Вена — Австрия — Собор святого Стефана с фото и картой
Собор Святого Стефана (Штефансдом) является символом Вены, а Святой Стефан — покровителем столицы Австрии. Собору более 800 лет. Под собором находятся древние катакомбы — место захоронения представителей династии Габсбургов, его внутреннее убранство просто завораживающе красиво, а в его шпиль вделано турецкое пушечное ядро, попавшее в собор во время турецкой осады города в XVI в. На стенах Штефансдома можно увидеть меры длины, размера и веса, по которым в средние века проверяли товар при покупке, а с его смотровой площадки открывается великолепный вид на Дунай и Вену.
Св. Стефан, первый мученик христианской религии, издавна считается покровителем Вены, не зря в его честь назвали один из великолепнейших столичных соборов. Уже более восьми веков возвышается над городом величественный собор Святого Стефана или Штефансдом. В подвалах храма, среди пышно обставленных интерьеров, находится усыпальница Габсбургов. Местной достопримечательностью является шпиль, венчающий купол здания: в него вмонтировано ядро, одно из тех, которыми поливала город артиллерия Турков в XVI веке. Стены собора исписаны единицами длины и массы, которые использовались в средневековой торговле. Поднявшись на обзорную площадку, можно насладиться прекрасной панорамой столицы Австрии.
Собор Св. Стефана располагается за периметром бывших крепостных стен города, некогда являвшихся фортификациями военного лагеря римлян. Практически сразу после постройки Штефансдома при нем было открыто кладбище, последние могилы на котором датировались XVIII столетием. В начале 30-х годов XVIII века Карл VI распорядился закрыть кладбище, некоторые демонтированные могильные плиты закрепили на стенах храма. Сохранились проходы в склепы, расположенные под землей. Наружные стены собора хранят и другие напоминания о давно ушедших временах: это единицы измерения длины полотна и размеров буханок хлеба. Таким образом, клиенты всегда могли сравнить приобретенный товар с эталоном, избегая обмана нечистых на руку торговцев. Если же какой-нибудь торгаш все-таки вздумал хитрить, его ждало суровое наказание: так, нечестных булочников бросали в корзинах в воды Дуная, причем никого не интересовало, лето стоит на дворе или же зима.
Весьма занимательную вещицу можно найти внутри Штефансдома – это «чудесное» кольцо небольшого размера, называемое "фрайюнг". Примечательно оно тем, что человек, преступивший закон, получал неприкосновенность, пока держался за колечко. Какая оригинальная практика средневекового правосудия, не правда ли? Прекрасная альтернатива тюремному сроку: столько же времени провести в церкви, не сдвигаясь с места.
Возводился храм на протяжении нескольких столетий, поэтому здесь наблюдается смешение архитектурных стилей разных эпох.
Наиболее древним элементом собора является готический портал "Ризентор". Во время подготовки к его строительству в котловане была обнаружена кость мамонта, которая пролежала там, возможно, со времен Всемирного потопа. Примерно тот же возраст, что и портал, имеют расположенные на нем башни "Хайдентюрме".
"Ризентор" – парадный вход Штефансдома – практически всегда был закрыт, лишь в редких, особо тожественных случаях ворота открывались, чтобы пропустить внутрь августейших особ и других высокопоставленных гостей. Рядовые прихожане использовали входы, расположенные на северной и южной сторонах здания. Первый из них носит название "Епископских ворот" и представляет собой портал XIV столетия, второй – "Певческие ворота" – украшен скульптурной группой, изображающей Рудольфа IV с женой в окружении свиты. В руках герцога можно увидеть миниатюрную копию храма.
Рудольф IV сделал многое для собора Св. Стефана, именно ему принадлежала идея придать зданию готические черты. В 1433 г. завершилось строительство 137-метровой южной башни, которой жители города дали прозвище "Штефль". Северную достроить не удалось, причиной стало недостаточное финансирование. В конце 70-х годов XVI века на недостроенную башню, которая в высоту достигла лишь 68 м, водрузили купол, выполненный в стиле эпохи Возрождения. Легенда гласит, что башню не удалось завершить не только из-за недостатка средств. Отвечал за ее строительство архитектор Г. Пукспаум, который в 1440 г. возглавил работы над Штефансдомом. При жизни Пукспауму не суждено было закончить проект, и говорят, что случилось это потому, что мастер ради скорейшего окончания строительства решил заключить сделку с сатаной, но в какой-то момент нарушил ее условия. В отместку властелин тьмы разрушил строение. В середине XIX века городские власти хотели довести до конца дело Пукспаума, однако жителям Вены за прошедшие столетия настолько полюбился облик храма, что они выступили против достройки северной башни.
Помимо своей непростой истории, северная башня примечательна еще и тем, что в ней находится рекордсмен среди австрийских колоколов – знаменитый "Пуммерин", чей вес переваливает за 21 тонну. Гигант был отлит в 1683 г. в честь победы над турками, материалом для колокола стали переплавленные пушки неприятеля. В 1945 году в храме случился пожар, вследствие которого колокол сорвался вниз, расколовшись от удара на несколько частей. Правительство земли Верхняя Австрия выделила деньги на новый колокол, который стал точной копией старого и занял в 1952 году пустовавшее семь лет место на колокольне северной башни.
Колокол всегда звонит в канун нового года. 31 декабря на площади перед собором собирается огромная толпа. Величественный звон "Пуммерина" можно услышать даже в отдаленных районах города. После того, как главный колокол страны умолкает, под звуки вальса Штрауса "На прекрасном голубом Дунае", который, кстати, считается вторым австрийским гимном, страна встречает полночь. А затем залпы салюта озаряют ночное небо, рекой льется шампанское, везде царит атмосфера праздника и веселья, и все это в декорациях старинного центра Вены во главе с вековым собором Святого Стефана.
Если вы окажетесь неподалеку от Штефансдома, ни в коем случае не ограничивайтесь лишь внешним созерцанием этого великолепного архитектурного шедевра – обязательно загляните внутрь. Разнообразие стилей, в которых выполнены интерьеры храма, поражает – десятки мастеров в разное время занимались их украшением. Главный алтарь иллюстрирует казнь Св. Стефана, С правой стороны находится алтарь XVI века, изображающий Петчскую мадонну. Католики чтут и искренне любят образ Богоматери, поэтому Печтская мадонна является чуть ли не главной святыней собора Св. Стефана. История лика, который по приданию некогда мироточил, весьма интересна – в конце XVII века он был привезен в Австрию из Венгрии по распоряжению самого кайзера.
Еще одно восхитительное произведение искусства – это каменная кафедра, созданная А. Пильграмом. На ее перилах мастер разместил небольшие фигурки ящериц и жаб. Такой выбор неслучаен, ибо ящерицы олицетворяют свет, жабы – тьму, следовательно, скрытый смысл композиции – извечное противостояние Добра и Зла. Венчают кафедру портреты четырех основателей католицизма.
Обращает на себя внимание еще один алтарь, относящийся к середине XV века. Он отличается изысканной росписью и искусно выполненной резьбой по дереву. Называется алтарь "Винер нойштадт" – по имени города, откуда он был доставлен.
Признанный шедевр – пышный мраморный склеп Фридриха III, в котором установлено более 200 скульптур.
Столетия тесно связали собор Св. Стефана с городом, он стал неотъемлемой частью Вены, участником роковых исторических событий и сосредоточием удивительных столичных преданий.
Когда-то давным-давно в столице Австрии жила графиня, имевшая огромные богатства и столь же огромную набожность – на территории ее особняка даже располагалась небольшая часовня. Но несмотря на свою религиозную преданность, она была крайне жестока к своей прислуге. Одной из служанок была молодая девушка, сирота, которую графиня почему-то люто возненавидела. Как-то раз у хозяйки пропало дорогое ожерелье из жемчуга, все обвинения тут же легли на ни в чем неповинную служанку. Униженная, раздавленная произволом и нахальством, она пришла в часовню и вознесла мольбы мадонне. Графиня, услышав молитву девушки, высокомерно заявила: «Это моя Дева Мария, и твои стенания она не услышит!». Однако обвиняемой ничего не оставалось, кроме как продолжать уповать на всемилостивую Богоматерь. Эту картину увидел вахмистр, не поверивший доводам графини, по его приказу в доме был произведен обыск. В результате ожерелье было обнаружено в конюшне. Как оказалось, кражу совершил конюх – невиновность служанки была доказана. Графиня же, разочаровавшаяся в Деве Марии, которая пришла на помощь прислуге, передала икону храму. Вскоре все жители города узнали об этом чудесном случае, а мадонна стала священной заступницей слуг, помогающей им в трудную минуту.
Среди примечательных могил, расположенных в Соборе Святого Стефана, можно выделить захоронение принца Евгения Савойского. Этот человек был настоящей легендой, отважным и мудрым полководцем. Карл VI организовал шикарные похороны Савойского, взяв на себя все расходы, связанные с церемонией. После этого кайзер посчитал свою миссию выполненной и решил предоставить право обустроить гробницу наследникам великого полководца. Благо, средства на обустройство были: внучатая племянница усопшего Анна Виктория получила баснословное состояние. Но родственница почему-то не спешила заниматься могилой своего дядюшки, напротив она, казалось, напрочь забыла о своем долге и выставила на продажу большую часть недвижимости Савойского, годами собираемую библиотеку и уникальную коллекцию произведений искусства. И только по прошествии 18 лет о захоронении вспомнили, однако это была не невежественная Анна Виктория, гробницу довела до надлежащего состояния жена племянника принца. В часовне, где Евгений Савойский нашел последнее пристанище, находится огромное распятие. Привлекает внимание оно тем, что борода Иисуса на нем выполнена из натуральных волос, которые, по приданию, растут и ежегодно их нужно подстригать.
Штефансдом полон и других удивительных сюрпризов и всевозможных произведений, демонстрирующих верх художественного мастерства. Наслаждаясь всем этим великолепием, не забывайте, что собор – это не только достояние Австрии, но и всего человечества, так что пожертвование храму, пускай даже самое небольшое, будет весьма благородным поступком.
Как ни странно, приобщиться к древней культуре Австрии можно, спустившись в венскую подземку. Дело в том, что при строительстве метро была обнаружена неожиданная находка – часовня, датируемая XIII столетием. Когда-то эта постройка была частью подземных галерей собора Марии Магдалены, разрушенного в начале 70-х годов XIX века.
На площади напротив собора Святого Стефана постоянно бурлит жизнь – спешат по делам занятые венцы, снуют туда-сюда, щелкая своими фотокамерами, многочисленные туристы. Достопримечательностью площади являются фиакры – коляски, в которые впряжены лошади. В австрийской столице лошадь – полноправный участник дорожного движения, что нынче редко встречается в крупных европейских городах. Фиакры получили название от парижского собора Св. Фиакра, где находилась стоянка извозчиков. Поездка в такой коляске доставит массу удовольствий – можно проникнуться непередаваемым венским духом и послушать фиакрщика, который знает множество занимательных историй о своем городе.
Автор Андрей Гецевич