Владимир — Золотое Кольцо России — достопримечательности города с фото и картой
Еще имя Москвы не знали на Руси, а Владимир уже был внушительным городом-крепостью. Множество киевлян перебрались сюда, и перенесли с собой память о своем любимом городе. Владимир отстоял далеко от «Матери городов русских», и поэтому ностальгические чувства киевлян перенеслись на берега Клязьмы. Владимир, подобно Киеву, занимал прибрежные кручи, высокая гора с крепостью носила название Печернего города, и название киевских рек: Почайна, Лыбедь, Ирпень были перенесены на названия притоков Клязьмы. Этот город затмил славу Киева, но и его постигла та же участь – Москва выросла окрепла и поглотила этот дивный город.
Владимир из поселка разросся в столичный город. Еще князь Владимир Мономах оценил гряду холмов над Клязьмой, как отличное место для постройки крепостей, и поселок, стоящий на этой гряде, был назван княжеским именем – Владимир. В 1108 году была завершена постройка крепости – этот год и принято считать годом рождения города. Сын Мономаха Юрий Дологорукий, и его внук Андрей Боголюбский, также содействовали постройке новых городов ( Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород ) и укреплению уже существующих. Так Владимир разрастался и позже стал столицей Руси.
Князь Андрей Боголюбский покидает Киев и, взяв с собой великую святыню Руси, Владимирскую икону Божией Матери (как она была позже названа) идет на север. Во Владимире кони, везущие икону, чудесным образом останавливаются и отказываются дальше идти, князь это понимает как знак свыше и останавливается здесь. Во Владимире от иконы изливается множество дивных чудес. После всего этого князь Андрей Боголюбский переносит столицу во Владимир.
В 1158 – 1165 годах в новой столице разворачивается грандиозное строительство. Андрей Боголюбский преследовал две цели: первая – затмить славу Киева, укрепить и возвеличить новую столицу так чтобы по красоте и мощи Владимир не только не уступал, но и превосходил Киев, и вторая – объединить вокруг Владимира все Русские земли. Обе цели поставленные князем были воплощены в постройке Владимирского Успенского собора – храма который должен стать символом единства русских и, кроме того, превзойти в величестве Софию Киевскую.
Высотой новый храм превосходил не только Киевскую, но и Новгородскую Софию, хотя по площади уступал Софии Киевской. Построен собор за два года, в 1158 году совершилась закладка, а завершено строительство в 1160 году. Необыкновенно быстро для тех времен. Для постройки собора «Бог привел мастеров из всех земель». Во Владимир стекались мастера из разных мест: Киева, Галича, Греции и даже Германии – мастеров прислал сам император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса.
Храм был построен из белого камня, на холме, так что золотой купол было видно издали. Стены и столбы заметно тоньше чем в Софии Киевской. Появляются пилястры – четырехгранные полуколонны. В храме был применен метод так называемого перспективного портала: входящему казалось, будто он преодолевает целый коридор из арок, отступающих в глубину. Этот прием был довольно распространен во Владимирском зодчестве.
Внутри собор выглядел празднично и радостно. Храм был светлым за счет большого количества окон в стенах и подкупольном барабане. Кроме того полы из майолики отражали свет. Летописцы сравнивали Успенский собор с древним храмом Соломона в Иерусалиме. Собор вмещал в себя две тысячи человек.
При приемнике Андрея Боголюбского, его брате Всеволоде Большое Гнездо, прозванным так за большое количество детей, случился пожар – храм сильно пострадал: белокаменные стены были закопчены, швы в кладке разошлись, в некоторых местах появились трещины. Но храм спасли. Стены обнесли новыми, тем самым укрепили старые, алтарную часть полностью перестроили, вокруг собора были построены галереи. Старый собор оказался новым, как в футляре. Некоторые резные камни сохранившиеся после пожара были перенесены на стены галерей. И всю реставрацию пострадавшего храма выполнили владимирские зодчие, хотя и строили его мастера со всех концов русской земли.
Храм был одноглавый с обширными хорами в западной части, теперь же он стал пятиглавым. Внутри храм тоже стал более строгим: стало меньше света, интерьер стал более сумрачным, в галереях были устроены ниши для княжеско-епископской усыпальницы. Сюда и перенесли прах святого князя Андрея Боголюбского, здесь погребли и самого князя Всеволода 3 Большое Гнездо.
В 1238 году монгольские войска прорвали оборону города и окружили собор. В соборе укрылись семья князя Георгия Всеволодовича Владимирского, погибшего позже в сражении с Батыем на реке Сити, и епископ Митрофан со множеством владимирцев. Захватчики обложили собор бревнами разобранных домов и подожгли, все укрывшиеся в соборе погибли от дыма и огня. Стены собора раскалились и потрескались, но выстояли и позже были вновь починены. Семья князя приняла монашеский постриг от епископа Митрофана, и умерла уже будучи монахами. Собственно говоря эта традиция в средние века на Руси была общепринята, особенно в княжеских кругах – принимать постриг зная о приближении смерти.
Князь узнав о гибели семьи и взятии города монгольскими войсками погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сити. Спустя некоторое время ростовский епископ Кирилл нашел на поле битвы обезглавленное тело князя, позже найдена была и голова которую присоединили к телу. Из Ростова, в 1239 году, тело почитаемое как мощи было перенесено во Владимирский Успенский собор. Но прославление князя Георгия как святого состоялось лишь в 1645 году при патриархе Иосифе.
В 1408 году во Владимир прибыл величайший иконописец древней Руси преподобный Андрей Рублев. Вместе со своим соратником Даниилом Черным они должны были расписать обновленные стены храма, и написать иконостас.
Сейчас иконостас другой, тот, Андреевский, был разобран при Екатерине II. Иконы, написанные Андреем Рублевым переданы в Церковь села Васильевского. После революции 17 года советские власти эти древние, писанные на липовых досках иконы, перевезли в Третьяковскую галерею и в Русский музей. Сейчас роспись древнего иконописца сохранилась лишь в южном нефе собора, это шествие праведников в Рай, часть огромной композиции «Страшный суд».
Но мирное время, а вместе с ним строительство и обновление длились не долго, уже в 1410 году во Владимир ворвалась орда ханского царевича Талыча и разграбила город, та же участь постигла и собор. С храма сорвали даже золоченое покрытие куполов. Существует легенда, что главные святыни Успенского собора были укрыты в тайнике внутри собора. Татары пытали священника Патрикия, но безуспешно.
В 1536 году снова пожар… В 17 веке, по указу патриарха Иосифа, росписи обновили. В 18 веке храм покрытый трещинами «от подошвы до своду» был починен, но внешний вид несколько изменили. В 1888-1891 годах собору вернули его первоначальный вид.
На протяжении веков к собору пристраивались другие постройки, но до наших дней сохранились только Георгиевский придел, построенный в 19 веке архитектором Артлебеном, и колокольня построенная в начале того же века в стиле классицизма, с высоким золоченным шпилем.
Имя князя Георгия Всеволодовича, погибшего в битве с Батыем на реке Сити, связано с древней легендой о «граде Китеже». Так в «Китежском летописце», написанном в конце 17 века старообрядцами Большой Китеж не исчезает во время приступа врагов, как в народной версии. Город попросту берут полчища Батыя, а потом «после разорения того запустеша грады те, Малый и Большой Китежь… и невидим будет Большой Китежь даже и до пришествия Христова». И участь города быть невидимым оплотом древнего святого православия для старообрядцев.
Китежъ объединяет в себе и погибших в Успенском соборе Владимира, принимавших постриг перед лицом смерти, и князя Георгия, павшего вдали от семьи и любимого города. Реальность мифа – Успенский собор во Владимире. Таинственный город – город святых, собор исполняется мучениками, людей умерших в соборе, людей принявших высший вид святости в православии.
Древние времена Руси исполнены героизма и отваги не только воинов, но и монахов, женщин и детей. Воины погибали на поле брани, женщины и дети защищали города. Жестокость завоевателей не знала границ – другие люди, другая культура, другие ценности. Города разрушались. А то, что оставалось, принимало в себя героизм защитников. Успенский собор построен как оплот Руси, как глава нового центра, украшение новой столицы. Собор был на грани разрушения много раз, но как легендарный феникс воскресал из пепла. Не зря на основе истории собора возникли мифы. Героизм рождает восхищение, а восхищение окрыляет героев в глазах поколений, и из подвига рождается легенда. Проходят года, и легенда кажется былью не смотря на свою фанатичность и сказочность.
Успенский собор во Владимире чудом уцелел до наших дней. И это чудесное сохранение шествовало с собором на протяжении веков. И оно облекло собор в красивую одежду сотканную из историй и мифов.
Автор Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru