Санаксарский Богородицкий монастырь — православная жемчужина Мордовии
Среди заливных лугов и живописных озер, на изгибе реки Мокши в 3-х километрах от города Темникова республики Мордовии находится уникальная православная обитель с необычным названием "Санаксарский монастырь". Не известно точно, откуда пошло такое название. Словом «синаксарь» издавна на Руси называли краткие жития святых, а может название монастырю дало озеро Санаксар, находящееся недалеко от его стен. В любом случае история, архитектура и святыни Санаксарской обители очень интересны.
История монастыря тесно связана с фамилией Ушаковых – в середине 18-го века в обитель приходит со своими учениками преподобный Федор (в миру Иоанн) Ушаков, дядя знаменитого адмирала. Имя русского адмирала Федора Федоровича Ушакова всегда было известно, он был примером флотской доблести, его флотоводческий талант воспевался во все времена после его смерти, его именем названа советская флотская награда времен Великой Отечественной Войны – орден Ушакова. Величие адмирала как личности признано поколениями, но о жизни его мало кто может рассказать, а о последних днях вообще было принято умалчивать.
«Санаксарский Богородицкий мужеский заштатный монастырь, находится в Тамбовской губернии и епархии, в темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трех верстах по дороге, пролегающей из оного города чрез Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежитийной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению…» - так отмечал анонимный автор в «Историческом описании Сеноксарского монастыря», изданном в 1802 году. Именно неподалеку от этого монастыря и поселился знаменитый русский флотоводец в 1810 году.
Но история монастыря начинается задолго до этого…
Основана обитель была в 17 веке, в эпоху царствования Алексея Михайловича. По приглашению служилого дворянина и писца Луки Евсюкова на его земли у излучины реки Мокши, близ озера Санаксар приехал из оскудевшего Старо-Кадомского Троицкого монастыря старец Феодосий, известный своей высокой духовной жизнью. Старец «пленившись красотой места», решил остаться здесь навсегда – вместе с несколькими своими учениками. Это было в 1659 году. Была воздвигнута часовня и иноки начали понемногу устраиваться на новом месте. Через десять лет местные жители отправили святейшему патриарху Иоасафу 2 прошение о возведении «церкви во имя Пресвятыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской» и о заведении на этом месте монашеской жизни. Патриарх ответил положительно, и на этом месте возникла Санаксарская Сретенская пустынь, иначе монастырь.
Ее основатель, игумен Феодосий, приложил огромные усилия для того чтобы новая монашеская обитель процветала. По его прошению к юному царю Федору Алексеевичу монастырю были переданы перевоз через реку Мокшу, а также близлежащие покосы. Усердия отца Феодосия были замечены и оценены, и его в 1681 году отправляют с миссионерскими поручениями в Сибирь, и одно из поручений – устройство нового монастыря в Иркутском наместничестве.
Вслед за отцом Феодосием братию монастыря, один за другим, возглавляли отцы строители Зосима, Трифон и Дорофей. В их бытность старая Владимирская церковь из-за ветхости была разобрана и построена новая, тоже деревянная. В 1730 году при иеросхимонахе Петре была построена деревянная теплая церковь во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.
Потом в монастыре был строитель Филагрий, при всех них монастырь выглядел убогим: постройки все деревянные, братии мало, ризница бедна, в украшениях ощущался недостаток.
В 1752 году, 24 февраля по указу Суздальской духовной консистории, определен в строителя Санаксарской пустыни иеромонах Порфирий из Спасо-Ефимьева монастыря. Но он смог продержаться лишь год. После чего Санаксарская обитель была определена под смотрение и управление более обустроенной и развитой Саровской пустыни.
Жизнь монастыря при Ушаковых
Но в 1759 году в монастырь приходит бывший гвардеец монах Федор Ушаков. Его усилиями в монастыре возводится новый каменный храм. Происки врагов против преподобного отца в 1774 году возымели успех, и его сослали в Соловецкий монастырь.
Но начало было положено и монастырь стал расцветать. В 1776 году были освящены теплая соборная церковь в нижнем этаже во имя Иоанна Предтечи, и церковь в честь Преображения Господня под колокольней над вратами обители. В том же году построена каменная колокольня, и к ней с двух сторон пристроена каменная лицевая стена. По правую сторону от входа в монастырь были сделаны въездные ворота. На концах стен по углам обители сделаны две башни: северная с часовней и южная с двумя кельями. Эти постройки возводились по проекту иеродиакона Филарета, а следил за работой иеромонах Вениамин. В 1777 году было начато строительство нового двухэтажного каменного трапезного корпуса, которое было закончено через два года.
16 августа 1780 года была освящена соборная главная церковь Рождества Богородицы. А больничная Владимирская церковь, которая также строилась по плану живописца иеродиакона Филарета в 1780 и 1781 годах и освящена 6 июня 1782 года. В 1781 году по южной стороне строится двухэтажный братский корпус в симметрию с трапезным корпусом на северной стороне. А в следующем году, через небольшой интервал строится еще один двухэтажный корпус, с мастерскими для портных и сапожников на первом этаже. И так 80-е года 18-го века были ознаменованы для обители грандиозным строительством. Число братии и послушников насчитывало более ста человек. При монастыре действовали больница и аптека, которые обслуживали не только братию, но и жителей близлежащих селений. В гостиницу принимали людей любого чина.
В 1810 году была освящена новая кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова. В этот период расцвета монастыря неподалеку от него и селится великий флотовождь России адмирал Ушаков. Очень большую часть времени он проводил в монастыре, а на время Великого Поста и вовсе переселялся в обитель. До самой своей кончины в 1817 году он был ревностным богомольцем и благотворителем монастыря.
А через сто лет из-за оскудения нрава братии монастырь постигла участь закрытия как и многих монашеских обителей на Руси. Дело в том, что последний предреволюционный игумен, преподобноисповедник Александр (Орудов) захотел восстановить в монастыре былую строгость монашеского жития, но часть братии пошла на сговор с большевиками и учинив бунт изгнали настоятеля. В 20-е годы монастырь закрыли, братию репрессировали, святыни поругали…
Новая жизнь Санаксарской обители
В 1991 году монашеская жизнь вновь вернулась в стены обители. На данный момент монастырь восстанавливается, и постепенно обретает вид когда-то утраченной красоты и благолепия. Обитель находится у излучины реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, вниз по течению реки. Места здесь живописные, природа красива. С северной и западной стороны к монастырю подступают боры и рощи, а с южной и восточной, за рекой, пойменные луга и бесчисленное количество больших и малых озер. Недалеко от монастыря находится источник преподобного Феодора. Богат монастырь и мощами. Здесь хранятся мощи преподобного Феодора (Ушакова), праведного воина Феодора (Ушакова) и преподобного Александра исповедника.
Архитектурный ансамбль монастыря интересен тем, что монастырь построен в довольно короткий срок конец 17-го – начало 19-го веков, и в нем практически не наблюдаются другие стили, кроме барокко. Монастырь и вписывается в природу, и одновременно, благодаря вычурному барочному стилю, врезается в окружающий природный ландшафт, и своей динамичностью создает впечатление энергичного воплощения потенциала человека в стремлении к прекрасному.
Труды и жизнь великого адмирала были замечены и прославлены Церковью. В 2004 году было решено канонизировать праведного воина Феодора Ушакова. Так со временем подвиг воина был отмечен и запечатлен в сердцах верующих людей, а память о герое и христианине будет воспеваема в храмах, и его жизнь во славу Бога и Отечества будет всегда вспоминаться народом.
Автор статьи Виктор Чугаев специально для www.goodtourist.ru
За фотографии благодарим фотографа Игоря Годунова