воспоминания, но удивительно именно то, что памятник прославляющий убитого, а не убийцу был сохранен единомышленниками последнего. Прискорбно то, что мало храмов постигла участь остаться целыми и радовать глаз любителей искусства и души верующих христиан.
Официальный сайт храма Спас на крови с перечнем экскурсий, экспонатов и стоимостью посещения: www.cathedral.ru/spasa_na_krovi
Автор Виктор Чугаев, специально для www.goodtourist.ru