Спасо-Каменный монастырь, Кубенское озеро, Вологодский край
Для человека светского понятие пустыни связано с обилием песка, жарким солнцем и караваном верблюдов сопровождаемым бедуинами. Иногда песок может быть заменен гористой местностью с острыми камнями и трудно проходимыми дорогами. И странно тогда звучит монашеское слово пýстынь, если монастырь находится в лесу, в пещерах, на островах или полуостровах. Таков был монастырь на Кубенском озере в Вологодском крае. На островке размером 120 на 70 метров помещался один из древнейших монастырей на русском Севере.
В аскетическом понятии пустынь – это место удаленное от людей, так получается, что даже находясь в городской черте, монастырь везде будет пустыней. Здесь свои законы, свои правила. Часто случалось, что монастыри становились основанием для постройки рядом с ними города: взять, например, Сергиев Посад, рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, в Подмосковье, или Святогорск, рядом со Святогорской Лаврой, на Донбассе. Но часто монастыри строились в таких местах, где город не мог появиться.
Таков был монастырь на Кубенском озере в Вологодском крае. На островке размером 120 на 70 метров помещался один из древнейших монастырей на русском севере. По преданию, Белозерский князь Глеб Василькович в 1260 году путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю. Молясь о благополучном своем избавлении от смерти он дал обет построить храм и монастырь на том месте где пристанет к берегу. Судно прибило к маленькому островку, там и был основан монастырь, как обещал князь.
Рассвет монастыря связан с именем афонского постриженика игумена Дионисия Святогорца, позже епископа Ростовского. Он пришел в Москву в14 веке, во времена Дмитрия Донского, и был назначен в Спасо-Каменный монастырь игуменом. Заложенный им устав и традиции просуществовали здесь многие века.
Первый монастырь был деревянный. Как часто случалось в те года – пожар уничтожил практически все монастырские постройки. И в 1478 году было положено начало стройки каменного собора – первого на русском севере каменного храма: «Первый каменный и первый по красоте» — как говорил автор «Сказания о Спасо-Каменном монастыре» Паисий Ярославов.
В 1528 году князь Василий 3 Иванович посещает монастырь и жертвует деньги на постройку теплого храма, который построили уже после его смерти. Это был Успенский храм с трапезной для братии. Кроме храмов на острове было еще 6 каменных зданий и деревянный ряж – укрепительное сооружение для защиты острова от половодья и весенних льдов, на ряже располагались кельи братии.
17 век – эпоха расцвета обители. На острове проживало 93 человека, из них 27 человек братии а остальные рабочий люд. Кроме того монастырь обладал обширными владениями вне острова. Но опять разрушительный пожар, и 26 лет, начиная с 1774 года, монастырь пребывал в запустении. «Свято место пусто не бывает» — в 1799 году местные купцы, дворяне и начальники прибрежных волостей обращаются к императору Павлу 1 с просьбой дать «добро» на восстановление обители. Через два года просьбу удовлетворяют: «монастырь восстановить переведением в него братии и имущества и причислением к нему угодий заштатной Богоявленской пустыни с именованием его Белавинскою Спасопреображенскою пустынею».
19 век в истории монастыря отобразился как век возрождения. Здесь во времена Отечественной войны 1812 года спасаются от наполеоновского нашествия монахи нескольких московских монастырей. В конце 19 века, в 1876 году на острове строят первую в губернии спасательную станцию на водах, руководил станцией наместник монастыря. Было установлено два маяка, один из которых на настоятельском корпусе , его свет был виден за 20 верст. А в непогоду, во время туманов и метелей, с маяка подавали сигнал пятитонным колоколом, привезенным из Петербурга. Колокол был отлит из гильз оставшихся после войны 1812 года.
Судьба постигшая Российскую Империю не обошла и монастырь. Упразднение монархии, гражданская война, последовавшие за ней репрессии все отобразилось на Русской Церкви. Не исключением был и Спасо-Каменный монастырь. В 1925 году монастырь закрывают, а братию выгоняют с острова. В обители организовывают колонию для несовершеннолетних, но уже осенью, после пожара, малолетние преступники разбегаются.
В конце 30-х годов взрывают Преображенский собор. Качество стен было настолько хорошее, что удалось разрушить только крышу и верхние стены – нижняя часть стен сохранилась. Успенскую колокольню не тронули — ее оставили в качестве маяка.
С 1945 по 1960 гостиница, колокольня и погреба, все что осталось от монастырских построек, использовались для нужд рыбзавода. Около 1970 года пожар в гостинице окончательно истребляет жизнь из древней обители. До самого восстановления оставшиеся постройки служат временным прибежищем для рыбаков и туристов. Оставшиеся стены Преображенского собора и гостиницы превращаются в поросшие травой развалины, а колокольня все больше приближается к своему разрушению.
Но разрушиться колокольне не дали. Два человека внесли свои имена в историю островной обители – это Асафов Александр Алексеевич и Плигин Александр Николаевич. Усилиями архитектора А. А. Асафова в 1983 году монастырский комплекс включен в проект «Наследие», где он был главным архитектором. А с 1991 года начинается областное финансирование восстановительных работ.
Но в 1993 году Асафов умирает, а в 94 прекращается государственное финансирование ремонтных работ. Весь труд берет на себя А. Н. Плигин. Восстанавливается колокольня, гостиница. В 1998 году строится часовня во имя всех Вологодских святых. 27 января 2004 года умирает Плигин А. Н., по благословению правящего архиерея архиепископа Максимилиана его хоронят на острове. Работы по смерти первых восстановителей не прекратились — эти люди смогли воодушевить других на труд по восстановлению монастыря. Так в 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными.
Обособленное место острова, находящийся на нем монастырь – многое было причиной того, что это место стало ссылкой для неугодных политических деятелей. Именно сюда был сослан один из ведущих деятелей старообрядческого раскола Иван Неронов. Здесь последние дни жизни провели епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.
Примечательно озеро и тем что в непогоду здесь бывает настоящий шторм. Неудивительно, что князь-основатель монастыря переживал за свою жизнь попав в непогоду посреди озера, молившись, и дав обет из страха смерти, но не забыв его выполнить после чудного своего спасения.
Зимой на остров можно дойти по льду. Однако весной лед тает, и тем самым создает проблемы для прибрежных построек. О силе ледяных торосов свидетельствует случай бывший в обители в 1883 году, когда каменный валун весом более чем в 500 пудов был заброшен на крышу келий, большого труда стоило сбросить его с крыши, и до сих пор его можно найти в груде камней лежащей в монастыре. А в 1915 году торосы разрушили башенку маяка, кстати, стоящую на том самом здании куда ранее был заброшен валун.
Для устройства монастыря на острове, в свое время, было сделано все возможное. Живописнейшее место было обустроено для жизни, кроме того, архитектурный ансамбль украшал сам по себе красивый островок. Разрушительная сила реформ, начатых уже другими людьми (не теми кто строил, а уже разрушал), внесла свои поправки. Сейчас мечта возродителей обители – это Преображенский собор. Видать, нет того духа который был у основателей обители, или не хватает людей проникшихся энтузиазмом для возрождения монастыря. Пока на месте древней обители действует только архиерейское подворье, регулярные службы начались только в 2010 году, а возрождением монастыря занимается вдова покойного Плигина Надежда Александровна.
Как добраться до Спаса Каменного
Кубенское озеро, на котором находится островной монастырь Спас Каменный, расположено в 40-50 км от Вологды по направлению трассы на Медвежъегорск. Попасть непосредственно на остров летом можно только по воде. Зимой смельчаки идут по льду, но крайне не рекомендуем это делать, если нет 100% уверенности в равномерной толщине льда на всем пути.
В настоящее время монастырь после долгого забвения благодаря добровольцам и энтузиастам снова оживает, наполняется энергетикой. Колокольня уже отреставрирована, очереди ждут другие постройки на острове.
Автор Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru